Вы держите в руках пособие по художественной керамике, которое является результатом обобщения работы автора на протяжении 11 лет с детьми ремесленно-художественного отделения ДШИ №2.
Составная часть образовательного процесса на отделении – керамика, взаимосвязана с историей народных промыслов, историей изобразительного искусства, композицией, рисунком, живописью.
Срок обучения в школе – 3 года. Возраст детей от 10 до 16 лет. Группы обучающихся – разновозрастные.
Цель моей работы с детьми:
развить в детях способности к творческому восприятию и мышлению.
Образовательные задачи специальности:
- Создать условия для самовыражения учащихся, развить их воображение и фантазию;
- Развить способности применять полученные знания в различных незнакомых заданиях;
- Научить азам практической работы с пластом;
- Закрепить приёмы стилизации и трансформации образа.
Введение
За последние десятилетия одним из наиболее популярных способов изготовления художественной керамики стал способ лепки из глиняного пласта. Именно этот способ помогает, по возможности, более полно раскрыть природные свойства и пластическую сущность материала, предоставляя при этом возможности свободной импровизации, полета мысли и фантазии исполнителям. Лепка из пласта требует высоко профессионального мастерства, творческой индивидуальности, особого подхода к формообразованию произведения.
Несмотря на то, что данный способ успешно реализуется у керамистов как нашей страны, так и за рубежом, описания его методики нет.
Скорее всего, это связано с тем, что такие маститые художники как В. Малолетков, А. Задорин, Л. Красюк, Ю. Бугуева просто не ставили перед собой такой цели. У Х. Чаварра, Г.Федотова, Е. Данкевич можно встретить описание этапов работы с изделием (чаще всего сосудами) способом лепки из пласта. Но, в целом, этот способ настолько индивидуален, личностен, гибок, настолько зависим от образа мышления, состояния души, что выплескивая себя в работах художники не испытывают нужды в теоретических обоснованиях. Специалисты, стремящиеся научить работе с глиной, вынуждены начинать учить с азов.
Лепка из пласта предлагает ученикам самые разнообразные способы решения поставленных учебных и творческих задач. Она требует от них самостоятельного решения, выводит их мышление на креативный уровень, так как именно для творческого мышления характерны гибкость и оригинальность, способность генерировать новые идеи.
Освоение этого способа способствует раскрепощению ребенка, отходу его от реального представления образа к стилизованному, ведет к развитию образно-ассоциативного мышления, учит думать и выражать свои мысли в характерной только для этого человека форме.
Этапы обучения способу лепки из пласта
I этап
Лепка изделий способом из пласта ориентирована на разный возраст (начиная с 10 лет), разную степень подготовленности ребят, но, тем не менее, все дети должны иметь определенные навыки и умения, владеть основными примами лепки. В частности, при обучении в нашей школе дети сначала осваивают способ лепки из куска, приобретают умения создавать объемы методом выборки и способом лепки из глиняного жгута. Имеют представление о декорировании изделий процарапыванием, штампами, налепами, росписью.
Во втором полугодии мы начинаем знакомиться с лепкой из пласта. На знакомство с этим способом отводится 10-15 часов. Предлагается слепить животное, птицу, человека, вазу и простую карандашницу.
На этом этапе процесс обучения способу сводится, в основном, к ремеслу. Здесь присутствуют элементы творчества:
- выбор животного;
- выбор формы для создания его тела (треугольник, квадрат, круг);
- акцент на характерных особенностях его внешности.
Основная задача этого этапа: учиться видеть и подчеркивать особенности природной формы.
Активизации детского творчества и предотвращению стереотипов на данном этапе способствуют введение в урок дидактических игр, заданий для развития воображения, восприятия и мышления (приложение 1).
II этап
Этот этап связан в нашей школе со вторым годом обучения. Дети работают с пластом 40-45 часов. Они изучают:
- мелкую пластику;
- декоративные пласты рельефного типа;
- сюжетно-тематическую лепку;
- сосудоваяние.
Перед детьми ставятся более сложные задачи:
- индивидуальное отношение к объекту;
- раскрытие особенностей характера образа;
- более сложное решение конструкции и т.д.
III этап
На третьем году обучения предлагается использование пласта практически во всех темах. Чаще всего пласт применяется в тесной связи с другими способами и приемами лепки, то есть в смешанной технике.
Основные задачи этого этапа:
- поиск новых средств большей выразительности образа;
- предельное выражение свойств материала, богатства его цвета и фактуры;
- раскрытие подлинного характера изображаемого.
В основе занятий лежит принцип от простого к сложному. Учащиеся осваивают способ лепки из пласта от самой простой формы до сложного, обобщенного по форме, конструктивно построенного декоративного изделия.
Одиночный объект постепенно переходит к скульптурной тематической группе.
В начале обучения преобладает заимствование приемов построения (репродуктивная деятельность). В конечном итоге предполагается свободная импровизация, когда материал и выбранная техника участвуют в осуществлении творческой идеи создателя.
На занятиях используются разные формы и методы обучения:
- рассказ преподавателя, сопровождающийся показом приемов лепки;
- дидактические игры и учебно-творческие задания;
- демонстрация наглядных пособий и работ из методического фонда;
- просмотр фрагментов мультфильмов, кукольных спектаклей, театральных постановок;
- просмотр иллюстраций и фотографий работ художников-керамистов;
- разбор поисковых эскизов и их совместное обсуждение;
- упражнения и зарисовки;
- непосредственная работа с глиной.
Процесс реализации творческого замысла
Прежде чем ребенок завершит путь от замысла до его реального воплощения, ему необходимо пройти следующие этапы:
Создание эскизов
Удачное решение поставленных задач требует создания ряда эскизов и зарисовок. После обсуждения их с преподавателем можно приступить к созданию рабочего эскиза (см. рисунки 1-5).
рисунок 1
рисунок 2
рисунок 3
рисунок 4
рисунок 5
Выбор глины
При работе над маленькими и средними изделиями для лепки можно использовать любые сорта глин средней жирности. Для выполнения больших работ сложной формы лучше брать шамотную массу.
Подготовка глиняной массы
При подготовке глины к работе ее необходимо хорошо очистить и промять. Тщательная проминка позволит удалить из нее пузырьки воздуха, способные «взорвать» изделие во время обжига.
Глина не должна быть очень мягкой, так как глиняные стенки выполняют функцию несущего каркаса, а очень мягкая глина будет оседать и приводить к потере формы.
Глина не должна быть очень жесткой, так как при сгибании дает массу трещин, что приведет к порче работы.
Заготовка пластов
Раскатывают глину на ткани, накрыв ее также тканью. Небольшие пласты можно раскатывать на бумаге. Инструмент для раскатывания – обычная скалка. Если Вы сразу задумали использование какой-либо декоративной поверхности, возможно использование фактурной ткани, например, мешковины.
Очень важно, чтобы пласт имел равномерную толщину (во избежание деформации и разрывов). Для решения этой проблемы керамисты чаще всего используют два деревянных бруса соответствующей толщины (от 5 до 10 мм). Брусы прибивают мелкими гвоздями к доске, чтобы они не смещались во время работы. Между ними располагают глину и раскатывают ее скалкой (рисунок 6).
Выкройка деталей
Выкройка деталей требует продумывания и расчета. Мелкие простые детали можно вырезать с помощью ножа сразу. Более сложные по форме требую предварительной наметки на пластине, использования линейки и уголка. Для изготовления одинаковых деталей лучше вырезать из плотной бумаги шаблон (рисунок 7).
Соединение деталей
Склеивание всех частей работы и приклеивание деталей необходимо производить густым шликером (глиной, разведенной до состояния густой сметаны). Предварительно на место приклеивания лучше нанести ножом крестообразную насечку (рисунок 8).
Если в процессе создания образа Вами создаются замкнутые пространства и плоскости, их, во избежание разрыва работы при обжиге, необходимо проткнуть острой спицей в незаметном месте.
Сушка готовых изделий
Это очень ответственный момент. Сшить изделия необходимо в специально отведенном месте, недоступном для сквозняков. Нельзя ставить влажные изделия возле батарей парового отопления. Изделие должно сохнуть медленно, постепенно. Быстрая сушка ведет к возникновению напряжения внутри глины между быстро высохшими и давшими усадку тонкими деталями и еще влажными. Это может привести к деформации, появлению трещин и разрывов. Поэтому сушить изделие первые два-три дня желательно под тряпкой, газетами или полиэтиленовой пленкой.
Необходимо помнить при создании работы об усадке при сушке и обжиге, которая, в зависимости от вида глины может составлять от 3 до 10%.
Обжиг изделий
Очень важная и последняя стадия работы над керамическим изделием. Обжигают работы в горнах, русских, муфельных, газовых и электрических печах. В нашей школе электрические печи с датчиком и регулятором температуры.
Обычно керамические изделия подвергают обжигу дважды.
Первый обжиг (утельный, бисквитный) производится после окончательной просушки работ, для получения прочного черепка. Второй (политой) – для закрепления на нем глазурей (полив) и разных цветовых покрытий. Температура утельного обжига доводится обычно до 800-900 ° С, политого - до 1000-1100 ° С.
На первом и втором годах обучения мы практикуем только первый (утельный) обжиг. Затем обожженные работы расписываются холодным способом.
Практикуем декорирование работ ангобами (жидкими глинами). Ангобы либо покупаем в готовом виде, либо готовим сами, добавляя к белому ангобу окиси металлов или пигменты.
Наносить ангобы необходимо до первого обжига, когда изделие находится в кожетвердом состоянии, то есть когда верхний слой стал твердым, а сама масса еще сохранила мягкость.
Качество обжига зависит от того, как разместить работы в печи. Располагать их надо аккуратно, друг над другом, используя при необходимости подставки (из той же глины) и опоры. Более тяжелые изделия размещаются внизу, более легкие – наверху. Между изделиями должно быть свободное пространство, по которому будут циркулировать разогретые газы.
Сырые изделия могут прикасаться друг к другу, глазурованные не должны соприкасаться, чтобы при плавлении глазурей не произошло их спекание.
Во избежание пережога, работы должны находиться на расстоянии 2-3 см от нагревательных элементов (рисунок 9).
Температура в печи до 400 ° С должна повышаться очень медленно, так как черепок теряет физически связанную воду и дает значительную усадку. После этого можно немного ускорить процесс до 600 ° С и выдержать в этом состоянии около часа, чтобы стенки изделий не разрушились. Далее температура повышается до желаемой, причем, от 800 до 900 ° С обжиг снова должен идти медленно. По достижении необходимой температуры печь можно выключить и дать ей остыть до комнатной температуры.
Создание образа
Постановка задачи создания образа требует от ребенка вживания в образ, который он собирается изображать. Ребенок должен почувствовать его и на основании образа реального, восприняв его творчески, создать свой образ.
Начинать лепку образа необходимо с внимательного его анализа, с поиска разных ракурсов подачи. Неплохо сделать ряд поисковых эскизов различного характера.
При работе над эскизными зарисовками следует обратить внимание на характерные, наиболее яркие его особенности, отказавшись от второстепенных деталей. Например: при лепке жирафа из пласта, достаточно сделать очень длинную шею и характерный декор (методика поэтапного изготовления работ представлена в приложении 2).
Излишнее насыщение деталями будет мешать цельности образа, усложнять его общее восприятие. Самый оптимальный вариант – одновременное присутствие условностей изображения и узнаваемости образа.
Ребята должны знать, что при трансформации формы им можно:
- утрировать природную форму, доводя ее до максимальной остроты (предельно округлить тело мышки или активно вытянуть шею жирафа);
- изменять соотношение пропорций, увеличивать в размере наиболее важные детали;
- допускать разные условности: отсутствие конечностей, преломление формы и т. д.
Важно одно: все используемые приемы должны работать на выявление идеи и лучшее раскрытие замысла. (фотографии детских работ прилагаются, см. рисунки 23-25)
Заключение
Это пособиет можно взять за основу в работе керамистам, руководителям кружков и студий, преподавателям школ искусств, которые только собираются осваивать данную технику. Возможен вариант использования его как руководства к действию в предложенном виде и вариант развития его, исходя из собственного опыта, видения и условий работы.