Урок ОБЖ в 5-м классе по теме: "Чем еще можно отравиться…"

Разделы: ОБЖ


Цели:

  1. Расширить знания учащихся об опасных веществах в быту, о возможности отравления лекарствами, недоброкачественными продуктами питания. Сформировать представление о необходимости потребления натуральных продуктов.
  2. Развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать коллективно, вести продуктивную беседу, практически применять теоретические знания.
  3. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, аккуратность в быту. Ориентировать на использование продуктов, произведенных в России.

Форма организации учебной деятельности учащихся – групповая.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала.

Вспомните, о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке. Чем еще можно отравиться? Что необходимо знать о продуктах, чтобы этого не произошло?

Целепологание: сегодня на уроке мы еще раз вспомним о правилах хранения, приготовления и употребления продуктов питания; научимся экспертировать некоторые любимые вами продукты. (Запись темы урока)

Беседа с классом

В каких случаях, по вашему мнению, продукты могут вызвать отравление?

Да, летом, в жару очень быстро портятся почти все продукты, особенно мясомолочные (мясо, колбаса, творог). В них с огромной скоростью размножаются опасные для человека микроорганизмы. Особый колбасный яд может накапливаться не только в колбасе, но и в ветчине, соленой свинине, мясных консервах, причем эти продукты зачастую не имеют плохого запаха и сохраняют “свежий вид”. Поэтому продукты следует употреблять, если только вы уверены в их свежести или после горячей обработки. Хранить их лучше в темном прохладном месте, т.е. где? (В холодильнике). Пищу надо употреблять сразу же после приготовления, а перед следующим употреблением надо либо сильно охладить, либо прокипятить (прожарить, промыть кипятком, в зависимости от вида продукта).

И, конечно же, посуда для еды не должна стать источником заболеваний, а значит, не должна выглядеть так, как описано в книжке К. Чуковского “Федорино горе”:

“…Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты,
Загляни-ка ты в кадушку –
И увидишь в ней лягушку,
Загляни-ка ты в ушат –
Тараканы там кишат…”

- Как же правильно мыть посуду?

- В чем можно хранить и готовить пищу?

Учебник ОБЖ 5 класс (авторы: М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов), с. 63, рубрика “На заметку”

Летом и осенью исключительное внимание необходимо уделять питьевой и хозяйственной воде. Питьевая вода должна быть прозрачной, бесцветной и приятной на вкус, не должна содержать ядовитых примесей и болезнетворных бактерий. К хозяйственной воде требования ниже. Во всех случаях, когда вода вызывает подозрение, ее нужно кипятить. При кипячении погибают все микробы кишечной группы. В последнее время в походных условиях активно используют портативные фильтры и специальные препараты, обеззараживающие воду.

- А теперь отгадайте загадку: “Кто над нами вверх ногами?” Конечно это наша старая знакомая – муха.

Это, на первый взгляд, невинное, хотя и назойливое насекомое приносит много зла. Если лето теплое, мух может расплодиться очень много. Они попадают в суп, летят в молоко и садятся на оставшуюся незакрытой пищу. Пристрастия у мух самые разнообразные. Их привлекают помойки, туалеты, кухни, а в них крошки хлеба, не сметенные со стола, сладости.

Обычно этих насекомых много там, где люди недостаточно аккуратны и чистоплотны и где не принимают мер против проникновения их в жилище.

За один день муха может посетить десятки различных мест – ведь она ест и пьет через каждые 10-15 минут. И везде где отдохнуло это прожорливое существо, остаются его опасные спутники – микробы.

Учебник ОБЖ 5 класс (авторы: М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов), с.64, рубрика “Некоторые факты”

Вот почему борьба с мушиным племенем в доме – дело неотложное и важное.

Первичное закрепление новых знаний и умений.

Для закрепления полученных знаний проведем тестирование (учебник, с. 64 – 65, работа в группах).

При покупке продуктов питания в магазине необходимо обращать внимание на следующие характеристики (записать в тетрадь):

Памятка “Как правильно выбрать продукты”

1. Внешний вид и целостность упаковки

2. Срок годности

3. Наличие пищевых добавок

В натуральных продуктах (соках, молоке и т.д.) для сохранности используют не химические добавки-консерванты, а метод пастеризации (быстрое нагревание до высоких температур и быстрое охлаждение). Во многих импортных кондитерских изделиях, напитках используются эмульгаторы, пищевые красители, ароматизирующие вещества, поэтому нужно обращать внимание на букву Е с индексом, означающую виды пищевых добавок.

4. Полнота информации

- Хочу предложить вам выполнить практическую работу “Экспертиза продуктов питания”

Группы учащихся получают карточки с перечнем кодов запрещенных и опасных пищевых добавок и упаковки от различных пищевых продуктов. Необходимо отобрать продукты безопасные с данной точки зрения, сделать вывод.

III. Подведение итогов урока

IV. Домашнее задание: учебник, с. 62-65, вопрос на странице 64