Урок истории в 4-м классе по теме: "Что такое характер?" (по учебнику Д. Данилова)

Разделы: Начальная школа


Тип урока: ознакомление с новой темой, урок – дискуссия.

Цель: познание внутреннего мира личности.

Задачи:

  • познакомить учащихся с таким явлением внутреннего психологического мира человека, как “характер”,создать образные представления о понятиях “черты характера”, “оптимист”, “пессимист”;
  • учить умению увидеть в себе положительные и отрицательные черты характера, помочь избавиться от отрицательных, умению контролировать свое настроение, находить и усваивать способы его коррекции;
  • развитие мышления, коммуникативных навыков, умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: сказочные герои, карточки с названием черт характера и для аутотренинга, калейдоскоп, игрушки для сценки, пиктограммы на каждого ученика, “волшебный мешок”.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Кто с зарядкой дружит смело,
Тот с утра прогонит лень.
Будет сильным и умелым,
И веселым целый день.

2. Прочитайте ключевую фразу урока:

Самая трудная борьба – самого себя побороть.

-Как вы ее понимаете?
-Сегодня на уроке будем искать способы борьбы с самим собой. И я желаю вам в этом удачи.

3. Покажите с помощью пиктограмм, с каким настроением вы пришли на урок?

-Почему такое настроение? (Спросить 2-3 человек)

-Что такое настроение?

-Что такое тревожность?

-Когда человек испытывает тревогу?

-Какими способами можно бороться с тревогой?

- Как называется способ, позволяющий победить тревогу?

Давайте проведем аутотренинг.

Показываю карточки со словами, а дети повторяют про себя.

  • Я спокоен.
  • У меня все получится.
  • У меня хорошее настроение.

4. А сейчас давайте понаблюдаем за героями нашей книги.

Инсценирование.

Мама: - Ну, как у вас дела? Илья, по-моему, ты до старости не расстанешься с этим богатством.

Илья: А если у меня характер такой?

Аня: - Жадный.

Илья: - А у тебя - вредный. И не жадный, а жалостливый. Ведь тут каждая вещь про что-то напоминает. Вот калейдоскоп, например. Сколько мы с Аней воевали из-за него, пока мне второй не купили.

Мама: Да. И ты его тут же сломал, а Анютин до сих пор цел.

Илья: Не сломал, а разобрал в исследовательских целях, ведь интересно, стеклышки одни и те же, а узоры все время разные.

Мама: - Вот и ваши характеры, как, в калейдоскопе, вроде бы из одних и тех же “стеклышек” складывались, а “узоры” получились такие разные. Ладно, заканчивайте, пора заниматься.

-Что же разное у Анюты и Илюши?

-Какая тема нашего урока?

(На доске записана тема: Что такое характер?)

-Сегодня на уроке мы попробуем порассуждать, что такое характер, можно ли управлять своим характером?

-Как вы думаете, когда человек рождается, у него уже есть характер?

(Характер формируется в процессе жизни)

-От чего зависит - вырастет ребенок добрым или злым, аккуратным или небрежным?

-Кто оказывает влияние на становление характера? (среда, деятельность, другие люди)

-Про какого человека говорят “у него золотой характер”?

(положительные черты характера)

-Про какого человека говорят “ у него скверный характер”?

(отрицательные черты характера)

-Значит, когда мы употребляем слово характер?

-Так, что же такое “характер? Стр. 22 (Неповторимое, уникальное сочетание особенности личности, основная характеристика человека)

5. Игра “Скажи, какой я?” (На доске иллюстрации сказочных героев. Каждая группа выбирает себе героя.)

Работа в группах. Опишите характер сказочного героя. Отметьте положительные и отрицательные черты характера.

-Что помогло оценить героев? (поступки, привычки, мысли, чувства)

- У каких героев совершенно противоположные черты характера?

-Этих героев можно охарактеризовать одним словом, не знаете каким?

Стр. 23 . –Кого называют оптимистом, пессимистом?

Задание в тетради 23 самостоятельно, проверить

-Представьте, что на улице идет дождь. Как отреагирует на это явление природы пессимист? Оптимист? Расскажите.

6. Физкультминутка.

Звучит спокойная музыка. Мы перевоплощаемся в оптимистичного Буратино. Рисуем длинным носом дождик, выглянуло солнышко, лучики, зажмурились от яркого солнца, поморгали, потянулись, улыбнулись.

-А есть ли характер у музыки? Как он проявляется в музыке?

7. - Характер как важная особенность личности определяет наши поступки, мысли, чувства, отношения.

-Как мы узнаем о наших чертах характера?

Все черты характера делятся на 3 группы.

1 группа отношение к делу.

2 группа отношение к людям.

3 группа отношение к себе.

Задание в тетради 24, выбери слова, распредели их по группам.

На доске карточки со словами, обозначающие черты характера. Дети подходят и распределяют их по группам. Остальные записывают в тетрадь.

-Еще можно оценить человека по отношению к вещам (аккуратность, небрежность, бережливость)

-Отметьте (+) - положительные черты характера, а (-) - отрицательные черты характера.

-Буквой “я” отметьте те качества, которые есть у тебя.

-Нужно ли работать над характером?

-Значит, можно ли управлять характером? (на основе привычек формируются черты)

-Можно ли избавиться от отрицательных черт характера?

-Как? (самовоспитание)

-Приведите пример.

Объясните смысл пословиц: “Самолюб – никому не люб”, “Кто гнев свой одолевает - от крепок бывает”.

-Что в нашем характере появляется раньше привычка или черта характера?

Задание в тетради 22. Отметьте правильные ответы. Обобщить.

8. Игра “Волшебный мешок”

-У кого есть черта характера, от которой вам хотелось бы избавиться, поднимите руку. Запишите на листочках эту черту характера, сверните листок. У меня есть волшебный мешок, положите его туда, завяжем мешок и выбросим его. Таким образом вы избавитесь от этой черты характера.

8. Запись дом. задания стр.22-24, Слова, задания 25, 26.

9.Рефлексия по таблице.

- Что узнали нового?

-Что было интересно?

-Что удивило?

-Над чем нужно поработать?

-Кого хотел бы похвалить?

10.Отметки.