Урок-игра по естествознанию "Следствие ведут знатоки" на тему: "Химические элементы" (по программе и учебнику А.Е. Гуревича). 5-й класс

Разделы: Физика

Класс: 5


Цели урока:

  • дать понятие “химический элемент”, познакомить учащихся со знаками химических элементов, научить их определять название химического элемента по его порядковому номеру, давать характеристику элемента по его положению в периодической таблице Д.И.Менделеева;
  • способствовать формированию умений учащихся самостоятельно приобретать знания, развивать мышление, делать выводы;
  • в организации парной деятельности, взаимоконтроля развивать коммуникативные способности учащихся.

План урока:

Этапы урока

Время, мин.

Приемы и методы

1. Постановка целей урока.
Актуализация опорных знаний.

5-7 мин.

Фронтальная беседа.
Работа у доски.
2. Изучение нового материала.

20 мин.

Беседа, использование рисунков, записи в тетради, работа с таблицей.
3. Физминутка

1-2 мин.

Игра
4. Закрепление и обобщение.

7-9 мин.

Выполнение индивидуальных заданий с последующим взаимоконтролем.
5. Домашнее задание

2 мин.

Запись на доске.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя: Сегодня наш урок будет проходить в форме игры. Мы с вами, ребята, будем вести следствие, в ходе которого должны выяснить, что такое химические элементы. Обычно ведущих следствие людей называют следователями или знатоками. Знатоки должны очень многое знать и уметь, быть очень внимательными и наблюдательными, уметь слушать и всегда все стараться замечать и запоминать. В расследовании каких-либо дел знатоки проводят экспертизы, т.е. выступают в роли экспертов. Эксперты – это специалисты, исследующие какие-либо вопросы, для решения которых требуются специальные знания в области науки, техники и т.д. Для того, чтобы проверить достаточно ли вы внимательны, хорошая ли у вас память, я предлагаю вам несколько заданий для разминки.

Задание 1. Найдите ошибки в тексте (текст спроецирован на доску с помощью кодоскопа или мультимедийного проектора): “Атом состоит из ядра, вокруг которого движутся протоны. Ядро состоит из нейтронов и электронов. Нейтроны имеют положительный заряд, электроны – отрицательный. Массы протонов, электронов и нейтронов равны. Ядро атома имеет отрицательный заряд”

Задание 2. Определите, какие частицы изображены на доске?

Ребята должны вспомнить отличие атомов от ионов, положительных ионов от отрицательных.

2. А сейчас, как настоящие следователи, мы с вами заводим дело о химических элементах. (Дети открывают тетради, записывают № дела – текущую дату, название дела – тему урока.)

– Посмотрите на доску – здесь изображены 2 атома. Есть ли у атомов какое-нибудь отличие? (разное количество нейтронов) 

– А что у этих атомов общего? (Заряды ядер равны.)

– Оказывается такие атомы, а точнее определенный вид атомов, у которых один и тот же заряд ядра, называют химическими элементами (определение записать в тетрадь).

– Каждый химический элемент имеет свой номер, название и буквенное обозначение. В настоящее время известно более 100 химических элементов.
Все знатоки и сыщики заводят кроме дел картотеки, где у каждого, кого они туда вносят, есть фото, номер, различные необходимые сведения. Такую “картотеку” для химических элементов пытались составить многие ученые, но удалось это сделать только одному – великому русскому ученому Д.И.Менделееву. Именно он, внимательно изучая строение атомов, смог расположить их в определенном порядке, учитывая все признаки и свойства химических элементов.

– Записать в тетрадь: “Русский ученый Д.И.Менделеев, учитывая все признаки и свойства химических элементов, сгруппировал их в большую таблицу, которая отражает периодический закон химических элементов”.

– Рассмотреть таблицу. Найти в ней знакомые элементы.

– Для определения “адреса” элемента, т.е. его положения в таблице Менделеева Д.И., нужно назвать номер периода, номер ряда и номер группы, на пересечении которых расположен данный химический элемент. (Ребята определяют “адреса” алюминия, золота, серебра.)

– А сейчас весь “следственный отдел”, работая с “картотекой” химических элементов, должен определить главных “квартиросъемщиков” по следующим “адресам” (ребята выполняют работу, обратную предыдущей).

3. Проведение физминутки.

4. Теперь, ребята, я предлагаю вам еще раз посмотреть на рисунки, изображенные на доске и выполнить следующие задания:

а) сравните количество протонов в ядре каждого химического элемента с их порядковыми номерами (в результате приходим к выводу о том, что порядковый номер химического элемента указывает на заряд ядра, т.е. на количество протонов в ядре, записать вывод в тетрадь);

б) сколько орбит, по которым движутся электроны вокруг ядра у каждого изображенного элемента? Сравните их количество с номерами периодов этих элементов. Сделайте и запишите в тетрадь вывод (№ периода указывает на количество орбит вокруг ядра элемента);

в) сравните количество электронов на последней орбите с номером группы в таблице и сделайте соответствующий вывод, запишите в тетрадь (№ группы, в которой расположен химический элемент, указывает на число электронов, движущихся по последней орбите вокруг ядра атома).

5. Для проверки и закрепления знаний предлагаются следующие задания:

а) составьте “фоторобот” химического элемента “углерод” (дети должны в тетради нарисовать атом этого элемента, найдя его в таблице и определив его порядковый номер и “адрес”);

б) представьте, что вы следователи, работающие в разных отделах или городах и вам нужно послать запрос на какой-либо химический элемент своему коллеге (сидящему рядом). Бланки запросов уже готовы и вам необходимо только заполнить их (бланки раздаются каждому ученику; заполнив их, ребята обмениваются бланками и проверяют друг друга, исправляя ошибки и выставляя оценки, затем все бланки сдают учителю).

На Ваш запрос о химическом элементе______________________________ (название элемента) высылаю следующую информацию:

Фамилия и имя элемента__________________________________________ (буквенное обозначение и порядковый номер)

“Адрес” элемента________________________________________________ (местоположение в таблице Д.И.Менделеева)

“Фоторобот”

 

Следователь 5__ класса __________________________________________ (фамилия)

 6. В конце урока учитель подводит итоги, задает домашнее задание.