"Круглый стол" для родителей вновь поступивших воспитанников

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цель: ознакомление родителей с особенностями работы С(К)ОУ начальная школа - детский сад (для детей с нарушением зрения), графиком работы сотрудников, кабинетами специалистов С(К)ОУ, выявление предпочтений родителей направлений воспитания детей.

Оборудование: мебель: столы и стулья для родителей и специалистов необходимо расставить по кругу. Анкеты для родителей, магнитная доска с магнитами, плакаты с наименованиями наиболее важных проблем в работе с детьми: проблемы здоровья, проблемы поведения детей, проблемы обеспечения игрушками, книгами детей, проблемы физического развития, обучение рисованию и развитие мелкой моторики, проблемы интеллектуального развития детей, развитие речи.

На “круглом столе” присутствуют директор, заместитель по ВМР, педагог-психолог, учитель-тифлопедагог, инструктор ФИЗО, старшая медицинская сестра, врач-офтальмолог. Ведущим “круглый стол” может быть заместитель директора по ВМР, психолог или директор.

Перед началом “круглого стола” родители заполняют анкету (приложение 1) знакомятся с фотовыставкой групп и кабинетов детского сада, рассматривают экспозицию работ детей “Моя семья”.

1. “Круглый стол”

Директор С(К)ОУ. (Предмет выступления- история создания образовательного учреждения, особенности работы С(К)ОУ, перспективы сотрудничества со школой по дальнейшему обучению детей с нарушением зрения)

- Уважаемые родители, сегодня мы встречаемся с вами за “круглым столом”, чтобы лучше познакомиться нам с вами. Сегодня вы имеете возможность задать интересующие вас вопросы, а мы - лучше узнать вас. Мы делаем одно общее дело - воспитываем детей. И от того, как хорошо мы это будем делать, зависит конечный результат - каким человеком будет ваш ребенок.

Наш детский сад был построен в 1987 году. Вначале он предназначался для всех детей, а с 1998 г. только для детей с нарушением зрения. Для того, чтобы после окончания детского сада продолжить офтальмологическое лечение и наблюдение и должным образом скорректировать учебный процесс, с 1998 г. у нас открылись первые классы школы. И сейчас дети после окончания подготовительной к школе группы имеют возможность поступить в 1 класс нашей школы или в 1 класс школы №2, в которой также созданы классы охраны зрения. В нашем образовательном учреждении созданы все условия для лечения и восстановления зрения детей, педагогической коррекции и воспитания детей с нарушением зрения. Наше образовательное учреждение отличается от других тем, что здесь вместе с воспитанием и обучением детей с нарушением зрения от 3 до 7 лет проводится и лечение зрения. Работа с детьми проводится по Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1V вида (для детей с нарушением зрения), рекомендованной Министерством образования РФ. У нас имеется офтальмологический кабинет с необходимым набором медицинской аппаратуры для диагностики и лечения зрения. Кроме занятий по всем направлениям дошкольного образования, проводятся специальные коррекционные занятия тифлопедагогами: по развитию зрительного восприятия, развития мелкой моторики, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, формировании неречевых средств общения (мимика и пантомимика), ритмика.

Врач-офтальмолог. (Предмет выступления - значимость сотрудничества родителей и образовательного учреждения, обоснованность необходимости соблюдения рекомендаций офтальмолога).

- Для того чтобы процесс лечения зрения проходил успешно, необходимо выполнение требований специалистов: обязательное ношение очков при назначении врачом. В случае назначения очков, лучше заказать сразу пару. В одних ребенок ходит в детском саду. Другие надевает дома. Это удобно, если ребенок по какой-то причине сломает одни очки. Другие он сможет носить, не прерывая процесс лечения. Это очень важно. Необходимо помнить, что глаза - это не законченный, а развивающийся орган. Глаза гибки и динамичны и всегда находятся в состоянии развития. Часть их будущего состояния, конечно, зависит от того, что заложено было в прошлом, но вы все-таки должны помнить, что большая часть их состояния зависит от вас. Необходимо обязательное ежедневное посещение ребенком детского сада, потому что назначается курс лечения, который может длиться 2 недели, затем перерыв. С детьми работают педагоги, тифлопедагоги. Затем снова назначается курс лечения.

Учитель-тифлопедагог. (Предмет выступления - ознакомление с направлениями и особенностями работы тифлопедагога с детьми с нарушением зрения.)

- Первое, на что мы обращаем внимание в процессе своих занятий, это умение ребенка ухаживать за своими очками: беречь их от ударов, не класть на жесткую поверхность стеклами вниз (во избежание повреждения стекол), следить за чистотой стекол в очках, уметь мыть очки, протирать их мягкой тряпочкой.

Тифлопедагог в группе занимается обследованием исходного уровня развития ребенка и проводит коррекционные занятия по подгруппам и индивидуальную работу, разрабатывает специальные коррекционные занятия с учетом возраста и характера нарушения зрения детей, оформляет специальные пособия. Тифлопедагог группы также помогает воспитателям в подготовке и проведении занятий и организации свободного времени детей. Тифлопедагог занимается педагогической коррекцией. Родителям необходимо постоянно следить, чтобы у ребенка дома было достаточное освещение, удобное рабочее место, регулировать время просмотра телепередач, игр за компьютером. В зависимости от возраста и патологии зрения время может составлять 10 - 15, 20 минут. Подробнее вы можете проконсультироваться у тифлопедагога индивидуально. Соблюдать режим дня (вовремя укладывать спать ребенка, соблюдать время кормления ребенка в выходные дни)

Инструктор ФИЗО. (Предмет выступления – особенности работы инструктора ФИЗО с детьми с нарушением зрения, актуализация работы детей и родителей по здоровьесбережению).

- Работая с ребенком, имеющим нарушения зрения, мы учитываем тот факт, что помимо профилактического направления работы с ребенком, необходимо проводить и коррекционную работу: укрепление ослабленных мышечных групп, развитию физических качеств и функциональных способностей организма. Большое внимание мы уделяем профилактике нарушений осанки детей. У нас имеются специальные пособия для выработки правильной осанки (показ и объяснение), профилактике плоскостопия. Родителям необходимо постоянно контролировать осанку детей во время рисования, занятий, связанных с напряжением глаз. Систематические прогулки на воздухе будут способствовать оздоровлению детей. Не сидите в выходные дни дома. Выходите вместе с детьми на лыжах, на санках, на коньках. Вы хорошо и с пользой для здоровья проведете время. Мышцы глаза, находящиеся во время лечения в работе требуют повышенного кислородного обеспечения. Частые прогулки способствуют снабжению мышц глаза кислородом, а значит и успешному результату лечения.

Ведущий. Для того, чтобы у вас была возможность индивидуально проконсультироваться у специалистов, предлагаем вам график работы специалистов Каждому участнику раздается график работы специалистов С(К)ОУ.

Заместитель директора по ВМР. (Предмет выступления- ознакомление с лечебными кабинетами, кабинетами специалистов) В нашем образовательном учреждении созданы все условия для воспитания и лечения зрения детей. (Демонстрируется видеокассета лечебных кабинетов и кабинетов специалистов)

Офтальмологический кабинет оснащен диагностической и лечебной аппаратурой: скиаскопия проводится для определения вида и степени рефракции, монобиноскоп- для исследования и восстановления монобинокулярных и бинокулярных зрительных функций при амблиопии и косоглазии. Макулотестер, синоптофор, гириметрия, исследование цветового зрения с помощью “пороговых таблиц”, (см. фото1) макулостимулятор, лазерный аппарат, ДАК 1 (см. фото 2) бивизотренер - вот далеко не полный перечень аппаратов офтальмологической диагностики и коррекции, используемый в нашем образовательном учреждении. В работе с детьми используется аппарат биологической обратной связи - БОС.

В С(К)ОУ имеется физиокабинет, в котором проводится физиолечение простудных заболеваний по назначению врача-педиатра.

В кабинете логопеда проводятся занятия по коррекции речи детей с 5 лет.

В двух физкультурных залах проходят физкультурные занятия. Имеется все необходимое оборудование: скамейки, маты, сухой бассейн, скакалки, мячи различных размеров, обручи и др. Недавно получено оборудование, состоящее из крупногабаритных модулей и коррекционного оборудования. С детьми проводятся занятия ритмикой и музыкальные занятия в музыкальном зале.

С 4 лет с детьми занимается воспитатель (с правом преподавания ИЗО) в кабинете ИЗО деятельности.

Комната русского народного быта “Изба” создана с целью ознакомления детей с бытом и предметами домашней утвари русского народа. В ней находится макет русской печи, ухват, прялка, самовар, сундук, горшки, кочерга и др. предметы, которые дети в повседневной жизни не имеют возможности видеть. С детьми в комнате русского народного быта проводятся занятия по программе “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” Князевой О.Л., Маханевой М.Д.

В кабинете тифлопедагога проводятся занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке.

Во всех кабинетах С(К)ОУ созданы офтальмогигиенические условия, специальный распорядок жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей детей с нарушением зрения.

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения.

Конечной целью нашей работы является стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной жизни его в обществе сверстников и в школе.

2. Доска предпочтений

Родителям предлагается на выбор несколько проблем, из которых необходимо выбрать одну, по их мнению, самую важную. Поставить фишку напротив наименования проблемы. Родителям детей нужно рекомендовать долго не обдумывать проблему. Первое предпочтение отражают сразу же на доске проставлением фишки. Фишку ставят одну. Больше одной фишек ставить нельзя. Родителям необходимо объяснить, что все проблемы важны в воспитании детей, но из всех необходимо выбрать лишь одну наиболее важную.

(У нас, в С(К)ОУ, на “Круглом столе” получилась следующая картина предпочтений, по мнению родителей, направлений в воспитании детей с нарушением зрения)