Конкурс знатоков религии. Православие

Разделы: Внеклассная работа


Цели: в ходе подготовки и проведения конкурса ознакомить учащихся с некоторыми положениями православия, включая терминологию, а также характерными чертами православия, стимулировать интерес к изучению православия, развивать творческие способности: воспитывать и развивать навыки умения работать в малых группах.

Средства обучения:

  • Учебники, периодические издания: А.Е.Кулаков. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений “Религии мира. 10-11 классы”. АСТ. Астрель. М. 2003. Стр.277-296; Газета “1 сентября. История”. №№ 17-24.2005; обучающие программы на CD и DVD; "Вся школьная программа". Сборник. DVD. ООО “Сигма”.Санкт-Петербург.
  • Ресурсы Интернета. ТОЛЕРАНТНОСТЬ.РУ, http://som.fio.ru, http://www.ortho-rus.ru/.
  • Церковная музыка русских композиторов: П.Чайковского, С. Рахманинова, Д.Бортнянского и др.

Оформление аудитории:

  • Портрет Алексия II.
  • Плакаты с высказываниями:
    “Не открывай всех мыслей сокровенных, чтоб не вводить во искушенье брата!”
    "Изучая предков, узнаем себя",
  • “Православная Церковь есть прежде всего Церковь предания в отличие от Церкви Католической, которая есть Церковь авторитета, и церквей протестантских, которые суть церкви личной веры” Николай Бердяев. “Истина Православия”.
  • Выставка литературы по теме конкурса.
  • Конкурс сопровождает негромкая церковная музыка русских композиторов.

Домашнее задание.

  • Подготовить визитку команды. Требования: На вступление 2 минуты. Фома свободная, представляются члены команды, тема – одна из 10 заповедей Христовых.
  • К этапу “Разминка”, команды должны изучить основные православные термины.
  • “Православные праздники” и “Православные посты”.

    Путём жеребьёвки команды получают одно из указанных заданий.

    Требования к заданию “Православные праздники”:

    Команда должна составить наглядное пособие (плакат), содержащее информацию соответственно теме. Размер не более листа ватмана. Цвет, изобразительные средства должны соответствовать православным традициям. Содержание плаката должно отобразить основные православные праздники.

    Задание “Православные посты” выполняется в любой форме, будь то таблица, схема, альбом и пр. Необходимо отобразить основные посты православной церкви.

    Для представления своей работы каждой команде отводится 3 минуты.

    Работы оценивается по 5-балльной системе.

  • Кроссворд.

    Команды составляют и в ходе турнира обмениваются кроссвордами.

    Требования: кроссворд должен состоять не более, чем из 12 слов, в именительном падеже. Тема - “Первые православные святые Древней Руси”. Один экземпляр кроссворда будет предложен команде соперников, второй, заполненный, предоставляется в жюри для проверки и контроля правильности его заполнения.

    Время работы над разгадыванием кроссворда – 4 минут. Каждое правильно отгаданное слово – 1 балл. Плюс один балл за досрочное и правильное заполнение кроссворда.

  • Эссе на религиозную тематику.

    Командам предлагается стихотворение неизвестного автора:

    О Духе глаголете пылко,
    И все же не спрятать концов,
    Сегодня духовность - подстилка
    Словесного блуда дельцов.

    Задание: изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу сказанного. Объём эссе – не более листа формата А4. В эссе следует использовать соответствующие религиозные понятия, знания о религии, факты общественной жизни, личный опыт, привести необходимые аргументы при обосновании собственной позиции.

    Эссе зачитывается вслух. Оценивается по 5 балльной системе.

  • Конверт для любознательных.

    Это конкурс для знатоков церковного искусства. Необходимо знать: расположение икон в храме, основы архитектуры храма, информацию о главном символе христианства – кресте.

  • Подготовиться к тестированию.

    Тема теста “Культ в православии”.

Этапы конкурса.

  1. Визитка команды.
  2. Разминка.
  3. Православные праздники. Православные посты.
  4. Кроссворд.
  5. Эссе на религиозную тематику.
  6. Конверт для любознательных.
  7. Тест.
  8. Подведение итогов.

Ход конкурса

I. Визитка команды.

Осуществляется в свободной форме.

II. Разминка.

Команды поочередно отвечают на вопросы ведущего. Требование к ответам: ответы должны быть по-возможности краткими. Отвечать сразу. Если не отвечает одна команда, право ответить предоставляется другой. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1.Что означает понятие "православие"? (Это религия, русское слово "православие" подчёркивает правильность и неизменность вероучения этой ветви христианства по отношению к другим частям некогда единой христианской церкви).

2. Что означает понятие "ортодоксия"? (От греческого слова (ортос-докса) – правильное мнение, появилось в первые века христианства и подчёркивало единство верующих в Христа).

3. Перечислите важнейшие догматы православия. (Триединство Бога, боговоплощение, искупление, воскресение, вознесение Христа).

4. Для кого предназначены канонические книги: Часослов, Минеи, Триодь, Типикон, Требник? (Для священнослужителей, в этих книгах излагается содержание и ход церковных служб).

5.Назовите имена не менее трёх отцов церкви. (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов).

6. Сколько всего автокефальных церквей? (15).

7. Какая степень священства должна стоять первой: иереи, протоиереи, диаконы, протодиаконы? (Диаконы).

8. Какая самая древняя автокефалия? (Константинопольская).

9. Чем отличается понятие монах от понятия инок? (Ничем, в России монаха иногда называют инок - т.е. иной, не похожий на других).

10.Когда служится всенощная? (Накануне праздников вечером, она соединяет вечерню и утреню следующего дня).

III. Православныепраздники. Православные посты.

IV. Кроссворд.

V. Эссе на религиозную тематику.

О Духе глаголете пылко,
И все же не спрятать концов,
Сегодня духовность - подстилка
Словесного блуда дельцов.

Эссе зачитывается вслух. Оценивается по 5-балльной системе.

VI. Конверт для любознательных.

В большом конверте карточки с вопросами, которые поочередно достают по одному представителю команды. На каждой карточке один вопрос и рекомендация к ответу.

1. Что такое иконоборчество? Чем закончилось это движение?

На этот вопрос отвечаете вы.

2. Что такое алтарь, для чего он предназначен?

Вам предоставляется возможность или ответить самому, или передать право на ответ представителю другой команды.

3. Как располагаются иконы в иконостасе?

Право на отказ отвечать.

4. Каким по конструкции может быть православный храм?

Нарисуйте примерную схемы православного храма (вид сверху).

5. Что такое притвор в храме?

Вы можете передать право на ответ другому члену своей команды.

6. Где располагаются Царские врата?

Если не знаете ответ, берите ещё одно задание.

7. Какими могут быть православные кресты?

Право воспользоваться подсказкой друга.

8. Чем православные кресты отличаются от католических?

Отвечаете вы.

9. В каких случаях церковный храм может быть назван собором?

Можете:

  1. не отвечать на этот вопрос,
  2. передать его команде соперников,
  3. воспользоваться подсказкой команды.

10. Как называется собор, в котором служат архиепископ или митрополит?

Передайте этот вопрос и право отвечать на него команде соперников.

VII. Тест.

Командам предлагается выполнить письменное задание Тест “Культ в православии”.

1 вопрос. Какие из перечисленных положений относятся к обрядам православного христианства?

  1. Обет безбрачия,
  2. Крестное знамение,
  3. Священство,
  4. Возжигание свечей,
  5. Освящение жилища,
  6. Коленопреклонение,
  7. Таинство евхаристии,

2 вопрос. Перечислить пять обязательных для всех таинств православия.

3 вопрос. Соотнеси названия православных богослужений с их содержанием или символическим смыслом: Утреня. Вечерня. Требы. Всенощная.

  1. Это служба, которая осуществляется по просьбе конкретных верующих по определенному поводу.
  2. За этой службой верующие вспоминают о земной жизни Христа.
  3. Служится накануне праздников, вечером, она соединяет вечерню и утреню следующего дня.
  4. Верующие вспоминают о сотворении мира и грехопадении.

4 вопрос. Как называется церковный обряд, в ходе которого верующий вкушает хлеб и вино?

5 вопрос.

Задание 1: Впишите имя князя: “И сказал им…: "Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю". Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: "Зачем пришли?" Они же рассказали ему все. Услышав их рассказ, царь обрадовался и в тот же день сотворил им честь великую. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: "Пришли русские испытывать веру нашу, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу бога нашего". Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстоянне дьяконов и рассказав им о служении богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: "Идите в землю вашу", и отпустили их с дарами великими и с честью”?

Задание 2. Как называется документ, фрагмент которого вы прочитали?

  1. Задонщина.
  2. Повесть временных лет.
  3. Сказание о Великих князьях Владимирских.

Время – 4 минуты. Оценивается по 5-балльной системе.

Ответы:

1 вопрос: b,d,e,f.

2 вопрос: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, елеосвящение.

3 вопрос: 1-b,2-d,3-a,4-c.

4 вопрос: причащение.

5 вопрос: Задание 1 - пропущенное имя - Владимир. Задание 2 – b.

VIII. Подведение итогов.

  1. Заключительное слово преподавателя.
  2. Подсчет баллов и выявление команды-победительницы.

Приложение