Организация работы педагогического коллектива муниципального образовательного учреждения "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" города Новокузнецка по нравственному воспитанию подростков-депривантов

Разделы: Администрирование школы


Основная задача образования – дать каждому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. В связи с этим, проектируя модель личности выпускника МОУ “Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения”, мы видим её как личность, способную строить жизнь, достойную человека. Одним из приоритетных направлений воспитательной работы Центра для достижения поставленной цели является формирование нравственности, духовности, как основы личности.

Нравственность – одна из форм общественного и индивидуального сознания, отражающая отношение людей к Родине, к окружающей природе, к собственности, к труду, отношения людей друг к другу, отношения полов, т.е. это есть утверждение вечных общечеловеческих ценностей, главными из которых являются: "Космос и Земля – среда обитания живой природы и людей", "Родина – колыбель рода", "Семья, Человек – как высшая ценность", "Мир – без войн, миролюбивые отношения народов", "Сотрудничество между людьми на честной, справедливой основе", "Знания, необходимые для решения всех необходимых жизненных проблем", "Труд и возможность создавать материальные и духовные блага для жизни", "Труд как основная форма самореализации личности, её возможностей и способностей", "Личная собственность, нажитая честным трудом", "Национальная культура и планетарная культура", "Время как интервал для самоосуществления целей и смысла жизни человека".

Нравственность личности органически связана с её моральными чувствами. Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие “этика”, означающее привычку, обыкновение, обычай. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его нравственности. Иначе говоря, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Формирование основ нравственной культуры обучающихся осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества. А.С. Макаренко сказал: “Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни ребёнка. В младенчестве, в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда решающую роль на том или ином возрасте этапе играет семья.

На формирование нравственности детей оказывает влияние также социум: ближайшее окружение, улица, свободное общение с товарищами по двору, взрослыми, входящими в жизнь ребенка. Но общеобразовательное учреждение, по-прежнему, остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей, социума. Система нравственного воспитания в школе должна быть по силе своего воздействия на нравственное становление обучающихся более значимой, чем влияния, идущие помимо нее; она должна учитывать психологию ребенка, условия его жизни, индивидуальный опыт, чтобы отвечать потребностям ребенка, вызывать его активное стремление к нравственному самосовершенствованию.

В организации воспитательной работы в МОУ “ЦЛПДО” учитываются особенности контингента детей. Большая часть подростков Центра – это дети с девиантным (отклоняющимся) поведением.

Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Важнейшие из них: биологические (нарушения умственного развития, повреждения нервной системы), психологические (психопатологии, акцентуации характера, выражающиеся в психопатии, неврастении, повышенной возбудимости нервной системы, неадекватных реакциях подростка), социально-психологические факторы, выражающиеся в дефектах школьного, семейного воспитания.

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения обучающихся: дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработан единый подход, общие требования к ребенку; конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода; асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье, для которой характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной “семейной жестокости” и насилия. По сути, отклоняющееся поведение – это нормальная реакция подростков на ненормальные условия, в которых они оказались и в то же время, как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны. Но именно семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные нравственные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Анализ семьи и её воздействий на психосоциальное развитие ребёнка показывает, что у большой группы детей МОУ “ЦЛПДО” нарушены условия их ранней (первичной) социализации. В связи с этим, невозможно отделять проблемы ребёнка и работать с ним, не изучая семью, стиль, воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей. Именно поэтому в Центре большое значение отведено индивидуальной работе педагогического коллектива, классных руководителей с семьями обучающихся, целью которой является педагогическое исследование, выявление социальных и личностных проблем подростков, определение вида педагогической поддержки и помощи семье обучающегося. Актуальность этой работы вызвана ещё и тем, что успешное разрешение задач нравственного воспитания возможно только при взаимодействии семьи и школы, совместной деятельности педагогов и родителей, единстве воспитательных установок.

Задачи в работе с семьёй разнообразны: нормализовать семейную обстановку, нейтрализовать вредные воздействия родителей, взрослых, восстановить воспитательное влияние семьи, добиться единства действий педагогов и родителей. Для обеспечения единства воспитания, с целью педагогического просвещения родителей, в Центре используются как индивидуальные формы работы с родителями, так и организация педагогического лектория для них. Тематика лектория для родителей по вопросам воспитания нравственности определяется классным руководителем и может быть разнообразной.

Нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у обучающихся положительных моральных отношений в системе организуемой в Центре разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих лично-этических качеств.

Задачами нравственного воспитания обучающихся в МОУ “ ЦЛПДО” являются:

1. Последовательно приобщать детей к нравственным нормам общества.
2. Формировать положительный нравственный опыт самих детей.
3. Направлять их сознание, чувства, поведение на реализацию принципов морали.
4. Формировать нравственный облик личности.

Принципы, на которых строится весь учебно-воспитательный процесс в Центре лечебной педагогики, находят свое отражение в организации работы по нравственному воспитанию обучающихся:

  • безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
  • проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
  • оценка не личности ребенка, а его поступков, деятельности;
  • владение способностью “чувствовать” (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;
  • учет индивидуально-психологических и личностных особенностей детей.

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в МОУ ”ЦЛПДО” – задача всего педагогического коллектива, которая решается через формирование гуманистической педагогической позиции и педагогической культуры учителей, через овладение методиками и технологиями воспитательно-образовательного процесса.

Содержание нравственного воспитания в Центре.

Содержание воспитательной работы учителя, классного руководителя по формированию нравственной культуры обучающихся составляют:

  • формирование нравственной нормы, побуждающей ребенка к определенным поступкам и действиям, определяющим порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми;
  • формирование нравственных принципов (принципы взаимоуважения, толерантности и т.д.);
  • формирование нравственных категорий (добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье);
  • формирование нравственного идеала (образца нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети).

Исходя из содержания нравственных отношений, обучающиеся Центра включаются в различные виды деятельности: учебную, патриотическую, трудовую, творческую, спортивно-оздоровительную, общение с другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у подростков формируется чувство ответственности, дисциплинированности, вырабатываются навыки поведения, укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует или иные нравственные отношения (трудолюбие, взаимоуважение, коллективизм, толерантность, патриотизм).

Очень важно создание в Центре положительного эмоционального фона, атмосферы эмоционального подъема и ощущения успеха. Этому в полной мере содействует организация творческой деятельности обучающихся: участие подростков в работе студии “Литературно-музыкальная гостиная”, занятия в кружках: “Вокальный”, Танцевальный”, “Умелые руки”. Эти занятия создают ситуацию “успеха”, способствуют развитию и реализации личностных нравственных качеств; повышается самооценка подростка, снимается стереотип однозначного восприятия обучающегося как “ трудного”.

Процесс нравственного воспитания непрерывен. Оно определяется особенностями возраста детей, проявлениями их индивидуального склада. “Сознательный и любящий свое дело учитель, конечно, может, особенно в раннем возрасте, влиять плодотворно на ученика при помощи любого предмета преподавания (так, покойный профессор П.Л..Чебышев говорил мне, что учительница музыки своими уроками более всех иных учителей сделала из него то, чем он был в своей плодовитой жизненной деятельности)” Д.И.Менделеев.

Эмоциональность младших школьников ощутимо влияет не только на усвоение большого объема этического материала, но и на характер его восприятия, на отношение к сообщаемому. Этот возраст считается благоприятным для осуществления нравственных воздействий, является наиболее подходящим для развития умения соединять полученные знания с конкретными поступками. Ведущими интегративными качествами личности в начальной школе выступают: гуманность, трудолюбие, честность, самостоятельность, организованность, бережливость.

Часы общения для 2–4-х классов:

1. Права и обязанность обучающихся.
2. Этика – это…
3. Подари другому радость.
4. Что значит быть добрым?
5. Праздник вежливости.
6. Что значит любить маму, папу?
7. Спешите делать добро.
8. Профессии моих родителей.
9. Что такое друзья, и как их находить?
10. Берегите природу.
11. Кому нужна помощь.
12. Что значит быть дружными?
13. Что значит быть здоровым?
14. Книги учат…
15. Что такое культура?
16. Милосердие.
17. Лень – помощник или враг?
18. Совесть – это наш внутренний судья.
19. Благодарность – это...

Значительно сложнее протекает процесс формирования сознания и поведения у подростков. Становясь взрослее, они стремятся к большей самостоятельности, к самоутверждению. Из-за недостатка жизненного опыта подростки часто принимают необдуманные решения, стремятся добиться независимости в суждениях и поступках. Этого нельзя не учесть в работе по формированию их сознания и поведения.

Часы общения для 5–7-х классов:

Ведущая воспитательная задача – формирование нравственного самосознания: воспитание ответственности, объективной самооценки, дисциплины, умения подчиняться и руководить.

1. Что такое духовное богатство человека?
2. Как изучить свой характер?
3.Внешняя культура человека.
4. Герои и антигерои.
5. Красота истинная и искусственная.
6. Когда добро творит зло.
7. По каким критериям судить о воспитанности людей?
8. Дружелюбие, трудолюбие, честь и достоинство.
9. Объективная самооценка.
10. Как работать над собой?
11. Культура поведения в семье.
12. Кем я хочу быть и почему.
13. Мир добрых дел.
14. Культура речевого общения.

Старшеклассники уже умеют не только поставить задачу или высказать самостоятельное суждение, но и применить усвоенные нравственные понятия в повседневной жизненной практике.

Часы общения для 8–9-х классов:

Ведущая воспитательная задача – развитие самосознания и культуры самовоспитания.

  1. Как узнать себя и развить свои способности.
  2. Отчего бывает одиноко.
  3. Привычка и воля.
  4. Природа силы личности.
  5. Почему подросток совершает преступление?
  6. Семейные ценности.
  7. Как правильно выбирать профессию?
  8. Как ладить с людьми.
  9. Что значит быть взрослым?
  10. Расскажи мне о себе.
  11. Гражданственность, какой смысл вкладывается в это понятие?
  12. Трудности профессионального самоопределения.
  13. Уважение и терпимость.

При доброжелательном отношении к воспитаннику, заинтересованности в его судьбе, педагогическом оптимизме классный руководитель применяет меры, способствующие выпрямлению личности подростка: устранение нездоровых отношений, содействие установлению новых взаимоотношений с учителями, коллективом, другими лицами, а также вовлечение его в различные виды деятельности, позволяющие воспитаннику проявлять себя с положительной стороны, накапливать опыт правильного поведения и в итоге, оттеснять отрицательные тенденции.

Этические знания – начальное звено в процессе усвоения обучающимися моральных ценностей. Для подростков с девиантным поведением свойственна конкретность мышления. Общие истины в приложении к себе они усваивают с трудом, поэтому необходимо индивидуальное нравственное просвещение: личные беседы, собеседования, наставления.

При этом, педагогами используются различные методы:

  • Убеждения, воздействующее на сознание ребенка;
  • Упражнения (в основе – приучение), способствующее формированию единства сознания и поведения:
    • педагогическое требование, предполагающее постановку воспитанника в ситуацию выполнения определенных действий. Оно обеспечивает стимулирование или торможение тех или иных действий детей, их поступков, поведения в целом, путем личного отношения педагога к воспитаннику;
    • перспектива – метод педагогического взаимодействия, который стимулирует общественно-полезную деятельность детей путем постановки перед ними увлекательных значимых целей.
  • Самооценки:
    • поощрение и наказание, побуждающее воспитанников к определенной деятельности, вместе с тем тормозящее их нежелательные действия и поступки;
    • общественное мнение – метод педагогического взаимодействия, привлекающий обучающихся к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и личностно значимых перспектив.

Для успешного применения методов и приемов педагогического взаимодействия особенно важно предвидеть тот воспитательный эффект, который может быть достигнут в той или иной ситуации.

Учитель, как носитель и предъявитель культуры, как личность – сильнейшее средство воспитания. Если он действительно “значимый взрослый”, его образ поведения, деятельности, стиль жизни, ценности приобретают в глазах воспитанников эталонный характер. Собственно, любое проявление жизни, радость или печаль, надежда или скорбь, разочарование или успех, “введенные в педагогическое пространство, выполняют функцию средства воспитания. К средствам воспитания относится и педагогическая атмосфера как совокупность эмоциональных условий, создающих определенный душевный настрой окружающих воспитанника людей. Это настроение, которое сопровождает процесс воспитания.

Счастливый дар учительский – умение общаться с детьми. От этого зависит многое, если не все. Чаще всего в памяти детей остаются не уроки, а простое человеческое общение как самое дорогое. Ведь воспитание – это обмен духовными ценностями на уровне межличностного общения. А цель обучения и воспитания – это формирование личности, способной к социально значимой творческой деятельности и нравственному воспитанию.

Таким образом, нравственными чертами характера, выражающими отношение педагога к воспитанникам в МОУ “ЦЛПДО” являются:

  • любовь и заботливость, основывающаяся на этом индивидуализированная педагогическая помощь, доброта;
  • душевность, доброжелательность;
  • доверие, отзывчивость, выдержка;
  • внимательность, разумная требовательность, справедливость;
  • снисходительность, терпеливость.

Список использованной литературы:

1. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. Москва, 1981.
2. Лапик В.М. Совместная деятельность школы и семьи по воспитанию у учащихся единства сознания и поведения. Москва, 1984.
3. Сластенин В.А. Педагогика. Москва, 2004.
3. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. Москва, 2004.
4. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. Москва, 2001.
5. Балясная Л.К., Дорофеенко М.Н. Нравственное воспитание школьников. Москва, 1983.
6. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. Москва, 1999.
7. Журнал “Завуч”, № 4, 1999.