Урок географии в 8-м классе по теме: "Лесные зоны России"

Разделы: География


Цели:

  • Систематизировать и углубить знания о природной зоне лесов.
  • Расширить знания о взаимодействии компонентов на примере этой зоны.
  • Дать оценку природным условиям и ресурсам, показав влияние хозяйственной деятельности на состояние природы зоны.
  • Развивать умение характеризовать зонами природные комплексы, используя тематические карты, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Продолжить формирование эстетических и нравственных отношений к природе, чувства ответственности и личной сопричастности проблемам охраны природы.

Оборудование: Карта “Природные зоны России”, лесная газета, пейзаж Шишкина, картина с изображением леса, проектор, магнитофон, корзинки, варенье, грибы, лекарственные растения, кедровые орехи, картины: малютка, выпь, сморчки, иволга, черный дятел, тетерев, зимородок, вальдшнеп.

I Этап. Вступление. “Значение леса в развитии материальной и духовной культуры народа”

“Гимн лесу”

При взгляде из космоса на нашу планету видно преобладание двух цветов, двух огромных пространств воды и растительности. В различное время года дня в разную погоду листья деревьев, кустарников, травы меняют свою окраску. Ее отметки так же неожиданны и непроизвольны, как воды морей. Недаром они соперничают даже на полотнах художников.

В России площадь, покрытая лесом, составляет 45 % ее территории. Запасы леса в нашей стране составляют 22% мировых. Это очень высокие показатели.

Лес…одно из самых коротких слов в нашем языке, а как много вобрало оно в себя.

Лес необходим нам как воздух, вода, пища.

Надо понять главное, что лес – это не просто совокупность деревьев и непросто будущие дрова, бревна, доски, но и еще “легкие нашей планеты”, “фабрика кислорода” 1 га леса за год очищает 18 млн. м3 воздуха от CO2, поглощает 64 т других газов и пыли, а взамен поставляет млн. м3 O2.

Вместе с O2 растения обогащают воздух летучими веществами, убивающими болезнетворных бактерий – фитонцидами. Горький запах белых кистей цветущей черемухи, смолистый аромат лопающихся тополиных почек, пряный запах цветущей липы – это все фитонциды. Сосна, пихта, кедр, можжевельник особенно много выделяют этих веществ (фитонциды сосны губительно действуют на туберкулезную палочку), так что лес – это еще и санитар биосферы.

А теперь представьте: сухой жаркий ветер, встретив на пути лес, получив от него влагу, станет мягче, нежнее и на полях окруженных лесами - затишье, т.е. ослабляет ветровую эрозию.

Или пришла весна, талые воды прорывают канавки, будущие овраги. Но вот на пути встал лес, утихомирив бурный поток, разбив его на отдельные плавные ручейки – остановил водную эрозию. Лес не только верный и надежный страж плодородия, но и активный его создатель – лесная подстилка со временем превращается в перегной. Лес – это здоровье и отдых людей, неиссякаемый источник такого вещества. Но и наконец, лес является источником разнообразного ценного сырья - 20 тыс. наименований продукции. Среди всех лесных продуктов особое место занимает древесина, только механическая, обработка которой дает 500 видов изделий.

Это то, что скрывается за таким коротким словом “лес”!

II Этап. “Портреты леса”

Мы сказали, что лес занимает огромную площадь нашей страны – 45%. Какие леса встречаются в России? В каких условиях они произрастают? Все это мы узнаем из отчета групп.

(Перед группой ставилась задача не только охарактеризовать ПЗ по плану, но и создать ее образ, портрет, раскрывающий красоту и неповторимость ПЗ).

Таблица + портрет

Начнем с тайги – самой большой по занимаемой площади природной зоны России.

Итак, мы узнали, лесные зоны нашей страны состоят из тайги, смешанных и лиственных лесов, т.е. русский лес – это и глухомань тайги, и величие дубрав, сосновые боры и белоствольные березняки.

III Этап. “Лесные голоса”

После таких ярких, образных портретов хочется очутиться в лесу, побродить, услышать лесные голоса, но прежде, чем мы окажемся в лесу, помните:

(На доске)

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам, за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкой скок в ручеек.
“Что” мышью шныряет под листьями в норах.
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “отчего” на зеленом месте,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень,
Вопрос за вопросом и так целый день.

Запись “Лесные голоса”. Итак, мы в лесу, прислушайтесь.

  1. Гроза.
  2. Пчелы на цветущей яблоне.
  3. Серая славка.
  4. Озерные лягушки.
  5. Стриж.
  6. Сороки у гнезда.
  7. Удод
  8. Соловей

К голосу стрижа:

Нет, не точильщик на камне зернистом
Лезвие точит звенящих ножей -
Вихрем снижаясь, с пронзительным свистом
Мимо проносится стайка стрижей.

К голосу соловья:

Соловьи у нас – артисты, как прищелкнут меж ветвей,
Как рассыплют голос чистый, что там курский соловей,
Так играет вдохновенно, так ведет свою игру,
Что начнут зарей вечерней и кончают по утру.

IV Этап. “Школа следопытов”

“Кто следы знает, тот всю зиму промышляет”

Каждой группе предлагается по следу узнать животное.

  • 1 группе – след волка
  • 2 группе – след медведя
  • 3 группе – след рыси
  • 4 группе – след зайца

И ответить на вопрос:

  1. Почему говорят что “волка ноги кормят”?
  2. Почему медведя называют косолапым?
  3. Чем отличается след рыси от следов других хищников, например, волка или лисицы?
  4. Куда зайцу бежать удобнее в гору или под гору?

К следам волка: (см. Рисунок 3)

Пословица “Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит”, верна только в летнее время. В зимнюю пору волк часто смотрит из лесу. Зимой этому довольно грозному зверю трудно бегать в лесу по рыхлому глубокому снегу, а ведь волка “ноги кормят”. В это трудное время нередко по дорогам и тропам, проложенным человеком или лосями и оленями приближается волк к человеческому жилью. Волчья стая проходит большие расстояние 30-50 км. На длительных переходах семья по тропе растягивается гуськом, ставя лапы в следы передового. Только на крутых поворотах или при обходе препятствий можно сосчитать число членов стаи.

К следам медведя: (см. Рисунок 2)

Когда закружатся последние листья березы и заиндевеет от первых заморозков клюква на болотах, разжиревшие, отъевшиеся медведи ищут место для берлоги. Старые опытные звери делают это по черной тропе – до первого снега. Однако случается, что преждевременно выпавший снег застает медведя врасплох и тогда можно видеть следы широких когтистых лап. Следы небольшого медведя очень похожи на следы человека в больших валенках, та же длина шага, та же величина отпечатков. Но если человек попробует пройти по медвежьему следу, ступая точно в отпечаток лап, то сделать это довольно трудно – ноги приходится выворачивать: дело в том, что человек ставит ступни ног пятками внутрь, носками немного наружу, а медведь наоборот – пальцами внутрь.

Поэтому и прозвали медведя косолапым.

Медведь оставляет много и других следов – осенью лучшие урожайные рябины валит на землю или раздирает стволы пополам, в тайге обламывает ветви кедра, разрывает муравейники, разбрасывая их на 2-3 метра вокруг. Летом оставляет метки на деревьях, встав во весь рост нещадно дерет кору огромными когтями (у восточно-сибирского – 10см). После таких “объятий” кора висит лоскутками, по стволу бежит смола.

К следам рыси: (см. Рисунок 4)

В глухих лесных уголках можно встретить крупные округлые следы рыси – хищника кошачьей породы. Втяжные когти рыси, как у всех кошачьих, отпечатков не дает. Поджарая, длинноногая рысь лучше, чем волк приспособлена к движению по глубокому снегу. Ее густо опущенные ступни опускаются бесшумно, не чертят по снегу. Благодаря острому зрению, слуху и большой осторожности, она умеет избегать встречи с человеком.

К следам зайца: (см. Рисунок 1)

В средней полосе водятся 2 вида зайцев: беляк и русак. Беляк зимой бел как снежный ком и когда несется быстро по сугробам, его выдают лишь черные кончики ушей. Русак крупнее и сильнее. И зимой и летом рыжевато-серого цвета. Следы зайца легко обнаружить и узнать: задние лапы спереди, передние позади. Вот почему зайцу бежать удобнее в гору, с горы он просто скатывается кубырем. Одетые снизу густой шерстью пальцы лап беляка могут сильно раздвигаться по снегу, за что беляка и называют “зайцем на лыжах”. Заяц оставляет и другие характерные следы – кусты под снегом бывают острижены ими словно ножницами садовника, а молодые деревья очищены от коры.

V Этап. “Вопросы старичка - лесовичка”

Ученик в костюме старичка задает вопросы, по 3 каждой команде.

После всего, что мы узнаем о лесе и его обитателях, попробуем ответить на вопросы старичка – лесовичка.

  1. Какой зверь в наших лесах самый маленький? (см. Рисунок 10)
  2. Почему выпь зовут “водяным быком”? (см. Рисунок 14)
  3. Какие съедобные грибы появляются первыми? (см. Рисунок 9)
  4. Какая птица кричит “драной кошкой”? (см. Рисунок 15)
  5. У какой птицы глаза сдвинуты к затылку? (см. Рисунок 12)
  6. Какие певчие птицы прилетают к нам последними? (см. Рисунок 16)
  7. Чем сорочье гнездо отличается от вороньева?
  8. Какая у нас самая маленькая птица?
  9. Какого цвета самый крупный из наших дятлов?
  10. Какие птицы ночуют, зарывшись, снег? (см. Рисунок 11)
  11. Почему мертвый клест даже в тепле долгое время не разлагается?
  12. Какая птица делает в гнезде подстилку из костей рыбы? (см. Рисунок 13)

VI Этап. “Ярмарка” (8 мин)

А теперь все на ярмарку!

(Звучит песня) На столе: варенье, грибы, корзинки, расписные тарелки, доски, лекарственные травы, кедровые орехи.

1 ученик:

Добрый день, гости званные и желанные
Мы, купцы российские, люди торговые
Собрались на ярмарку на веселую, на старинную.

2 ученик:

Давай подходи и других находи!
\Хотя я сам не пригож, но товар привез хорош.

3 ученик:

Я жду опять дождя грибного
Я по лесам бродить привык
И жду опять, когда пробьешься снова
Едва приметный боровик.
Покупайте грибы, соленые, сушеные!

4 ученик:

Здесь в зарослях лесных, где вся для сердца мило
Где чистым воздухом сладостно дышать
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.

5 ученик:

Покупайте орехи! По питательным качествам они превосходят мясо, молоко. Орехи содержат 36% масла, которые используют в парфюмерии. В ядре ореха 0,65 мг витамина B, до 10 мг витамина E. В скорлупе – 12% , применяют виде настоя для лечения глухоты.

6 ученик:

Чай с брусничным, черничным или клюквенным вареньем – это просто наслажденье. Это не просто вкусно, но и полезно. Брусника и клюква как поливитаминные шарики – в нарядных ягодках природа собрала так много полезного, а заключенный в них антисептик – бензойная кислота позволяет сохранять ягоды свежими очень долго. Например, соболь сильно худеет, если на бруснику не урожай в тех местах, где он живет.

А про чернику в медицинских книгах сказано: “Занимает 1 место среди всех ягод и фруктов, по содержанию Mn, в ней много Fe, а они необходимейшие элементы для жизни. Ягоды черники содержат вещество, которое улучшает зрение ночью.

1 ученик:

Подходи честной народ!

Стою на краю, чуть не даром отдаю, за загадки, за шутки, за песни, прибаутки.

Пословицы:

В лес не съездишь, так и на печке замерзнешь.

В лесу дров не нашел.

В лесу дуб – рубль, в столице по рублю спица.

В глазах как лисица, а за глазами как волк.

Бояться волков – быть без грибков.

Белку ловить – ножки отбить.

Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

Ворона в павлиньих перьях. …

VII. Этап. “ Лесная почта”

  1. Кто из зверей оставил такие своеобразные следы? (см. Рисунок 8)
  2. Назовите тип почвы. Каковы особенности их строения? В каких условиях они сформировались? (см. Рисунок 5)
  3. Где на территории России обитают тигры? Почему про этот район говорят, что здесь сошлись север и юг? (см. Рисунок 7)
  4. Что это за птицы? Почему они живут в тайге, и почему тушка мертвой птицы долго не разлагается даже в тепле? (см. Рисунок 6)

VIII. Этап “Берегите лес”

“Лес – это капитал, принадлежащий многим поколением” - сказал один ученый, т.е. лес, как и жизнь бесконечен. Природа распорядилась таким образом, что лес в отличии от других богатств (ресурсов) восстановим. Требуется только одно, научится беречь его.

Но тревога за жизнь неустанна
Гибнут звери, птицы, цветы.
Унося с собой беспрестанно часть красоты.

Для того чтобы сохранить многие редкие растения и животных их поместили в Красную книгу, созданную в 1966 г. Красный цвет-сигнал опасности. В нее записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц нашей страны.

Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил мир многолетний
Ради света грядущих зарниц.

Берегите эти земли, эти воды
\Даже былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.