Экономическая игра как составная часть экономического образования в школе

Разделы: Внеклассная работа


В условиях становления рыночных отношений, принципиальным признаком является свободная ориентация и приспособление учащихся к экономическому механизму регулирования рынка. Сегодня уже никто не спорит, нужно ли знание экономики биологу, физику или историку. Экономические знания по своей сущности универсальны и применимы в любой области. Тем более что каждый из нас в жизни выступает и как производитель, и как потребитель, и как гражданин. Экономическое образование в школе необходимо для воспитания у учащихся экономической культуры, для способности правильно понимать происходящие социально-экономические процессы и активно участвовать в деятельности общества.

Цели экономического образования:

  • формирование основ экономического мышления;
  • выработка функциональной экономической грамотности и способностей к саморазвитию;
  • формирование практических навыков принятия решений в различных экономических ситуациях;

Задачи экономического образования:

  • формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
  • развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

Следовательно, экономическое образование в школе представляет собой важнейшую составляющую системы воспитания, развития и обучения молодёжи, позволяющую на ряду с другими учебными предметами, сформировать у школьников знания и умения, необходимые для понимания экономической системы.

Структура экономического образования МОУ “СОШ №8”

I уровень – “Будем знакомы – Экономика!”

Ведущая целевая линия экономического образования состоит в следующем:

Начальная школа: Формирование представлений об экономических явлениях в окружающем мире, развитие интереса к изучению экономической действительности.

Основная школа: Познание основных экономических категорий и законов, экономических взаимозависимостей в окружающем мире с активным использованием компьютерных технологий и творческих заданий.

Старшая школа: Формирование способностей применять инструменты экономического анализа различных ситуаций и фактов на микро- и макроуровне и доступно объяснять выявленные закономерности. Самоопределение личности для решения поставленных экономических задач

Собственно вопрос о моделировании в образовательной системе школы экономического направления, приводит к выводу, что в образовательной сфере есть прямое и опосредованное взаимодействие учащихся, педагогов и родителей. Социально-экономическое управление школы направлено на воздействие общества с целью его упорядочивания, совершенствования и развития. И здесь экономические знания и умения, приобретенные в ходе деловых и ролевых игр, создания бизнес-планов, оказываются неоценимыми для врача и юриста, для учителя и программиста. Без четкого представления об основных действий рынка трудно разобраться во многих экономических явлениях и феноменах. Использование игр в обучении экономики решает множество задач одновременно: игры способствуют становлению творческой личности ученика, формируют умение видеть проблемы, принимать решения, развивают познавательный интерес к предмету, оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют характер.

В 2005-2006 учебном году разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс нашей школы экономическая игра “Экономика вокруг нас”. Идея ввести экономическую игру принадлежит педагогам школы, учащимся, обучающимся в профильных классах, группах допрофессиональной и профессиональной подготовки “Агент (коммерческой деятельности)”.

Сущность школьной экономической игры определяется, исходя из следующего: экономические знания должны стать неотъемлемым элементом системы знаний школьников об обществе; школьники ежедневно сталкиваются с экономикой – дома, вне дома, а так же через средства массовой информации.

Цель игры: формирование у учащихся представлений об экономической структуре рынка и приобретение первоначальных навыков ориентации в нём через игру.

Задачи:

  • развитие адаптивных возможностей будущих специалистов к реальным условиям жизни;
  • формирование практических навыков принятия решений в различных экономических ситуациях;
  • способствование становлению творческой личности ученика.

Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций по отбору, разработке, подготовке игры, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению её итогов. Ведущий исследователь игр С.А. Шмаков считает, что “детство без игры и вне игры анормально и аморально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваимоего опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира” (1994, с.6).

Игровая технология выгодно отличается от других способов стимулирования учащихся к процессу обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемой системы, дает возможность “прожить” некоторое время в “реальных” жизненных условиях. При этом игровая технология не подменяет традиционные методы обучения учащихся, а рационально их дополняет, расширяя педагогический арсенал учителя, позволяя более эффективно решать поставленные задачи конкретного задания и всего учебного процесса.

На протяжении всех этапов игровой коллектив создаёт специальные условия, при которых участники оказываются вовлеченными в игру.

Игра делится на четыре этапа: подготовительный, организационный, игровой, заключительный.

1. Подготовительный этап имеет своей задачей полное материально-техническое обеспечение игры, информирование школьного сообщества, выпуск школьной валюты – “восьмушки”, подготовка необходимой документации (сводные таблицы о начисления восьмушек, положения о премиях и надбавках, таблица отслеживания учащихся в различных мероприятиях и другие) планирование общественных работ, а также обучение “квалифицированного” персонала.

2. Организационный этап включает в себя: выборы органов управления, назначение аппарата управления, размещение служб, регистрация участников, информирование участников о правилах и порядке игры. На данном этапе через профессионально ориентированные виды деятельности у учащихся формируются способности будущих специалистов в области управления предприятием и персоналом.

Грамотное и правильное ведение экономической игры требует построение модели управления. Сущность управления, призвано обеспечивать реализацию сохранения и совершенствования деятельности руководителей, основных работников – педагогов, обучаемых. Управление образовательной системы есть прямое и опосредованное взаимодействие руководителя с обучаемыми, и обучаемых с обучаемыми. Модель управленческой системы в экономической игре, можно условно разделить на две подсистемы: управляющую и управляемую, которые между собой взаимодействуют.

Взаимодействие означает не что иное, как обмен информацией от управляющей подсистемы идёт “командная информация”, в обратном направлении – информация о функционировании управляемой подсистемы (элемент обратной связи). Заметим, что под “информацией”, понимается обмен сведениями, позволяющих отследить и согласно разработанным критериям начислить заработанные восьмушки участникам экономической игры.

Особенностью описываемой и моделируемой в игре социально-экономические системы является то, что управленческие решения в ней представляют собой плод коллективного труда. Естественно, этот признак должен быть реализован на каждых этапах игры.

Согласно разработанной схемой управления каждый отдел выполняет определённые функции.

Рекламно-информационная служба (PR компания), ОТК:

  • регистрация участников игры (ведение табеля учета);
  • сбор и обработка статистической информации (количество участников, денег в обращении и т.п.);
  • подготовка и публикация официальных сообщений (постановления правительства, объявления по ходу игры)
  • принятие решений на следующий этап экономической игры

Социальная служба:

  • отслеживание посещаемости учащимися школьных занятий;
  • анализ и обработка полученной информации.

Служба безопасности:

  • охрана общественного порядка.

Банк:

  • учет денежного обращения;
  • приём вкладов;
  • выдача денежных средств бухгалтерии.

Бухгалтерия:

  • начисление и удержание денежных средств в банке.

Касса:

  • выдача заработанной платы;

3. В течение игрового этапа работают все службы управления и обеспечения: предоставляются общественные работы (сбор макулатуры, уборка территории), проводятся культурно-массовые мероприятия (игра для учащихся начальных классов “Кто хочет стать экономистом”, “КВН – предпринимателей” для старшеклассников). Игра рассчитана на учащихся 2-11-х классов. Сотрудники активно осуществляют сбор информации о проводимых школьных, городских, региональных мероприятиях.

4. Заключительный этап подразумевает помещение оставшихся наличных денег в банк (под проценты) до следующей игры, подведение итогов, анкетирование.

Рекламно-информационной службой экономической игры в 2005-2006 учебном году проводилось анкетирование. В анкетах учащиеся 11- ых классов написали: что экономическая игра помогла им проявить себя как личность, расширила их кругозор в области экономических дисциплин, дала возможность зарабатывать деньги, которые они смогли потратить для выпускного вечера и вообще, им это было очень интересно. Учащиеся 10-ых классов в своих анкетах отметили: “Новая экономическая игра “Экономика вокруг нас” позволяет каждому из нас реализоваться. Ведь это очень трудно сделать в сложившихся экономических условиях. С помощью игры можно не только провести время весело, но и получить за это “восьмушки”, которые в последующем конвертируются в реальные деньги. Игра служит отличным стимулом в получении экономического образования”. “Нам кажется верным, что в школе введена экономическая игра “Экономика вокруг нас”. Она развивает логическое, с точки зрения экономики, мышление, помогает узнавать много нового, развивает самостоятельность” – ответили учащиеся 8–ых классов. Второклассники сказали: “Это круто. Мы учимся и зарабатываем за это деньги, как для класса, так и лично для себя”.

На протяжении всей экономической игры игровой коллектив создаёт специальные условия, при которых участники оказываются вовлеченными в игру. Последнее особенно важно для учащихся старших классов, которые уже отвыкли играть, у них уже сформировалось определенное пассивное отношение к уроку, в целом к учебным занятиям. В силу этого старшеклассники, впервые сталкивающиеся с подобной, новой для них формой обучения, моментально втягиваются в экономическую игру. Кроме того, все категории учащихся проявляют более высокую активность при участии в игре, так как основным стимулом для всех участников игры являются заработанные денежные единицы (восьмушки), которые в последующем можно конвертировать в российские рубли.

И основной задачей управленческой модели игры является, повышение активности с помощью специальных средств и приёмов взаимодействия, поддержание эмоционального напряжения. Наличие системы индивидуального и коллективного оценивания деятельности участников позволяет добиться высоких результатов. Но при этом в структурном подразделении происходит внутреннее взаимодействие участников – “внутренние” поощрения, то есть поощрения своих сотрудников за предложения новых идей, отслеживания школьных мероприятий, заполнение табеля по количеству заработанных денежных единиц (восьмушек) и другие виды инициатив. В прошлом учебном году аппаратом управления игрой были проведены следующие мероприятия: открытие постоянной рубрики в школьной газете “Восьмушка”, выпуск экономической рубрики “Занимательная экономика” (ребусы, кроссворды, шарады), проведение социологических опросов на улицах города Усть-Илимска.

По результатам 2005-2006 учебного года определились три лучших класса, и три лучших ученика в каждой из параллелей. В итоге учащимся была выплачена сумма в размере более 5000 рублей. Главным спонсором выступила директор школы № 8 - Соломович Галина Павловна. Наиболее активные учащиеся получили благодарственные письма и грамоты.

В новом учебном году экономическая игра продолжает своё шествие, с обновленным аппаратом управления, внесенными дополнениями в критерии оценивания учащихся и классов, а также положением о надбавках и доплатах. В течение этого учебного года планируется создание и открытие школьного торгового отдела, где заработанные “восьмушки” ребята смогут потратить на приобретение товаров.

В основе открытия магазина лежат три простых принципа:

  • нацеленность работы на долговременный результат;
  • нацеленность на конечный результат, т.е. производство и продажу;
  • комплексный подход к конечному результату.

Преимущества магазина связаны с широким ассортиментом продукции, а так же предоставлением дополнительных услуг на заказ, продажа на вынос. Торговый отдел, планируется реализовывать как детские поделки, так и покупные изделия (игрушки, канцелярские товары, детская бижутерия). Хотя появление товаров, произведенных вне школы, нарушают принципы игры, с этим можно примириться ради оживления товарно-денежного оборота.

В работе создания магазина выделяются три этапа:

Подготовительный

Оформление документов

Создание условий для деятельности

Подготовительный этап: оценить имеющиеся возможности, отвечая на вопрос: Какие имеются ресурсы для реализации товаров и услуг? Определить конечные цели (прибыль, повышение статуса, вложение средств, привлечение новых партнёров или отключение от общего дела несостоятельных партнёров). Выбор формы собственности.

Оформление документов: подготовка учредительных документов, подписи документов.

Создание условий для деятельности. Учащиеся из группы профессионального обучения “Агент (коммерческой деятельности) в течение года изучают потребности спроса и предложения на предлагаемые товары и услуги, выявляют зависимость цены и количества товара. Следовательно, для учащихся создаются условия в выборе профессии. Изучение конкуренции не имеет смысла за исключением рынка канцелярских товаров. Рекламное деятельность магазина будет осуществляться посредством:

  • предоставления скидок;
  • проведение рекламных акций;
  • установки рекламных указателей, а так же стендов со сменным табло

Каждому товару прикрепляются восьмушки в зависимости от сложности и цены товара для поддержания экономической игры “Экономика вокруг нас”. Основным условием продажи школьных товаров является то, что учащиеся на кружках выполняют поделки и от 3 до 5 изделий идут на продажу и в фонд школы (пожеланию детей), остальные изделия изготовленные учащимися (по мере продажи) оплачиваются в размере 50-75% от стоимости товара, плюс за каждый проданный товар начисляются восьмушки. У учащихся появляется стимул сделать больше поделок и заработать деньги.

Предполагается использование товаров дополнительного образования: береста, бисероплетение, вышивка, декоративная роспись, папье-маше, картины, рисунки, изделия “Теремка”, газеты Пресс-цетра - (школьная, региональная), трудовое обучение, работы дизайнера, уроки трудового обучения в начальной школе.

В 2006-2007 учебном году экономической игрой “Экономика вокруг нас” вводятся дополнения к правилам учёта восьмушек за полугодия:

  1. Каждому классу на счёт начисляется - 20 восьмушек, каждому учащемуся – 10 восьмушек – (за счёт хранения восьмушек в банке экономической игры).
  2. Согласно раннее разработанным критериям оценивания, будут определяться 3 лучших класса и 3 лучших ученика каждой из параллели, вступающие в бизнес клуб “ЛИДЕР”.
  3. Учащиеся и классы, набравшие меньшее количество восьмушек за полугодие, предоставляется выбор статуса: Бизнес-клуб “КЛАСС” и Бизнес-клуб “УЧЕНИК”

Бизнес-клуб “КЛАСС”

  • набравшие до 50 восьмушек: “Бизнес-клуб” - 10%:
  • набравших более 50 восьмушек: “Бизнес-клуб” - 20%

Бизнес-клуб “УЧЕНИК”

  • набравшие до 50 восьмушек: “Бизнес-клуб” - 10%:
  • набравших более 50 восьмушек: “Бизнес-клуб” - 20%

Согласно новым правилам у учащихся и классов появляется стимул в зарабатывание восьмушек в своём “Бизнес-клубе” и возможность соревноваться с “ЛИДЕРАМИ”. По результатам полугодий – лучшие бизнес-клубов “КЛАСС” и “УЧЕНИК” поощряются призами от экономической игры.

В заключение можно сказать, что учебно-игровая работа основывается на принципе сюжетного моделирования действительности. Основную сюжетную линию составляет сценарий игры. В процессе игры учащиеся должны оперативно и адекватно оценивать социально-экономические условия, сравнивать их по выбранным позициям, принимать творческие решения по результатам оценки и сравнения, а также работать в условиях индивидуальной и коллективной деятельности.

Таким образом, экономическая игра способствует формированию нового качества образования и решению задач гражданского становления личности учащихся нашей школы.

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ О НАДБАВКАХ И ДОПЛАТАХ

1. Общие положения

Положение разработано в соответствии с Уставом и Парламентом школы.

Положение распространяется на администрацию, учителей и учащихся, а также всех сотрудников школы.

Стимулирующие надбавки и доплаты к общему числу заработанных “Восьмушек” начисляются отделом бухгалтерии, согласно установленного приказом руководителем экономической игры.

2. Надбавки

Надбавки – это вид денежных выплат, осуществляемых за качественные отличия труда учащихся и учителей.

Виды надбавок:

  1. за высокие творческие и производственные достижения в работе 5-15%
  2. за выполнение особо важных и сложных работ на срок их проведения – 30%
  3. за звание “Отличник” - 50%
  4. за классное руководство (присутствие на всех школьных, городских мероприятиях) 25%
  5. за художественное оформление школы - 10%
  6. за активное участие в жизни школы - 15%

Доплаты

Доплаты – это вид денежных выплат, осуществляемых за расширение функциональных обязанностей, не включённых в должностные инструкции учащихся и учителей.

Виды доплат:

  1. за увеличение объема выполняемых работ (участие, изготовление товаров для магазина школы) – 20%
  2. за помощь в библиотечной работе - 10%
  3. за выполнение обязанностей временно отсутствующих - 15%

4. Источники выплат надбавок и доплат

  1. Начисление на выплату надбавок и доплат от базового фонда экономической игры.
  2. Заработанные средства за предоставляемые платные услуги.
  3. Другие внебюджетные средства.

5. Дополнение к критериям выплат денежных средств

За хранение денежных средств в банке экономической игры, начисляется автоматически – 5% от общей суммы восьмушек