Урок-сказка по теме: "Треугольник"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с видами треугольника, основными элементами треугольника.
  2. Закрепить умение измерять углы
  3. Воспитывать культуру чертежа, аккуратность
  4. Развивать интерес к предмету через активные методы урока

Оборудование: транспортиры, наборы углов для каждого ученика,

Плакаты с изображением камня, кота, собаки (можно использовать домашние заготовки выполненные заранее учащимися)

Форма: деловая игра

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, вы любите сказки? Чему нас учат сказки? Вот, сегодня мы с вами отправимся в одну из них за новыми знаниями, повторим ранее изученное.

II. Устный счет

Сколько отрезков, лучей и прямых изображено на рисунке?

III. Объяснение нового материала.

Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
И сегодня я с одной
Вам начну урок-то свой.
Как-то раз, одной порой.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Имя тем сестрицам – Точки.
По фамилии- Вершины.
Дружно жили, платья шили,
И с соседями дружили.
Вот, однажды, в гости к ним
Три отрезка пригласили.
|Те отрезки- братья были.
И с фамилией одной,
Звали их все - Стороной.
Старший брат был с головой, средний тоже недурен,
Младший был и так и сяк
По прозванию – Простак.
Братья в горницу вошли,
И сестрицам поклонились,
Сели чинно, и потом разговор пошел такой.
- Вы, сестрицы, мы же – братья,
так не будем расставаться
будем жить одной семьей.
И сестрицы согласились,
И по парам все разбились,
И теперь они – семья:
Три вершины, три отрезка,
В гости нас зовут, друзья.
Мы отправимся сейчас,
В добрый путь и в добрый час.
Вот идем мы темным лесом,
За каким-то интересом.
Вдруг навстречу кот ученый,
Который по цепи идет.
Нас, увидев, говорит:
- Стоп! Ваш путь пока закрыт.
Вот условие мое, только выполнив его, вы отправитесь вперед:
Помогите мне узнать, что я должен предпринять:
Мышку я ловил, хитрулю, и она, махнув хвостом,
Скрылась за вот тем углом.
Как же мне ее поймать?!
Что за угол, как узнать?
Вы должны его измерить, и узнать его названье,
А иначе, в наказанье, вас я дальше не пущу.

ЗАДАНИЕ: Учащимся раздаются карточки с заданием: определить вид и градусную меру углов, изображенных на рисунках.

(когда задание выполнено)

- Путь свободен. Молодцы!
- вы, друзья, мне помогли.
Идем мы дальше, через лес.
Кругом темно и страшно,
Вокруг коряги, и в глуши одни ребята.
Вам не страшно?
Осталось мало нам пройти,
Но тут препятствие в пути:
Огромный камень,
Но как его нам обойти,
Дорогу правильно найти.
Давайте вспомним-ка, друзья:
Короче путь от точки до другой,
Ведь это путь………
Конечно, по прямой.
О, чудо, камень наш исчез, и позади остался лес.
И с ним, и страхи, и сомненья,
а впереди нас ждет….варенье,
конфеты, торт и пироги.
Ну, вот и дом, осталась малость,
Калитку надо отворить.
Но пес следит, нахмурив брови,
И зубы злобно показав,
Пролаял грозно:
- погодите, и в дом войти, вы не спешите,
загадку вы мою решите:
как дом зовется, что я охраняю, и вас туда я не впускаю?
Подсказку дам: В нем три вершины - хозяйки добрые мои;
И три отрезка. Честно им служу (я по секрету вам скажу)

Ребята дают ответ.

Правильно: ТРЕУГОЛЬНИК.

Запишем это мы в тетрадь.
Ну, вот мы в доме,
Праздник в нем.
Какой? Вы угадайте сами,
Сложите сумму роста всех отрезков,
И угадаете его.
И что? Ответ готов?
Периметр – это……
Теперь запомним правило:
Что сумма двух любых сторон
Всегда побольше третьей.

Задание: начертить два треугольника, измерить его стороны, найти сумму двух сторон треугольника и сравнить с длиной третьей стороны.

Теперь мы подведем итог:
Что должен выучить на следующий урок:
Вершины, стороны, углы.
Теперь приятели твои.
И чтобы в мире с ними жить, урок должны не позабыть.

Ну, а сейчас, ребята, решим задачу.

Вопрос: Бывает ли треугольник с двумя прямыми, с двумя тупыми, с одним тупым и одним прямым углом? С помощью рисунка объясните свой ответ.

Сделаем вывод: Только два угла непременно острые.

Запомним мы названия треугольников:

- Если все углы острые - остроугольный треугольник.

- Если один угол прямой - прямоугольный треугольник.

- Если один угол тупой – тупоугольный.

- Если две стороны равны - треугольник равнобедренный.

- Если три стороны равны –треугольник равносторонний.

- Сумма всех углов в треугольнике равна 180.

IV. Домашнее задание

подготовить сообщение из энциклопедии о треугольнике. Подобрать стихотворения о треугольнике.