Урок математики по теме: "Число 7. Цифра 7" (программа "Школа-2000")

Разделы: Математика, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цель урока: ввести число и цифру 7.

Задачи:

  • закрепить взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар,
  • закрепить навыки сложения и вычитания на числовом отрезке,
  • отработать умение устанавливать закономерности,
  • закрепление навыка сложения и вычитания в пределах 6.
  • развивать мыслительные операции, речь, творческие способности.

1. Организационный момент

а) Включение детей в деятельность.

Ритмический счёт через 3.

б) Выделение содержательной области.

Математический диктант.

  • Найти разность чисел 6 и 5
  • Первое слагаемое 2, сумма равна 6. Найдите второе слагаемое.
  • Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 5. Какое число я задумала?
  • Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получилось 4?
  • Уменьшаемое 4, вычитаемое 1.Найти разность.
  • Найти сумму чисел 5 и 1. Ответы: 1 4 2 5 3 6 ...

Установите закономерность и назовите следующее число. (4)

  • Расположите ответы в порядке возрастания.
  • Назовите числа, сумма которых равна 6.
  • Назовите числа, разность которых равна 3.
  • Какие числа надо убрать, чтобы каждое последующее в ряду стало на 2 больше предыдущего? (1, 3 и 5 или 2, 4 и 6)

Игра “День, ночь”. 5 –1 + 2 – 3 + 2 + 1 (6)

2. Актуализация знаний

а) Актуализация ЗУН, достаточных для “открытия” нового знания.

- Что можете рассказать о числе 6?

Музыкальная физминутка.

б) Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

- Чем похожи и чем отличаются суммы?

  • 3 + 1
  • 3 + 2
  • 3 + 3

- Какая сумма больше и почему?

3. Постановка учебной проблемы

Продолжите закономерность и назовите следующую сумму.

Найдите сумму чисел 3 и 4.

а) Фиксирование в громкой речи:

  • Где возникло затруднение?
  • Почему оно возникло?

б) Сформулируйте тему и цель урока.

(Число и цифра 7. Познакомиться с числом и цифрой 7.)

  • Что в вашей жизни связано с числом 7?
  • Чего бывает в жизни только 7?
  • В каких сказках встречается число 7?

Выставка книг:

  • А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.
  • В. Катаев “Цветик-семицветик”.
  • “ Волк и семеро козлят”.
  • “ Белоснежка и семь гномов”.

4. “Открытие” детьми нового знания

4.1. Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

- У нас на уроке гости: 7 гномов из мультфильма “Белоснежка и семь гномов”.

Работа с числовым отрезком: на магнитную доску выставляется не 7, а 6 гномов. Дети должны заметить это несоответствие со сказкой.

- Как узнали, что гномов 6?

- Как получить 7 гномов?

4.2. Решение проблемы с помощью выбранного метода.

- Как образовали число 7?

- Какой цифрой обозначается число семь?

На что похожа цифра 7?

Аудиозапись.

4.3. Фиксирование нового понятия в языке.

а) Знакомство с написанием цифры.

- Чем отличается письменная цифра от печатной?

- Объяснение написания цифры 7 учителем.

- Пальчиковая гимнастика.

- Письмо цифры в воздухе, на ладошке.

- Обведение по контуру в тетради

- Самостоятельное написание с соблюдением закономерности:

  • 7 77 777
  • 71 72 73 74
  • 77 67 57 47

Дети учатся называть числа.

- Найти и подчеркнуть самую лучшую цифру.

5. Первичное закрепление

5.1. Решение типовых заданий.

а) Работа с учебником стр. 2.

- Как показано число 7 на странице учебника? ( 7 гномов, цифра 7, на числовом отрезке, с

помощью домино)

- Назовите числа из натурального ряда, меньше 7.

 

Загадка:

В тёмном небе звёздной ночью
Я нашёл семь ярких точек.
Семь горящих глаз нашёл,
Называется ковшом.

Учитель показывает рисунок созвездия.

б)" Поднимемся к звёздам”. № 6 стр.3.

Какое задание приготовили гномы? (Показать числа в порядке возрастания и убывания.)

Физминутка.

5.2. Проговаривание способа решения в громкой речи.

а) Работа с кассой.

- Пусть у нас будет класс “Гномиков”. Они отправились кататься на санках.

- Какая наименьшая часть гномиков может быть выделена из числа 7? (1).

- Какой тогда станет вторая часть? (6). (Это самая большая часть числа 7).

Дети выкладывают в “мешочки” из большого “мешочка” кружочки.

Учитель “рассаживает” гномиков в санки на магнитной доске.

- На какие части разбили число 7(1 и 6).

На доске составляется таблица.

7
1
2
3
4
5
6
6
5
4
3
2
1

- Интересно, как получить следующее разбиение (увеличить на 1 первую часть, вторая часть уменьшится на 1).

Аналогично, до разбиения 7 - 6 и 1.

- Какое число обозначает целое? (7).

- На какие части можно его разбить. Хоровое проговаривание по таблице.

6. Самостоятельная работа с проверкой

6.1. Самостоятельное решение детьми типовых заданий.

Разбиение целого на части. № 4 стр. 3

- Что видим интересного?

- Как обозначен весь отрезок? (К)

- На какие части он разбит? (м и д)

- Как получить весь отрезок? Назвать соответствующее равенство?

- Назовите в этом равенстве целое и части.

- Как найти целое? - Как найти части?

2).Самостоятельно составить равенства (ученик на индивидуальной доске обратной связи).

-Что обозначает выражение.

Д+М (отрезок К)

К-М (отрезок Д)

К-Д (отрезок М)

- Каким числом может быть К? (любым).

- Обозначим К числом 7?

6.2. Самостоятельная проверка своей работы.

Сверяют работу с индивидуальной доски.

6.3. Создание ситуации успеха.

Встают ребята, у которых нет ошибок.

Физминутка.

- Как понимаете выражение: “Семеро одного не ждут”.

На доске РАЗ ОТМЕРЬ

РАЗ ОТРЕЖЬ. 1 7

- Согласны с выражением? Почему? Дополним.

- Как понимаете это выражение?

7. Повторение

7.1. Включение нового знания в систему знаний.

№ 1. стр.2

а) 1 столбик с комментированием.

- Что интересного будем делать? Назвать целое и части.

- На какие части разбили число 7.

б) 2 и 3 столбик по вариантам.

- Что общего у всех равенств? (Целое - 7).

2 человека выполняют на доске обратные связи.

- Из каких частей составили число 7. Взаимопроверка.

Физминутка.

7.2. Решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

№2, стр 2. Взаимопроверка.

- Что интересного заметили? (ответ 5 и на числовом отрезке остановились в точке 5).

№3, стр.2

- Что можно сказать о числе 7? Почему число 7 больше 3? На сколько?

- А что можно сказать о числе 3?

Далее, по вариантам.

№5, стр З. Игра “Кто быстрее”.

- Что интересного?

8. Итог урока

8.1. Рефлексия деятельности на уроке (работа в тетради.)

Детям предложена запись, которую необходимо закончить по заданию.

1. Записать число, с которым познакомились.

2. Дополните количество фигур до 7.

3. Записать число в неравенство.

4. Закончить равенства.

- Какую цель ставили перед уроком?

- Чему научились?

8.2.Самооценка собственной деятельности на уроке.

  • Как вы сегодня поработали?
  • Что интересного было на уроке?
  • Что расскажете родителям?

 Дополнительный материал.

Загадка.

Братцев этих ровно 7.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний
Появляется передний. (Дни недели)

- Назвать дни недели.

- Позавчера была суббота. Какой день будет послезавтра? (Среда).

Работа с циферблатом.

- Показать 7 часов; полседьмого.

- Назовите по-другому 7 часов вечера. (19 часов).

Поиск закономерности №7, стр.3.

- Найти нужную фигуру и обосновать свой ответ.

(В столбце и строчке изменяется форма и цвет маленькой фигуры, а у больших - только форма. Значит, недостающая фигура - большой треугольник, внутри маленький синий квадрат № 6).

Задачи на сообразительность.

Дима, возвратившись с прогулки, подбежал к маме и стал рассказывать: “А мы видели разных птиц: голубя, скворца, бабочку, воробья, сороку, стрекозу и грача. Вот сколько птиц – целых семь”. Мама заметила, что Дима ошибся. В чем?

Нужно перевезти семь одинаковых ящиков. На одну машину можно погрузить не больше трех ящиков. Сколько потребуется сделать рейсов, чтобы перевезти все семь ящиков?

Работа с палочками.

Из семи палочек выложить три треугольника.

- Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника.