Урок по русскому языку на тему: "Правописание падежных окончаний имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить знания учащихся по данной теме;
  • повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной;
  • проверить знания учащихся по теме “Имя существительное” в виде тестирования.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.

Развивающие:

  • развивать внимание, мышление, память.

Литература:

  1. Т.Г. Рамзаева “Русский язык в 4 классе”.
  2. Т.Г. Рамзаева “Уроки русского языка в 4 классе”
  3. В.А. Иванова “Занимательно о русском языке”
  4. В. Волина “Веселая грамматика”
  5. Ш.В. Журжина “Дидактический материал по русскому языку”

Структура урока

Этап урока Содержание Время
I Орг. момент 1-2
II Чистописание 1-2
III Словарь в ПОС (эскалатор) 3
IV Повторение падежей (устная работа) 5
V Повторение о падежах (письменная работа) 5
VI Физминутка 1
VII Работа в парах сменного состава 10-12
VIII Тестирование 8-10
IX Подведение итогов Д/З 1-2

 

Этап урока СОДЕРЖАНИЕ Примечание
Орг.момент Сегодня мы с вами, ребята, обобщим знания о падежах. Для этого отправляемся в страну Словографию. Вы уже знаете, что в ней много городов.

- Какие города в этой стране вы знаете? (Фонетика, графика, орфография, пунктуация, синтаксис, морфология, этимология, словообразование)

Сегодня мы побываем в городе Морфологии и заглянем в большой его район Имя существительное. А если быть совсем точными, то нас сегодня ждет встреча с нашими друзьями-падежами, и мы повторяем тему: “Правописание падежных окончаний имен существительных”. Нам придется много писать, поэтому для начала несколько упражнений.

 
Чистописание - Задание: Написать слова, исправляя ошибки. Какие правила, мы повторяли?

Ежы, ершы, падежы

Щюки, чяйки, волчята.

- А в каком городе мы побывали, выполняя это задание? (орфография)

 
Словарь А вот написание словарных слов повторяем в парах ограниченной сменности (эскалатор).  
Повторение о падежах
  1. пись-менно
  2. устно
1) Как вы думаете, ребята, нам нужны падежи? Зачем? На первом уроке нам наши друзья-падежи говорили: “Без нас нельзя. Мы указываем на отношения нашего хозяина существительного к другим словам в предложении”. Прежде, чем начать работу, давайте повторим падежи:

У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей.
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!

Именительный (кто? что?) это когда мы хотим назвать кого-либо по имени.

Родительный (кого? чего?) указывает на принадлежность

Дательный (кому? чему?) добрый падеж. Падеж давания.

У винительного (кого? что?) два вопроса, и оба, чужих, напрокат.

Творительный (кем? чем?) это инструментальный падеж. Им творят, работают.

Предложный ( о ком? о чем? ) этот падеж на костылях. Ему без них нельзя. Костыли – предлоги. Без них он не существует.

Ну а теперь попробуем изменить слово мох. Вам надо списать стихотворение, ставя слово мох в нужный падеж.

Жил старичок – моховичок
Из мха (р.п.) он сделал пиджачок.
Он валенки из мха (р.п.) скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом (т.п.) зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом (т.п.) питался,
Во мху (п.п.) он жил и не тужил,
Он мху (д.п.) “спасибо” говорил…
Но был он очень одинок,
Тот старичок – моховичок!

- Проверка

2) - А теперь потренируемся устно в определении падежей. Я читаю стихотворение, а вам надо узнать падеж слова терпение. Работаем с орфочасами.

Терпение

Кто более иль менее
С терпением (т.п.) знаком
Считает он терпение (в.п.)
Совсем не пустяком.
По щучьему велению
Оно не входит в дом
Мы учимся терпению (д.п.),
И учимся с трудом.
Не случай, не везение
Тебе помогут вдруг,
Терпение, терпение (и.п.) –
Твой самый верный друг.
Под натиском терпения (р.п.),
Приняв неравный бой,
Таблица умножения
Падет перед тобой.
С черчением и пением
Справляются терпением (т.п.)
Учись – и здесь терпение (в.п.)!
Справляться с долотом,
К терпению (д.п.) умение
Прибавится потом.
И есть такое мнение
У всех людей труда,
Что главное – терпение (и.п.),
Во всем. Везде. Всегда.
И разве без терпения (р.п.)
Я мог бы кончить в срок
О нем стихотворение –
Вот эти тридцать строк! (Г. Мамлин)

- МОЛОДЦЫ!

1 человек у доски
Физминутка    
Работа в парах сменного состава Еще несколько заданий на определение падежа имен существительных.

Стр.101 Упражнение 228

А теперь я предлагаю вам погулять по замечательному району Имя существительное вместе с друзьями-падежами. Работаем в парах сменного состава.

Задание: Списать предложение, поставить нужную букву в окончание существительного, определить склонение, падеж.

Списать, выделить, указать склонение и падеж
Тестирование - А теперь давайте обобщим наши знания об имени существительном и выполним тестирование, но сначала отвечаем на мои вопросы:  
Итог урока - Что такое имя существительное?

- как изменяется имя существительное?

Что имеет имя существительное?

Как определить род имени существительного?

- Как определить какого склонения имя существительное?

- Какими членами предложения могут быть имена существительные?

Вы хорошо поработали на уроке. Сегодня получают отметки….

Д/З

Если на уроке остаются время, можно использовать кроссворд “Имя существительное”.

 

Тестирование по теме: "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ” (Приложение 1)

Кроссворд (Приложение 2)