Путешествие с дробями по Ловозерью

Разделы: Математика


Цели:

  • Закрепление навыков сложения и вычитания десятичных дробей;
  • Тренировка внимания, памяти;
  • Показать красоту и своеобразие родного края, формировать чувство патриотизма, расширение кругозора учащихся.

Оборудование: карта Мурманской обл., герб Ловозерского района, фотографии села Ловозеро, фотографии и картинки с изображением животных, рыб, ягод, наскальных рисунков (петроглифов), бубен шамана, киса.

Ход урока

Орг. момент.

Выхожу к ученикам с посохом. Спрашиваю детей: “ Почему сегодня на урок математики я пришла к вам с посохом?” (Жду, когда ответят – для путешествия).

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Нашими спутниками будут дроби. Запишите дату нашего путешествия. В путешествии вы знаете, что можно что-нибудь приобрести, но бывает так, что можно что-нибудь и потерять. Мы убедимся в этом, складывая и вычитая десятичные дроби. К путешествию необходимо подготовиться. И сейчас мы потренируем наши внимание и память.

Тест

  1. Согласны ли вы с утверждением:
  2. В русском языке слово “дробь” (VIII век) происходит от глагола “дробить” - разбивать, ломать на части.
  3. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой больше числитель.
  4. Правильная дробь больше единицы.
  5. Любое число, знаменатель дробной части которого выражается единицей с одним или несколькими нулями, можно представить в виде десятичной дроби.
  6. Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, а потом, отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа.
  7. Чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, надо это число разделить на числитель и умножить на знаменатель дроби.
  8. Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
    a) Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
    b) Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
    c) Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
    d) Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
  9. Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, надо разделить эту часть на числитель и умножить на знаменатель дроби.

Проверка теста – взаимопроверка.

Отправляемся мы с вами в самый большой в Мурманской области – Ловозерский район. На его территории легко могли бы уместиться такие европейские государства, как Бельгия или Голландия. У нашего района есть свой герб, и на нем изображено то, что составляет богатство нашего края.

Задача:

Площадь Кольского полуострова 144 000 км2. Найдите площадь Ловозерского района, если она составляет 2/5 от площади Кольского полуострова . ( 144 000 : 5 * 2 = 57 600 км2)

Своё название район получил по имени большого и красивого озера Ловозера. Первые жители Ловозерья обосновались здесь в VI – V тысячелетии до н.э.

Вследствие суровых климатических условий население края в прошлом исчислялось несколькими сотнями человек. Это были почти исключительно саамы. Позже с берегов Печоры и Ижмы пришли коми и ненцы. Центр района – село Ловозеро.

Ловозеро – саамское село,
Вдоль берегов раскинулось оно,
Обняло речку, бережно храня,
Нам душу грея и к себе маня.
Живёт народ здесь сотни лет:
Саами, Коми, ненцы вслед.

Автором этих стихов является Иван Матрёхин, детство которого прошло в с. Каневка. Сейчас там проживает 100 человек, что составляет 1/ 40 часть жителей с. Ловозеро. Сколько человек живёт в с. Ловозеро на данный момент? ( 100 : 1 * 40 = 4 000 чел.)

Путешествуя по тундре, можно встретить лося, оленя, песца, горностая, насобирать морошки, черники, брусники. В реках поймать сёмгу, форель, сига.

По свидетельству современников, одной из последних просьб умирающего А.С. Пушкина было желание поесть мочёной ягоды. И это желание было исполнено – из рук жены он съел последнюю в своей жизни ложечку ягод. О какой ягоде идёт речь мы узнаем, выполнив устно вычисления:

10 + 6,3 -9,8 + 0,5 = 7 7 – морошка, 8 – черника, 6,6 – брусника

Саамы собирают эту ягоду осенью и хранят её в бочке в погребе, применяют сухую ягоду как средство от кашля.

I I. Картошка для русских это то же, что пшеница для канадцев. Картошка – основная еда. Что называют “саамской картошкой”?

9 – 2,6 +7 – 1,4 = 12 12 – олень, 5,7 – лось, 12,8 песец

Олень – символ тундры.

Основная еда оленя – ягель, кустик, высотой меньше одуванчика, по возрасту старше твоих родителей, растёт всего на толщину спички в год. Подсчитано: скусывая ягель, олень за один раз отправляет в рот то, что росло 10 лет!

III. Эта рыба любит, когда её гладят рукой, и не делает никаких попыток к бегству. Съедает в день количество пищи, равное 2/3 веса её тела. О какой рыбе идёт речь?

2,5 – 0,3 + 4,7 – 3,1 – 0,9 + 1,1 = 4; 4 – форель, 1,4 – сёмга, 0,4 – сиг.

Дальше наш путь лежит к святыне ловозерских саамов - озеру Сейдозеро. (Сейд – каменное сооружение из мелких валунов, величиною и видом похожее на человека). Саамы называют его Озером Священных Камней.

На озере похоронены самые уважаемые шаманы. Давайте в тишине послушаем, как звучит бубен шамана.

Дорога наша будет долгой и утомительной, и поэтому мы с вами немного передохнём.

Физкультминутка:

Звуки бубна шамана за мной повтори,
Приготовили руки?
А ну, раз, два, три!

А теперь наклонись!
И ещё повтори!
Слева - раз, два, три,
раз, два, три.

Бубен стучи!
Справа - раз, два, три,
раз, два, три.
Бубен стучи!

Приготовили ноги?
Я жду! Раз, два, три!
А теперь вместе, сразу!
Бубен стучи!

Видеозапись “Жемчужина земли Кольской” - озеро Сейдозеро

Как хорошо сидеть на берегу озера и пить целебный, ароматный чай.

Задача: Я отпила 0,2 чашечки чая и долила её настоем листьев чёрной смородины. Затем выпила 0,3 чашечки и долила её настоем. Потом я выпила полчашечки и опять долила её настоем. Наконец, я выпила полную чашечку. Чего я выпила больше: чая или настоя листьев чёрной смородины? (0,2 + 0,3 + 0,5 = 1. Я выпила чашку чая и чашку настоя)

Этот чай повышает тонус, укрепляет иммунитет.

Достать свиток (задачу) из кисы.

Задача: Брусника с апельсином и лимоном.

Для приготовления данного продукта берут 0,25 кг лимона, 0,5 кг апельсина, сахарного песка в 2 раза больше, чем лимона и апельсина вместе. Сколько надо взять брусники, если её требуется на 0,5 кг меньше, чем сахарного песка? (1 кг)

В тундре этой ягоды немного, зато она часто встречается в лесу. Эту ягоду смешивают с яблоками и варят вкусное варенье. Листья этой ягоды используют как мочегонное средство.

А сейчас мы отправляемся на лодке по реке Поной, самой крупной реке Кольского полуострова.

Задача: Скорость лодки по течению реки равна 26,3 км/ч. Найдите собственную скорость лодки и её скорость против течения, если скорость течения реки 3,9 км/ч.

(26,3 – 3,9 = 22,4 км/ч; 22,4 – 3,9 = 18,5 км/ч )

Мы доплыли до места, где в 1973 году были найдены рисунки, выбитые на камнях.Это открытие в Ловозерском районе взволновало учёный мир. Было выявлено шесть камней, на которых кварцевым зубилом выбито около сотни рисунков. Они имеют своё название.

Наша задача, решив уравнения, найти на камне соответствующую корню уравнения букву и расшифровать слово греческого происхождения, означающее “вырезать на камне”.

1) х + 4,2 = 8 (3,8) 4) 12,3 + a = 12,3 (0) 7) 2,8 + у + 3,7 = 12,5
2) у – 3,5 = 12 (15,5) 5) у + 7,62 =11,82 (4,2) 8) 6,8 - a = 3,8
3) 14,7 – х = 1,9 (12,8) 6) х – 0.9 = 3,6 (4,5) 9) 2,5 + х = 4,5

3,8 –П; 7,2 – К; 12,8 – Т; 6 – Л; 16,6 – А; 15,5 –Е; 3,6 – И; 0 – Р; 3 – И; 7 – У;

12,5 – М; 2 – Ф; 4,2 – О; 4,5 -Г

Петроглиф “петро” - камень, “глиф” - вырезать.

Итог урока: Ребята, поделитесь своими впечатлениями о путешествии. Что мы узнали, чему научились?

Составляем танграм ( на столах у ребят лежат части кисы).

Домашнее задание: Используя данные таблицы, составьте задачу на сложение и вычитание десятичных дробей.

(количество животных в тыс.)

  25,8
Заяц 15,3
Волк 13.7
Горностай 6,5