Интегрированный урок русского языка и английского языка по теме: "Алфавит. Запись слов по алфавиту"

Разделы: Иностранные языки


Цель: закрепить знание порядка букв русского алфавита, показать сходство и различия русского и английского алфавита, развивать умение записывать слова в алфавитном порядке, закреплять умение производить звукобуквенный и синтаксический разбор предложения.

Оборудование: таблицы “Алфавит русского языка”, “Алфавит английского языка”, набор букв, набор картинок, карточки со словами: дерево, лампа, девочка, собака, кошка, сумка, рисунки клякс, пальчиковая кукла-мальчик, учебник “Русский язык” - 4 класс, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель начальных классов:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

- Сегодня мы будем не только укреплять знания по русскому языку, но и укреплять своё здоровье. Что нужно делать, чтобы не устать?

Дети: Правильно сидеть, писать, проводить физминутки.

Учитель начальных классов: Запишите число, классная работа (пауза), тему урока. (Учитель открывает доску, на которой записаны задания. На месте темы расклеено 6 клякс.)

II. Сообщение темы.

Учитель начальных классов: Ой, что это? Я здесь записала тему урока. Откуда же взялись кляксы? Кто это сделал? Может быть он здесь? Может он иностранец? Давайте поздороваемся с ним по-английски.

Дети: - Good morning. (Никто не отвечает).

Учитель: - Спросите по-английски: “Как тебя зовут?”

Дети: What is your name? (Никто не отвечает).

Учитель начальных классов: - Посмотрите вокруг, может, вы его найдете.

Дети поворачиваются в разные стороны.

Учитель начальных классов: Может, выполнив первое задание, мы увидим того, кто оставил эти кляксы?

III. Работа над темой урока.

1. Повторение алфавита.

Учитель начальных классов: - Отгадайте загадку.

33 родных сестрицы
Писаных красавицы
На одной живут странице
И повсюду славятся. (Алфавит)

- Повторим алфавит. (Игра “Пересадки”. Учитель задает вопрос, ребенок, ответивший правильно, занимает свободное место.)

- Что обозначает слово алфавит?

- Сколько букв в русском алфавите? 33

- Сколько гласных букв? 10

- В каких гласных буквах спрятался йотик?

- Когда он появляется?

- Посчитайте сколько согласных букв?

- Какие буквы не назвали? (Ь, Ъ)

- Почему?

- Определите тему урока. (Алфавит)

- Молодцы. Поднимите руку, кто пересел 3 раза, 2 раза, 1 раз. Считаю до трех, займите свои места.

- Где нам пригодится знание алфавита? (Дети отвечают)

(Учитель убирает 1 кляксу, под ней буква А.)

2. Словарная работа.

(На доске записаны слова: хорошо, ворона, дорога, огород, порошок.)

Учитель начальных классов: Сожмите губы и зубы, прочитайте слова одними глазами. (Тренировка в чтении про себя)

Дети читают.

Учитель начальных классов: Что общего у этих слов? – оро-

- Какое слово может быть лишним?

Дети: Хорошо – не предмет, порошок – 7 букв, огород – начинается с гласной буквы и т. д.

Учитель начальных классов: Запишите эти слова в столбик по алфавиту под управлением.

Один ребёнок комментирует: “Пишу до, гласный о, пишу ро, гласный о, пишу га, гласный а.” и т. д. Остальные дети записывают:

  • ворона
  • огород
  • порошок
  • хорошо

3. Физминутка для глаз.

“Переставляем” цветы глазами с одного окна на другое

Учитель начальных классов: Теперь мы точно узнаем, кто здесь наследил. (Убирает вторую кляксу. Под ней буква У.)

Дети: Нет никого, только буква у.

IV. Повторение английского алфавита.

Из-за ширмы показывается кукла-мальчик, он плачет. (В роли куклы-мальчика учитель английского языка).

Учитель начальных классов: Ты кто такой?

Кукла: Я – Петя.

Учитель начальных классов: Почему ты плачешь?

Кукла: Я учил английский алфавит, а жирная клякса распугала все мои буквы, и они разбежались. Что мне теперь делать? (Показывает алфавит с пропущенными буквами.)

Учитель начальных классов: Как же быть? А вы знаете английский алфавит? Поищите буквы, может они где-то в классе (буквы развешаны по всему классу).

Дети смотрят по сторонам, находят буквы и вставляют их в английский алфавит.

Учитель начальных классов : Расскажите Пете английский алфавит. Пусть он его вместе с вами повторит. (Дети повторяют алфавит.)

Учитель начальных классов: Сравните английский и русский алфавит. Есть ли у них что-то общее?

Дети: Некоторые буквы пишутся одинаково, некоторые стоят на том же месте, где и русские.

Кукла опять плачет: Да, а как я теперь найду гласные и согласные буквы?

Дети называют гласные и согласные буквы.

Кукла: Вот спасибо. Побегу я дальше алфавит учить. А вам вот конверт просили передать.

Учитель начальных классов: Здесь, наверное, написано, кто оставил кляксы.

Учитель английского языка достает из конверта картинки: дерево, лампа, девочка, собака, кошка, сумка. Дети называют слова по-английски, учитель записывает слова на доске.

Учитель английского языка: Расставьте слова по алфавиту.

Учитель начальных классов: На какие две группы можно разделить эти предметы?

- На какой вопрос отвечает неодушевленные предметы?

- На какой вопрос отвечает одушевленные предметы?

Учитель английского языка снимает кляксу, под ней буква Б.

V. Физминутка на английском языке.

I am a blackbird.
You are a blackbird.
I have a nose.
You have a nose.
I have ears, eyes.
You have ears, eyes.
I have sweet lips.
You have sweet lips.
I am your friend.
You are my friend.
We are friends together.
And we understand each other.

Учитель начальных классов: Заглянем под кляксу (снимает кляксу, под ней буква А), опять нет никого.

VI. Повторение изученного материала.

Учитель начальных классов: О ком была физминутка?

Дети: О дрозде.

Учитель начальных классов: Сделайте звукобуквенный анализ этого слова.

Один человек у доски, остальные дети выполняют в тетради.

Дрозд – 1 слог, 5 букв, [дрост] – 5 звуков.

Учитель начальных классов: Написание не совпадает с произношением. Это слово надо проверить – дрозды.

- Назовите однокоренные слова. (Дети называют дроздок, дроздовый, Дроздов, дроздище).

- Запишите их в тетради. (Дети выходят к доске и записывают, выделяют корень и суффикс.)

Учитель снимает 5-ю кляксу. Под ней буква З.

Учитель начальных классов: Кажется, я знаю, где спрятался тот, кто оставил эти кляксы! Он затаился в учебнике на странице 98. (В учебнике заранее спрятана клякса.)

- Может быть, в упражнении 159 об этом сказано? Откройте учебник, прочитайте текст. (Дети открывают учебник, между страницами лежит клякса) И здесь клякса! Наверное, если спишем одно предложение и найдём его грамматическую основу, то узнаем, кто поставил кляксы. Повторите правила списывания.

Дети молча читают памятку.

1. Прочитайте предложение.

2. Найдите орфограммы.

3. Запомните написание слов.

4. Прочитайте предложение орфографически.

5. Запишите, диктуя себе по слогам.

6. Проверьте по учебнику.

- Прочитайте первое предложение: Очень любит Галочка быструю скакалочку.

- Какие орфограммы встретились?

Дети: Большая буква; ь – в слове “очень”; “Галочка”– большая буква, чк; “скакалочку” – безударная гласная а (скачет); суффикс очк; чк;

- Повторите предложение орфографически.

- Запишите, диктуя себе по слогам. (Один человек пишет на доске, остальные в тетради).

- Проверьте.

- Найдите грамматическую основу.

Учитель начальных классов: Давайте уберем последнюю кляксу.

Учитель убирает кляксу, под ней находится портрет и письмо на английском языке.

Учитель английского языка читает письмо, дети переводят.

I am from the book. I am ten. My name is Klyaksich.

Учитель начальных классов: Мне все понятно, а вы догадались, из какой книги сбежал этот Кляксич? Кто её автор? (Дети отвечают И. Токмакова, сказка “Аля, Кляксич и другие”).

- Мы узнали, кто нам мешал вести урок. Но что это за буквы? А У А Б З К

- Попробуйте из них составить слово, и вы узнаете, как по-другому можно назвать алфавит. (Дети составляют слово азбука.)

VII. Рефлексия.

Учитель начальных классов: Что обозначает это слово? (Русское название алфавита)

- Где нам пригодится знание алфавита?

- С какими алфавитами вы работали на уроке?

- Все ли задания было легко выполнять?

- Где вы испытывали затруднения?

- Над чем нужно поработать?

Учитель английского языка: В конверте еще одно задание. Его Кляксич приготовил для работы дома. (Раздает каждому ученику карточку с заданием.) Прочитайте и выберите любых два задания, которые будете выполнять дома.

Домашнее задание:

1) повторить русский и английский алфавиты;
2) придумать 6 слов на любую тему и записать их по алфавиту;
3) вспомнить, чем занимались на уроке и рассказать родителям.