Интегрированное логоритмическое занятие для детей с интеллектуальной недостаточностью

Разделы: Начальная школа


Интегрированное логоритмическое занятие для детей с интеллектуальной недостаточностью

Нарушение интеллектуального развития детей могут быть сглажены, компенсированы при осуществлении системы коррекционно-воспитательных занятий. Коррекционная работа в специальной школе направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений. В основе практических методик лежит комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. На логопедических занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, расширению словаря. Развитию лексико-граматических форм языка, связной речи.

При проведении музыкально-ритмических занятий включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие общей и мелкой моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание.

Основу занятий составляет синтез слов, музыки, движений. Разнообразие в формах учебного материала способствует поддержанию эмоционального состояния детей, интереса, внимания и направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

В качестве одного из видов работы, позволяющих подвести частичные итоги проводимым занятиям, мы рекомендуем интегрированное логоритмическое занятие “На веселой полянке”.

Цель:

Коррекция недостатков развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

  1. Создание условий для интеграции знаний, полученных на занятиях логопедии, ритмики, музыки.
  2. Создание ситуации успешности.

Оборудование:

  1. Декорации с изображением леса.
  2. Музыкально-шумовые инструменты.
  3. Маски, изображающие животных
  4. Музыкальное оформление.

Ход занятия

Ведущий:

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Отгадайте загадку.

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек! (Лес.)

Правильно, ребята. Вот мы с вами и отправимся сегодня в лес. А в этом необычном лесу есть удивительная полянка, на которой мы обязательно увидим что-нибудь интересное.

Собрались музыканты
На зеленый, на лужок.
Принесли музыканты
Кто сопелку, кто рожок.
Сколько музыкантов,
Столько и талантов.

(Звучит веселая музыка, входят артисты.)

Кошки:

Три веселых кошки
Взяли в руки ложки
Деревянные, резные,
Звонкие да расписные!

(Под музыкальное сопровождение дети играют на ложках ритмический рисунок.)

Сорока:

Растрещалася трещетка.
У трещетки звуки четки:
Если бымтро повращать, буду громко я трещать!

(Игра на трещетке под музыкальное сопровождение.)

Суслик:

Суслик на пригорке
Заплясал у норки.
Песню солнышку запел,
На сопелке засвистел.

(Игра на сопелке или дудочке под музыкальное сопровождение.)

Гуси:

Выходили гуси,
Выносили гусли.
Раз по струнам провели -
Все деревья зацвели.

(Игра на струнном, щипковом инструменте под музыкальное сопровождение.)

Баран:

Вот ударил в барабан
Барабанщик – баран.
Громко бить по барабану
Очень нравится барану!

(Исполнение ритмического ряда под музыкальное сопровождение.)

Волк:

Волк забрался на скамейку,
В лапы взял свою жалейку.
Чтобы стало веселей
Сил жалейка не жалей!

(Игра на губной гармошке под музыкальное сопровождение.)

Собака:

Разгоняя облака,
Вышло солнце из рожка
Заиграл, запел рожек:
“В небе солнце я зажег”

(Игра на рожке или дудочке под музыкальное сопровождение.)

Заяц:

Захотелось даже зайке
Поиграть на балалайке.
Заиграл и в тот же час
Все в лесу пустились в пляс.

(Исполнение народного танца детьми.)

Ведущий:

Вот ребята, посмотрите, у нас на полянке любой может стать артистом. И я сейчас вам это покажу.

(Проводится игра “Театр зверей”.)

Выступление артистов продолжается!

(Песня-потешка “Тень-тень-потитень”.)

Ведущий:

А вот на нашу полянку забрела бабушка.

Бабушка:

Была я на базаре, купила себе живность. Да вот шла через лес и растеряла всех. Помогите мне собрать моих животных.

(Проводится музыкально-подвижная игра “Купила бабушка…”.)

Купила бабушка себе курочку (2 раза)
Курочка по зернышку — кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе уточку (2 раза)
Уточка - терлим-тим-тим.
Курочка по зернышку - кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе индюшонка (2 раза)
Индюшонок — шаривари.
Уточка — терлим-тим-тим.
Курочка по зернышку — кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе кошечку (2 раза)
Кошечка — мяу-мяу.
Индюшонок — шаривари.
Уточка — терлим-тим-тим.
Курочка по зернышку - кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе собачонку (2 раза)
Собачонка — тяф-тяф.
Кошечка — мяу-мяу.
Индюшонок — шаривари.
Уточка — терлим-тим-тим.
Курочка по зернышку — кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе жеребенка (2 раза)
Жеребенок — иго-го.
Собачонка — тяф-тяф.
Кошечка — мяу-мяу.
Индюшонок — шаривари.
Уточка — терлим-тим-тим.
Курочка по зернышку — кудах-тах-тах.

Бабушка:

Спасибо вам, ребята, вот все мои животные собрались, да и мне пора домой.

Ведущий:

Да, у нас действительно удивительная полянка. Она на столько волшебная, что на ней даже цветы оживают.

(Исполнение танца цветов.)

Ведущий:

Вот умолкли инструменты
И умолкли голоса.
И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты.
Все выходят на поклон”

(Все исполнители выходят на сцену.)

Литература

  1. “Логопедия в школе” под редакцией В.С. Кукушкина. Р.на Д. Издательский центр “МарТ”, 2004.
  2. “Логопедическая ритмика” Г.Т. Волкова; М. “Просвящение”, 1985.
  3. “Как провести логопедический утренник во вспомогательной школе” К.М. Дмитриева; ж. “Дефектология”
  4. “Логопедия — речь, ритм, движение” И.С. Лопухина С.-Пб. “Дельта”, 1997.