Использование медиауроков для развития мышления младших школьников

Разделы: Начальная школа


В развитии интеллектуальных способностей младшего школьника особую роль играет мышление.

Мышление – это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. В возрасте 7–10 лет дети осваивают следующие виды мышления:

  • наглядно-действенное (операции с предметами);
  • наглядно-образное (операции со словами, числами);
  • логическое или абстрактное (операции со знаками).

Каждый учитель самостоятельно выбирает способ использования упражнений для развития учащихся. Кто-то проводит дополнительные занятия, работает по печатным тетрадям для развития мышления, но главной формой взаимодействия учителя и ученика остаётся по-прежнему урок.

В данной статье описан опыт использования медиауроков для развития мышления младших школьников на уроках математики, русского языка, чтения, ознакомления с окружающим миром.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков.

Медиаурок - использование средств мультимедиа. В данном случае описан опыт использования компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint. Можно отметить методические возможности и преимущества медиурока:

  • повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;
  • повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
  • развитие наглядно-образного мышления.

Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. Остановимся на некоторых из них подробнее. <Приложение1>

Сравнение – приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. При выделении свойств очень важно, чтобы признаки были названы. Например: красный – синий (по цвету).

Задания:

“Найди отличия”. Сравнить два рисунка, назвать отличия. <Слайд1>

“Сравни фигуры”. Сравнить пары фигур по цвету, форме, размеру. <Слайд2>

“Найди общее и особенное” Что общего и особенного в следующих парах: пальма-ель; волк-рысь и т.д. <Слайд3-4>

“Выдели общее”. Выбрать общие признаки двух предметов из предложенных вариантов. <Слайд5-8>

“Выдели отличия”. Выбрать отличия двух предметов из предложенных вариантов. <Слайд9-10>

“Подбери слово “наоборот”. Подбирать антонимы к словам. <Слайд11-12>

Аналогия или смысловое соотнесение – мысленное сопоставление предметов или явлений по их смыслу – функциям, назначению, другим внутренним свойствам и признакам (часть - целое; противоположность функций; принадлежность к одному виду; и т.д.).

Задания:

“Подбери пару”. Предлагается пара предметов или слов, как образец. К третьему нужно подобрать пару с таким же смыслом из 3-5 предметов или слов. <Слайд13-14>

“Подбери слово”. Подбор однокоренных слов по образцу (глаголов). <Слайд15>

“Объясни как образовались сложные слова”. <Слайд16>

“Проверяй орфограммы в словах по правилу”. <Слайд17>

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Для выполнения этой операции детям нужно знать как можно больше обобщающих слов.

Задания:

“Назови общим словом”. Нужно подобрать обобщающее слово. <Слайд18-19>

“Что лишнее? Кто лишний?”. <Слайд20-22>

“Придумай название”. После чтения текста с пропущенными словами, необходимо по ключевым признакам определить о ком или о чём рассказ, затем озаглавить рассказ. <Слайд23-25>

Формулировка понятий. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений.

Например: Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Задания:

“Дай определение”. Предложить детям дать наиболее точное определение известному предмету. Обращать внимание на то, что определение правильно составлять из двух смысловых частей: обобщающее слово и отличительный признак. <Слайд26>

“Что это такое?” Детям предлагается не само понятие, а его определение. Поэтому определению дети должны угадать, о чём идёт речь. <Слайд27-28>

Внутренний план действий – способность действовать в уме, умение планировать свои действия в уме, строить программу действий без каких-либо внешних опор.

Задания:

“Восстанови сказку”. <Слайд29>

“Как из жёлудя построить дом?” <Слайд30>

“Как росло дерево?” <Слайд31>

В данных заданиях необходимо мысленно продумать алгоритм событий, а потом алгоритмом.

“Ребусы”. Решение ребусов отличная тренировка логического мышления и способности действовать в уме. <Слайд32-33>

“Кресс-кросс”. Предлагается найти в таблице спрятанные слова по вертикали и горизонтали. <Слайд34-36>

Сериация – упорядочивание объектов по степени одного или нескольких признаков.

Задания:

“Продолжи ряд”. Детям предлагается продолжить ряд чисел, букв или рисунков в определённой последовательности. После выполнения задания желательно, чтобы дети формулировали принцип упорядочивания объектов. <Слайд37>

“Построй ряды слов”. Необходимо упорядочить объекты ряда по определённому признаку (усиление, уменьшение действия). <Слайд38>

“Заполни матрицу” или “Волшебный квадрат”. Внутри матрицы 3х3 имеются рисунки, расположенные по определённой закономерности. Одного из изображений не хватает, их нужно выбрать из предложенных вариантов. <Слайд39>