Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме: "Местоимение"

Разделы: Начальная школа


Задача: отработка навыков различения местоимений и связанных с ними орфограмм на письме и в речи через активацию восприятия, внимания, памяти и аналитических способностей учащихся.

Цели:

обучающая: повторить, обобщить и систематизировать умения и навыки по теме: “Местоимения” в процессе выполнения тренировочных упражнений и использования межпредметных связей;

развивающая: определить для учащихся перспективы в изучении местоимений (разряды); способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся через упражнения систематического и аналитического характера;

воспитательная: добиться того, чтобы учащиеся поняли, что в обществе нужно жить по законам взаимопонимания, дружбы, вежливости и прощения.

1. Чтение отрывка из книги Бондаренко “Урок – творчество учителя” (рассказ Я. Корчака).

“Я вам расскажу об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Это такое маленькое словцо: “кто?”.

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: “Кто?”.

А не будь этой малышки, ты должен был бы спросить: “Это Казак стучит, или тетя, или гончар, или продавец посуды, или нищий, или сестра?”.

А тот все отвечал бы: “Нет, нет, нет”.

А ты мог бы три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый как мышь, разозлился, и не ел бы, и не пил бы, все только спрашивал бы. А так “Кто там?” – и в этом коротеньком “кто?” сидят все имена всех на свете людей.

“Кто” – это местоимение.

– “Кто” – это какая часть речи?

– Правильно! Местоимение.

О местоимении “кто” и других местоимениях мы будем говорить сегодня на уроке. Мы вспомним, что называется местоимением, его разряды, правописание, будем учиться находить их в тексте, постараемся понять их роль в русском языке.

2. Игра – повторение. “Какой ряд назовет местоимений больше?”

В течение 1 минуты учащиеся записывают в парах все известные местоимения.

3. Этимологическая страничка.

– Молодцы! Много знаете местоимений.

А, знаете ли, почему они так называются – “Местоимения”?

– Местоимение – вместо имени.

– Вместо какого имени?

– Имени существительного, имени прилагательного, имени числительного.

– Что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное?

– А местоимение? В чем его особенность как части речи?

– Местоимение не называет предмет, количество, а указывает на них.

4. Работа над составлением таблицы.

– повторение известных разрядов местоимений по заданной таблице;

– записать местоимения, указать их падеж.

Текст.

Куб, параллелепипед и пирамида дружно жили на аккуратной полочке в учительском шкафу. Однажды к ним на полку учительница подселила какого-то странного незнакомца. Он был совершенно круглый и совершенно невоспитанный. Он начал кататься по полке и толкать ее обитателей. Эти спокойные геометрические тела возмутились и стали спрашивать новичка:

– Ты кто?

– Ты почему толкаешься?

– Мы протестуем против тебя.

На эти реплики возмутитель спокойствия гордо ответил:

– Я шар! А потом тихонько добавил:

– Простите меня, пожалуйста; у вас полка расположена под углом, а мы, шары, очень чувствительные к наклонам – катимся.

– Никто из нас не думает ссориться с тобой – мирно пошла на уступки пирамида.

– К нам надо относиться уважительно, как и мы ко всем – поддержал ее параллелепипед.

– Мы прощаем тебя и будем с тобой дружить – радостно добавил куб.

Так помирились и подружились эти геометрические тела.

s

Вопросы и задания по тексту:

– Как нужно жить в коллективе? (Дружно.)

– А что, на ваш взгляд, является основой дружбы? (Понимание и умение прощать.)

5. Лингвистический эксперимент:

– Какова же роль местоимения в русском языке?

– Чтение 1 и 2 предложений текста с местоимениями.

– Повторное чтение.

“Куб, параллелепипед и пирамида дружно жили на аккуратной полочке в учительском шкафу. Однажды к кубу, параллелепипеду и пирамиде …”

– Как лучше?

– С местоимениями.

– Вместо каких частей речи мы их можем употребить?

6. Работа в парах.

– Списать текст, заменяя выделенные существительные местоимениями.

Текст.

Юра должен был начертить три угла – острый, прямой и тупой. Перед мальчиком (ним) лежали транспортир, линейка и карандаш. Вдруг с этими (ними) инструментами стало происходить невообразимое. Кто-то невидимый отмеривал градусы, проводил прямые линии, отмечал углы. В углах (них) появились красивые обозначения. Над обозначениями (над ними) засверкала надпись: “Привет засоням!”. И засоня (он) проснулся.

– Сравните два рассказа – данный и ваш.

– Какой вам больше нравится?

– Какие части речи можно заменить местоимениями? (именные)

– Всегда ли уместно заменять слово на местоимение?

Взаимопроверка в парах по указанным критериям:

а) правильность списывания текста;

б) уместность замены местоимениями.

7. Фронтальная беседа.

– Каких местоимений в тексте используется больше?

– Личных.

– Почему они так называются?

– Какие местоимения относятся к личным?

– как изменяются личные местоимения? (по родам, числам, лицам, падежам)

– Что происходит с местоимениями 3 лица, если они употребляются с предлогами? (к ним прибавляется “н”)

– Как пишутся предлоги с местоимениями? (отдельно)

– Образуйте начальную форму местоимений:

ко мне (Д.п.) – я (1 лицо)

с тобой (Т.п.) – ты (2 лицо)

о нас (П.п.) – они (3 лицо)

к нам (Д.п.) – мы (1 лицо)

от него (Р.п.) – он (3 лицо)

без них (Р.п.) – они (3 лицо)

у нее (Р.п.) – она (3 лицо)

– Видите, какая это интересная часть речи. На она не только помогает нам учиться, но и жить.

– Как прозвучало местоимение “я” в ответе Шара? (гордо)

– Но, к счастью, он вовремя спохватился и поправился, тихонько добавив:

“Простите меня …”

Разбор предложения (на доске).

8. Творческое задание.

Придумать 3-4 предложения, используя данные местоимения.

Слова: со мной, передо мной, над ними, на этом, на том, шар (ловушка – существительное), в каждом, мы, изо всех, со всех.

– Почему рассказы получились разными, если слова были даны всем одинаковые?

– Потому что местоимения способны заменять предметы, признаки, количество.

9. Подведение итогов.

– Знания о какой части речи закреплялись на уроке?

– Назовите орфограммы, связанные с местоимениями.

– Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?

– Расскажите об этой части речи по следующей схеме:

Определение

Разряды

Свойства

Характеристика

Личных местоимений

Личных местоимения имеют лицо, могут быть единственного и множественного числа, изменяются по падежам.

В 3 лице единственного числа личные местоимения имеют род

Синтаксическая функция

Подлежащее – пример

Определение – пример

Дополнение – пример

– Над чем следует работать?

– Работу по изучению этой части речи мы будем продолжать при изучении других тем.

Самоанализ урока

Задачи, цели, содержание урока содержание урока соответствуют программному материалу третьего класса. Этот программный материал взят за основу обобщающего урока по теме “Местоимение”.

На тему “Местоимение” по планированию отводится пять уроков. На предыдущих четырех уроках учащиеся получили знания о сущности местоимения (определение), его синтаксических функциях, его морфологических свойствах, разрядах, а также формировались умения и навыки различения местоимений по разрядам, отличие местоимения от других частей речи, правописание местоимений, определение морфологических признаков (у личных – род, число, падеж).

На заключительном уроке я поставила цель совершенствования приобретенных знаний, умений, навыков, систематизации и закрепления знаний, полученных на предыдущих уроках.

Данные задачи и цели были реализованы в ходе упражнений на закрепление:

  • знания о сущности местоимения закреплялись через работу над рассказом Я.Корчака, этимологическую страничку, через творческую работу с текстом № 3;
  • знания о разрядах закреплялись через работу над составлением таблицы местоимений;
  • знания об особенностях личных местоимений – через беседу после составления таблицы;
  • знания о синтаксических функциях местоимений – через разбор предложения и в итоговой беседе.

Указанные навыки и умения формируют:

  • умения отличать местоимения от других частей речи в работе над текстом № 2 и творческом задании;
  • умения различать местоимения по разрядам в работе над текстом № 2;
  • правописание местоимений в работе с текстом № 3, составление таблицы.

На уроке развивались:

– слуховое восприятие при работе с текстом № 2;

– память в игре;

– операция анализа через этимологическую страничку, через синтаксический разбор предложения, через сравнение текста № 3 с собственным текстом;

– операция синтеза и обобщения – через итоговую беседу;

– творческие способности – через творческое задание;

– навыки работы в парах – игра, взаимопроверка;

– самоконтроль, взаимоконтроль – текст № 3.

В воспитательном плане ценность урока заключается в том, что:

– дети учились работать в парах;

– содержание текста № 2 направлено на формирование понятия о нормах жизни в обществе.

Указанные цели были реализованы посредством следующих упражнений:

– работы с текстом № 1 – необычное начало урока формирует мотивацию е закреплению знаний по теме;

– игры-повторения;

– этимологической странички, так как она развивает чуткое отношение е составу слова;

– работы с текстом № 2 – требует обобщения, формирует умения, заложенные в целях урока;

– фронтальной беседы – традиционная форма и она продуктивна, так как требует развития монологической речи в научном стиле;

– работы с текстом № 3 – это творческое задание, посредством которого развиваются творческие способности;

– развития навыка использования местоимений в речи;

– творческого задания, которое дает возможность применять знания в необычной ситуации;

– итоговой беседы – основное средство систематизации и обобщения знаний по теме урока.

Основная сложность проведения урока заключалась в организации работы в парах. Навыки такой работы пока не стадии отработки (аналитический уровень). Поэтому я предполагаю в перспективе больше времени уделять этой форме работы на уроке.

При подборе текстов к данному уроку старалась учитывать тему своей научно-методической работы по геометрическому материалу. Кроме этого, тексты близки к профилю школы.