Урок-обобщение по теме: "Деепричастия в произведениях русских поэтов". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  • Систематизация знаний о деепричастии и деепричастном обороте.
  • Закрепить умение находить деепричастный оборот и расставлять знаки препинания.
  • Отрабатывать навыки конструирования предложений с деепричастным оборотом.

Оборудование:

  • Портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
  • Схема образования деепричастий.
  • Карточки с заданиями по редактированию предложений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Цели

Тема нашего урока “Деепричастие в произведениях русских поэтов”. Сегодня мы будем подводить итоги изученного по теме “Деепричастие”, и помогут нам в этом всем известные поэты. И еще раз обратимся к проблеме расстановки знаков препинания в предложения с деепричастными оборотами.

II. Работа со стихотворением, записанным на доске

Образовать от указанных глаголов деепричастия и проставить их на месте пропусков:

… от свежего ветерка,
Чуть … крепыши-маслята,
… за руки, как ребята,
Топают … вокруг пенька.

Э.Асадов

– Начнем с того, что попробуем восстановить строки из стихотворения Э.Асадова, используя деепричастия. И в этом нам помогут следующие глаголы: посинеть, греться, ежиться, взяться. Но сначала надо вспомнить, как образуются деепричастия. Вот небольшая подсказка: схема:

III. Повторение сведений о деепричастии. Блиц-опрос.

– Что такое деепричастие?

– На какие группы делятся деепричастия, чем они отличаются друг от друга?

– К какой из них относятся образованные деепричастия?

  • посинев, взявшись – совершенный вид
  • греясь, ежась – несовершенный вид

– Прочитайте получившееся стихотворение.

IV. Проверка домашнего задания.

– Дома вы должны были подобрать отрывки из ранее изученных стихотворений (“Песнь про купца Калашникова”, “Песнь о Вещем Олеге”), где используются деепричастия и деепричастные обороты.

– Какую роль играет деепричастие в художественном произведении?

Пока проверяется домашнее задание, 2 человека выполняют на доске синтаксический и морфологический разборы.

1) Кто штык точил, / Ворча сердито, / Кусая длинный ус. (Повествовательное, простое, распространенное, невосклицательное, осложнено деепричастным оборотом.)

2) Ворча – деепр.; что делая?; несоверш. вид;
Кусая – деепр.; что делая? несоверш. вид.

Проверка выполненного задания.

V. Объяснительная работа

1)

– Посмотрите внимательно на доску и вспомните, кто автор этих строк. Какую роль выполняет здесь деепричастие и деепричастный оборот? Укажите слово, к которому относится деепричастие? Запишите предложения и расставьте знаки препинания. Но что мы должны учитывать при этом? (Деепричастие обозначает добавочное действие к основному, и оно всегда обособляется на письме.)

  • Зима, / Лениво обходя кругом, / Обсыпает ветки новым серебром.
  • Отражаясь, / Березы ломались в пруду.
  • А месяц будет плыть и плыть, / Роняя весла по озерам.
  • Но тихо дремлют кедры, / Обвесив сучья вниз.

2) Орфографическая работа

– Если деепричастие образовано от глагола. Какая часть речи тоже образована от глагола? (Причастие)

– Приготовьте сигнальные карточки (красная – раздельно, синяя – слитно). Вспомним, как пишется НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями:

Неподготовленное выступление, не продумав маршрута, не решенная учеником задача, не чувствуя опасности, долго недоумевая, ненавидя дождь, трава не скошена, не зная правил.

– На какие орфограммы были подобраны примеры? (НЕ с деепричастиями, с глаголами, с причастиями, в причастных оборотах.)

VI. Работа по карточкам

– А теперь, когда мы все вспомнили о деепричастии, мы можем исправить допущенные в предложениях ошибки.

  1. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
  2. Ваня, поступив в школу, и очень ее любил.
  3. Возвращаясь домой, шел дождь.
  4. Бесшумно пошел, засыпая, снег.
  5. Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.

VII. Подведем итоги

– Что обозначает деепричастие?

– Как образуется деепричастие? При помощи, каких суффиксов?

VIII. На заключительном этапе урока дети пишут творческие миниатюры на тему “Зима в нашем городе”, используя деепричастия и деепричастные обороты.