Урок развития речи в 3-м классе по теме: "Изложение с элементами сочинения. Снежные узоры"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок отработки умений и навыков

Программа: система развивающего обучения Л. В. Занкова.

Оборудование:

Для учителя: текст “Снежные узоры” (по Д. Тихомирову)

Для учащихся:

  • раздаточный материал
  • опорные слова (карточка № 1)
  • отрывок из текста “Как образуется иней” (энциклопедия “Все обо всем”)
  • предложения для использования в сочинении (карточка № 3)

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о тексте и его основных признаках;
  • совершенствовать умение письменного пересказа заданного текста;
  • способствовать расширению кругозора, обогащению разговорного словаря, развитию литературного творчества;
  • развивать внимание, память, восприятие на слух;
  • воспитывать взаимовыручку, товарищество, настойчивость в работе.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Активизация знаний учащихся.

Даны слова:

снег    снежные      снеговик     Снегурочка

Учитель. Что скажете об этих словах?

Дети. Слова относятся к теме “Зима”

- 3 существительных и 1 прилагательное

- Снегурочка - это имя собственное

- Все они однокоренные

- Снег и снежинка являются однокоренными

- Чередование согласных в корне

Учитель. В каких словах чередующиеся согласные?

Дети: снег – снежные

Комментарий: для работы остаются слова снег – снежные.

Учитель. Составьте со словом “снежные” словосочетание прилагательное + существительное

Дети: снежные хлопья

деревья

сугробы

узоры

Комментарий: словосочетания записываются на доску.

Учитель. Для чего провели эту работу?

Дети. Это может пригодиться на уроке.

3. Постановка цели урока.

Учитель. Это действительно поможет, потому что сегодня пишем изложение.

- Что такое изложение?

Дети. Это письменный пересказ заданного текста.

Учитель. Какие цели ставите перед собой?

Дети. Внимательно слушать, анализировать услышанное и постараться точно передать содержание текста.
Учитель. Моя цель – помочь вам в достижении этих целей.

4. Чтение текста и составление плана.

Комментарий: учитель читает текст, не озвучивая названия.

Ночью ударил сильный мороз. Наступило ясное морозное утро. Я просыпаюсь и смотрю на окно. Оно все покрыто чудесным морозом. Вот длинная ветвь. А вот на стекле распустился цветок. Как появились эти узоры?

Вот и получились разные рисунки. Они сверкают, переливаются в лучах солнца.

(По Д.Тихомирову)

Учитель. Какое из словосочетаний вы выберете для оглавления этого текста?

Комментарий: идет работа со словосочетаниями, составленными на 2 этапе урока.

Дети. Снежные узоры.

Учитель. Почему?

Дети. Подходит это словосочетание, потому что в тексте говорится об узорах на окне.

Учитель. Что необычного в тексте заметили?

Дети. Нет ответа на вопрос “Как появились эти узоры”.

Учитель. Что вы знаете о том, как появляются узоры на окнах? (пользуясь дополнительной литературой, дети отвечают на вопрос)

Учитель. С какой целью вы работали с дополнительной литературой?

Дети. Мы узнали что-то новое.

Учитель. Эти данные пригодятся вам в написании изложения. Эту часть текста вы сочините самостоятельно. Как называется это вид работы?

Дети. Этот вид работы называется сочинением.

Учитель. Сколько частей в тексте?

Дети. В данном тексте 3 части.

Комментарий: составляется и записывается план текста.

План.

  1. Узоры на стекле.
  2. Как появились узоры?
  3. Сверкание в лучах солнца.

5. Работа и запись текста по частям.

Комментарий: учитель читает первую часть. Повествование идет от 1 лица.

Учитель. Что произошло ночью?

Дети. Ночью ударил сильный мороз.

Учитель. Что ты увидел ясным морозным утром?

Дети. Ясным морозным утром я увидел узоры на окне.

Учитель. На что похожи эти узоры?

Дети. Эти узоры похожи на длинную ветвь, на распустившийся цветок.

Учитель. Каким предложением заканчивается 1 часть?

Дети. Первая часть заканчивается вопросительным предложением.

Комментарий:

1) Словарно-орфографическая работа (карточка №1)

2) 1 часть читается учителем.

3) Дети пересказывают 1 часть.

4) Запись 1 части.

5) Чтение 1 части.

Учитель. О чем будем писать во второй части?

Дети. Будем писать о том, как появились узоры на окне.

Комментарий:

1) Дети устно составляют предложения, используя дополнительный материал: карточки №2 и №3 (предполагается дифференцированный подход к учащимся); раскрывается понятие “иней”, “конденсация”.

Иней - тонкий слой ледяных кристалликов, образующихся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.

Конденсация – процесс перехода воды в лед.

2) Словарно-орфографическая работа (карточка №1)

3) Запись 2 части

4) Чтение 2 части.

Учитель. О чем говорится в 3 части?

Дети. В 3 части говорится о том, что разные рисунки сверкают в лучах солнца.

Учитель. Замените слово “разные” прилагательным.

Комментарий: прилагательные даны в карточке №1.

1) Пересказ 3 части.

2) Запись.

3) Чтение 3 части.

6. Чтение текста.

Комментарий:

Зачитываются разные варианты текста.

7. Итог урока.

Учитель: Какие цели ставили в начале урока?

- Достигли ли мы этих целей?

- Что заинтересовало вас на уроке?

- С какими трудностями вы столкнулись?

Комментарий: можно предложить учащимся закончить фразу: “На уроке я не…”.

Приложение