Программа факультативного курса "Развитие речи". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Актуальность.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами коллектива.

Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Цель программы – Формирование умений младших школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

Задачи

1) формировать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;

2) развивать интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности;

3) формировать умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.

Условия реализации программы.

При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

  • Упражнения, обучающие ребенка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
  • Задания, направленные на активизацию словарного запаса ребенка;
  • Упражнения, где ребенок находит и исправляет различные лексические и синтаксические ошибки;
  • Вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
  • Написание сочинений по готовому плану.

Курс “Развитие речи” ориентирован на развитие устной и письменной речи учащихся как основного показателя интеллектуального уровня. В основе построения курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников умения писать грамотные и содержательные сочинения и изложения, поскольку овладение устной и письменной речью требует комплексного подхода.

При работе над изложением решается очень важная задача – умение переводить устную речь в письменную. Кроме того, работа над изложением помогает научиться хорошо писать сочинения.

Прогнозируемый результат.

Используемый в данной программе комплекс упражнений помогает избавиться от логических ошибок различного типа. От выполнения не необходимых подготовительных заданий дети переходят к написанию изложений, которые могут быть простыми и сложными. Дети учатся составлять план излагаемого текста, писать грамотные сочинения и изложения.

Распределение учебного материала

№ п/п Тема Количество часов
Изложение Сочинение
1 Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания
2 Переход от одной части текста к другой должен быть плавным
3 Однокоренные слова, обозначающие одно и тоже понятие не должны употребляться рядом
4 В тексте не должно быть тавтологии и пустых рассуждений
5 Итого часов 13ч 16ч
6 Итого часов за год 29 ч

Содержание учебного материала

1. Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания.

Определение границ предложения. Порядок слов в предложении. Правильное и точное употребление слова. Обоснованное употребление в одном предложении двух синонимов. Исправление речевых ошибок.

2. Переход от одной части текста к другой должен быть плавным.

Точная передача фактов и событий. Логическая последовательность. Связь между фактами и событиями. Возвращение к одному и тому же факту. Редактирование.

3. Однокоренные слова, обозначающие одно и то же понятие, не должны употребляться рядом.

Виды речевых ошибок. Необходимость повторения одного и того же слова.

Употребление синонимов, антонимов. Редактирование.

4. В тексте не должно быть тавтологии и пустых предложений.

Тавтология – повторение одной и той же мысли другими словами, не уточняющими смысла. Согласование и управление слов. Виды речевых ошибок. Редактирование.

Методические рекомендации по работе над сочинением.

На начальном этапе работы над сочинениями не рекомендуется исправлять грамматические ошибки и выделять орфограммы. Иначе ученик будет выбирать слова, в написании которых он уверен или в которых меньше орфограмм. Нельзя ставить оценку “2” за ненаписанное в классе сочинение, поскольку следует помнить, что переход от устной к письменной речи происходит очень тяжело. Детей необходимо хвалить, читать в классе лучшие сочинения.

Данный материал может быть использован на уроках риторики, русского языка и литературы.

Курс по развитию речи продолжается в 3-ем и 4-ом классах.

Тема: Признаки текста. Восстановление деформированного текста.

Задача: раскрыть одну из особенностей текста – его тематическое единство.

Цели:

1. Формировать умения отличать текст от группы предложений.

2. Формировать умения устанавливать последовательность предложений в тексте.

3. Формировать умения корректировать составленные предложения и текст.

4. Развивать умения строить суждения.

ХОД УРОКА

1. Организационное начало.

2. Постановка учебной задачи.

Мы не раз с вами, ребята, сочиняли сказки, рассказы, считалки, загадки. Вы не раз слышали слово “текст”. Что же такое текст?

Найдите на доске текст. В каком столбике написаны отдельные предложения, а в каком по-вашему текст?

Белка – это маленький пушистый зверёк.

Мальчик увидел бабочку.

Художник нарисовал птицу.

Она высоко летает.

Белка – это маленький пушистый зверёк.

У неё рыжая шерсть.

Ещё у белки большие глаза.

Она хорошо видит.

Докажите, что именно во втором столбике написан текст. (Это текст, потому что все предложения в тексте связаны по смыслу, у него одна тема и его можно озаглавить. )

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы научимся отличать текст от предложения. )

3. Сравнение текста от группы предложений.

Прочитайте предложения, записанные слева.

Сколько предложений в первом столбике? О чём в них говорится? (В первом предложении говорится о белке. Во втором – о мальчике, В третьем – о художнике. В четвёртом – о птице. )

Сколько вы бы рисунков сделали к первой записи? (4) Что будет изображено на каждом из них? (На первом рисунке изображена белка. На втором – красивая бабочка. На третьем – птица. На четвёртом – высоко летящая птица. )

Что же записано слева? (Предложения. ) Можно к ним подобрать заголовок? (Нет. ) Почему, докажите. (Заголовок нельзя подобрать, потому что первом предложении говорится о белке. Во втором – о мальчике, В третьем – о художнике. В четвёртом – о птице. )

Почему не получился рассказ? (Все предложения о разном. )

Сколько предложений во втором столбике? (4)

О ком говорится во всех предложениях? (Во всех предложениях говорится о белочке. )

Сколько рисунков можно нарисовать к ним? (К этим предложениям можно нарисовать только один рисунок. Н нём будет изображена белочка.)

Можно ли придумать заголовок к записи во втором столбике? (Да, второй текст мы озаглавить можем. )

Итак, во втором столбике у нас не просто предложения, а текст. В каждом предложении сообщается что-то новое о белке. Эти предложения объединены тем, что все они на одну тему – о белке. Поэтому эти предложения составляют текст. К тексту можно подобрать заголовок.

Как можно озаглавить текст? (Белка. )

Мы ответили на вопрос, о ком этот текст. А теперь ответьте на вопрос, о чём этот рассказ? (В рассказе говорится о том, что белка – маленький зверёк с рыжей шерстью и большими глазами, и что она хорошо видит. )

4. Цепочка предложений в тексте.

Цель задания: познакомить учеников с цепной связью предложений в тексте, при которой последующее предложение соотнесено и синтаксически связано с предыдущим, отражая последовательное развитие мысли.

Прочитайте текст. Рассмотрите на схеме, как связаны эти предложения.

Объясните, почему мы говорим “цепочка предложений в тексте”.

Какие слова связывают эти предложения друг с другом. Какой можно сделать вывод?

Вывод: В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывают не о разном, а об одном и том же. Предложения в тексте как бы держатся за руки – расположены в определённом порядке. Каждое новое предложение добавляют что-то новое к тому, о чём мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст рассыплется и получится бессмыслица. Все вместе предложения текста помогают понять, о чём хотел сказать автор. Сказка, сообщение, рассказ, стихотворение – это тексты.

5. Работа с деформированным текстом.

Составьте из данных слов предложения.

  1. Живёт, большого, белка, в, дупле, дерева, рыженькая.
  2. Гнёздышко, а, птички, в, его, ветвях, маленький.
  3. Целый, день, они, хлопочут.
  4. Собирает, грибочки, белочка.
  5. Червячков, а, птичка.
  6. В, ночной, в, лесу, час, затихают, шум, и, возня.
  7. Всем, и, птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.

Прочитайте, что получилось? Это текст? Докажите.

Можно ли сказать, что во всех предложениях сообщается об одном и том же предмете или предметах? Докажите.

Что сообщается о белке? А что о птичке?

Связаны ли по смыслу эти сообщения?

6. Запись текста.

С чего начнёте запись? (С заголовка. )

Как начнёте писать текст? (С красной строки)

В каком предложении встретятся знаки препинания кроме точки?

7. Беседа по содержанию.

Где живёт белочка?

Чем заняты белочка и птичка?

Что слышно в лесу в ночной час?

8. Проверка написанного текста по образцу на доске.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте текст друг у друга. Исправьте ошибки карандашом, поставьте оценки.

В лесу.

В дупле большого дерева живёт рыженькая белка. А в его ветвях гнёздышко маленькой птички. Целый день они хлопочут. Белочка собирает грибочки. А птичка – червячков.

В ночной час в лесу затихают шум и возня. И птичка поёт всем жителям колыбельную песню. (43 слова)

9. Итог урока.

10. Рефлексия.

Программа по развитию речи

Приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8