Конспект урока по курсу "Окружающий мир" для 4-го класса к учебнику А.А. Плешаков. "Мир вокруг нас" на тему: "Водоемы нашего края"

Разделы: География


Цели урока:

  1. Закрепить знания о разнообразии водоемов нашей страны, их изображение на географической карте.
  2. Продолжить формирование представления о водоёмах, раскрыть их классификацию (естественные, искусственные), значение для живых существ.
  3. Раскрыть роль водоёмов в жизни человека и необходимость их охранять.

Оборудование: Физическая карта России, карта рек Московской области, рисунки учебника, кроссворд на доске.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

Вот прозвенел звонок.
Начнем мы познавательный урок
Сегодня вы отправитесь туда,
Где пресная течет вода.

На доске и в тетрадях тема урока: Водоемы нашего края.

II. Проверка знаний и умений

Перед тем как приступить к изучению темы: Водоемы нашего края, давайте вспомним и повторим пройденный материал:

- Какие ярусы различают в лесу? (Верхний - деревья, средний - кустарники и подрост, ещё ниже кустарнички, самый нижний мхи лишайники).

- Назовите по два растения и животных леса. (Ель - верхний ярус, брусника - ярус кустарнички, дятел, короед - в любом ярусе, полевка - в нижнем ярусе).

- В чем их приспособленность к жизни в лесу? (Брусника - вечно зеленная, что позволяет ей более длительное время пользоваться светом. Ель - ветроопыляемое дерево. Рябина, орешник - насекомоопыляемые, цветут после распускания листьев. Дятел - тонкий, сильный клюв, длинный крючковатый язык.)

- На основании рисунка приведенного на стр. 125 укажите, с какими обитателями леса тесно связан дятел, полёвка. Составьте цепь питания. (Полевка - поедает плоды и семена деревьев, ее - ласка, лиса. Короед - поедает кору деревьев, его - дятел лиса.)

- Какие грибы встречаются в смешанном лесу? (подосиновики подберёзовики).

- Каково их значения в жизни леса? (грибницы срастаются с корнями деревьев, помогают им всасывать из почвы воду с солями, грибами питаются животные леса).

- Что такое лесная подстилка? Какую роль она играет в лесу? (это опавшие листья, отмершие части растений, под действием микробов они перегнивают, пополняя почву перегноем).

- Почему смешанный лес считается природным сообществом? (Живут совместно, тесно связаны между собой животные и растения.). Что необходимо для жизни животных и растений?(солнце, воздух, питание и вода)

III. Работа над новой темой

- Вспомните, какое значение имеет вода для растений, животных, человека?

(ничто живое на земле не может обходиться без воды).

- Как вы думаете, что такое водоемы? (Хранилища воды, местообитание живых организмов).

- Что вы можете сказать о водных просторах нашей страны – России? (Показ на карте Берега России омывают моря трех океанов: Северно-Ледовитого, Тихого, Атлантического). Какая вода в Каспийском море? (соленая), в Байкале? (пресная).

- Какие реки России вы знаете? ( Волга, Обь, Лена, Енисей).

- Назовите классификацию рек по месту их протекания. Если река течет в горах, то это какая река, (горная), а если по равнине? (равнинная)

- Запишите классификацию озер и рек в тетрадь.

- Ребята, чем озеро отличается от рек? (У реки есть исток, устье, притоки, течение).

- Как вы думаете, перечисленные вами водоемы естественные, т. е. созданные природой или искусственные – созданные человеком? (Моря и озера созданы природой).

- Правильно, это естественные водоемы. Давайте дадим определение естественных водоемов – это природное углубление на поверхности суши, заполненное водой.

- Перечислите, какие водоемы относятся к естественным? (океаны, моря, озера, болота, реки, ручьи).

- Как вы думаете, что такое искусственные водоемы? (ответы учащихся).

- Искусственные водоемы – это искусственное углубление на суше заполненное водой. Что к нему можно отнести? (Пруды, водохранилища, каналы).

- А теперь поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории Московской области?

- Назовите естественные водоемы.

Ведется работа с картой области. Ответы обобщаются и дополняются учителем и учениками.

IV. Физкультминутка

Музыкальная пауза.

V. Продолжение изучения новой темы

- Какие водоемы нашего города Зеленограда вы знаете? Какие из них естественные? (Река Сходня - естественная, Черное озеро - естественное, пруды: Быково болото, Водокачка - искусственные, Чудиново озеро - естественное).

А знаете ли вы, ребята, в XVI-XVII в.в. река Сходня была судоходна и многоводна, называли ее тогда Восходня, т.к. торговые суда восходили по ней, т. е. поднимались из Москвы-реки и волоком перетаскивались через деревни Черкизовое, Подрезково в реку Клязьму.

У реки Сходни два притока: река Горетовка, река Саминка. Река Сходня – левый приток Москвы-реки, которая впадает в Оку. А Ока впадает в полноводную Волгу.

Работа с учебником.

Прочитайте, какие бывают водоемы (стр.154). Опишите нашу реку Сходню по плану учебника.

Беседа о значении водоемов.

Значение водоемов в природе велико. Они – хранилище воды, которое необходимо всему живому. А для некоторых растений и животных – единственный дом. Велико значение водоемов в жизни людей:

  1. Радует красотой, украшает землю
  2. Люди отдыхают у воды
  3. Перевозят груз, путешествуют
  4. Берут воду, необходимую как для быта, так и для производства

Воду загрязняют фабрики, заводы, фермы; через удобрения и ядохимикаты; люди моют машины, бросают мусор, и тогда водоем становится опасен для купания и отдыха людей, а также для жизни животных и растений. Значит, водоемы надо охранять, заботиться об их чистоте.

VI. Закрепление.

Работа с кроссвордом на доске.

  1. Водный поток, имеющий исток, устье.
  2. Река протекающая по Зеленограду.
  3. Природное углубление на поверхности суши заполненное водой и заросшее осокой, водорослями, мхом.
  4. Природное углубление на поверхности суши заполненное стоячей водой, пригодной для житья рыб.
  5. Искусственный водоем.
  6. Самое большое водное пространство на земле.

Все ли перечисленные водоемы в кроссворде являются природными?

Почему?

VII. Подведение итогов урока

Сегодня познакомились с новой темой “Водоемы нашего края”. Мы выяснили, что водоемы бывают естественные и искусственные. Они имеют большое значение в природе, жизни всего живого. В водоемы не должны попадать сточные воды, ядохимикаты, мусор.

Выставление оценок с комментарием.

Домашнее задание: стр. 154 – 158. Составление рассказа об охране водоема.