Использование дидактических материалов инструктивного характера на уроках химии

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Проводимая в настоящее время модернизация общего образования призвана повысить качество и эффективность естественнонаучного образования, его вклад в межпредметную интеграцию, формирование научного мировоззрения, общей и экологической культуры, во всестороннее развитие личности учащихся. Новый государственный стандарт по химии значительно расширил объем обязательного содержания предмета, но вместе с тем резко сократилось время на изучение предмета. Для того чтобы овладеть предметом и выполнить общие цели образования, нужно минимизировать знания, научиться применять причинно-следственные связи, обобщения, систематизацию и формализацию знаний (схематизацию, моделирование, выделение важнейших понятий, организацию на минимуме знаний максимума разнообразных действий и применение разнообразных методов).

В связи с этим в процессе обучения учащиеся испытывают затруднения, связанные с неумением учиться и применять полученные знания, например, составлять формулы веществ, выводить уравнения связи, записывать уравнения диссоциации и др. В связи с этим возникла необходимость в педагогической поддержке таких учащихся. Этому способствуют дидактические материалы инструктивного характера (ИМ). Они позволяют структурировать деятельность учащихся, концентрировать внимание всего класса и включать в работу каждого ученика. Важно первоначальное использование дидактических материалов инструктивного характера проводить с комментарием учителя и на конкретных примерах.

Рассмотрим некоторые примеры.

При изучении темы “Электролитическая диссоциация” (VIII класс) мы предлагаем использовать следующие схемы (рис. 1), которые позволяют сформировать умения составлять уравнения диссоциации электролитов и закрепить такие понятия, как кислота, основание и соль.

Задание: запишите уравнения диссоциации следующих электролитов ? серной кислоты, гидроксида бария и нитрата алюминия.

Общая формула кислот – НmК.о., где Н – атом водорода, К.о. – кислотный остаток, m – индекс (число атомов водорода в молекуле).

Алгоритм написания уравнения диссоциации кислоты:

  1. Запишите химическую формулу кислоты.
  2. Индекс, стоящий внизу справа от химического знака водорода, превратите в коэффициент, который запишите в правой части уравнения.
  3. Запишите химический знак водорода, укажите заряд его иона (см. таблицу растворимости).
  4. Запишите формулу кислотного остатка после знака “+” и обозначьте его заряд (см. таблицу растворимости).
    (H2SO4 > 2H+ + SO42-)

Общая формула оснований – Ме(ОН)n, где Ме – химический знак металла, ОН - – гидроксогруппа, n – индекс (число гидроксогрупп).

Алгоритм записи уравнения диссоциации оснований:

  1. Запишите химическую формулу основания.
  2. Запишите химический знак металла, укажите заряд его иона (см. таблицу растворимости).
  3. Индекс, относящийся к гидроксогруппе, переведите в коэффициент и запишите его после знака “+”.
  4. Запишите формулу гидроксогруппы и обозначьте ее заряд (см. таблицу растворимости).
    (Ba(OH)2 > Ba2+ + 2OH -)

Общая формула солей – Меm(К.о.)n, где Ме – химический знак металла, К.о. – кислотный остаток, m и n – соответствующие индексы.

Рис. 1. Электролитическая диссоциация

Пояснение: на схемах пронумерованными стрелками показаны шаги алгоритма.

Алгоритм записи уравнения диссоциации солей:

0. Запишите химическую формулу соли.

1. Индекс, стоящий внизу справа от химического знака металла, превратите в коэффициент, который запишите в правой части уравнения. 2. Запишите химический знак металла, укажите заряд его иона (см. таблицу растворимости).

3. Индекс, относящийся к кислотному остатку, переведите в коэффициент и запишите его после знака “+”.

4. Запишите формулу кислотного остатка и обозначьте его заряд (см. таблицу растворимости).
(Al(NO3)3 > Al3+ + 3NO3 -)

При изучении темы “Азотная кислота и ее свойства” (IX класс) мы используем инструктивный материал (см. ниже).

“Особые химические свойства азотной кислоты - взаимодействие с металлами”

1. Образуются: Men+(NO3)n + H2O + А, где А – соединения азота с определённой степенью окисления в зависимости от концентрации кислоты и металла:

В первой строке даны результаты взаимодействия металлов с концентрированной азотной кислотой, во второй ? с разбавленной азотной кислотой.

Задание: запишите уравнение реакции между магнием и азотной кислотой ? концентрированной и разбавленной.

Алгоритм работы с ИМ “Особые химические свойства азотной кислоты ? взаимодействие с металлами”:

  1. Запишите формулы реагентов. (Mg + HNO3 )
  2. Установите, какая концентрация кислоты дана в задании. (HNO3(конц) и HNO3(разб)).
  3. Если кислота концентрированная, то:
  4. а) по первой строке в одном из столбцов найдите химический знак нужного металла. (Mg);

    б) установите формулу продукта А. (NO);

    в) запишите формулы всех продуктов реакции. (Mg + HNO3(конц) Mg(NO3)2 + H2O + NO)

  5. Если кислота разбавленная, повторите те же действия, используя данные из второй строки таблицы. (Mg + HNO3(разб) Mg(NO3)2 + H2O + N2)
  6. Расставьте коэффициенты в полученных схемах реакций.

Нами разработано 28 инструктивных материалов по курсу химии VII и IX класса. Все материалы прошли апробацию в личном преподавании, использовались другими учителями химии. Подобные материалы являются постоянными помощниками учащихся, оказывают положительное влияние на всех и в особенности тех, которые нуждаются в дополнительной поддержке. Такой подход создает каждому ученику благоприятную эмоциональную обстановку при обучении, у него исчезает чувство беспомощности и формируется положительная мотивация к изучению химии. Инструктивные материалы помогают в предотвращении отставаний и способствуют выработке прочных умений и навыков. Они дают возможность изучать большой по объему материал в сжатые сроки, при этом повышается качество успеваемости и эффективность обучения в целом.