Интегрированный урок по теме: "Жизнь птиц в зимнее время года". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

1. Учить различать группы птиц, познакомить с жизнью птиц зимой.

2. Развивать устную речь учащихся на примере пословиц, загадок, стихов, сочинений.

3. Пробудить доброе отношение к животным, помочь увидеть те трудности, которые испытывают птицы в это время года, подчеркнуть необходимость охраны птиц, прививать любовь к родной природе.

Оборудование: чучела птиц, рисунок дятла, аудиозапись “Голоса птиц”, плакат “ Берегите птиц!”, картина “Кормушка” с фигурками птиц, альбом, карандаши, резинка.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, сегодня на уроке мы будем рисовать всем хорошо известную птичку, многие её видели в лесу, слышали. Рисовать мы будем по образцу.

- А кто знает, что значит рисовать по образцу? (Ответы детей)

Дополнение: Рисование по образцу – это изображение предметов, которые находятся перед нами. Рисуя с образца, надо стараться изобразить предмет не только правильно, но и красиво. Нарисовать правильно, значит верно передать форму предмета. Чтобы верно изобразить предмет по образцу, надо, рисуя, чаще на него смотреть, перенося взгляд на свою работу. Большую роль в красоте рисунка играет и цвет. Все эти качества нужны для того, чтобы правильно изобразить предмет по образцу и сейчас мы будем рисовать по образцу птичку, а какую, вы узнаете немного позже.

2. Вступительная беседа

Трудно сказать, сколько всего птиц на земном шаре. Приблизительно 100 миллиардов. Самые многочисленные птицы воробьи(показ). А есть птицы которые скоро могут исчезнуть: белые журавли, белоснежный альбатрос, японский ибис(показ).Эти птицы нуждаются в охране.

Птицы делятся как бы на три группы:

- перелётные

- зимующие

- оседлые

- Что значит перелётные птицы?

- Каких знаете? (Жаворонок, грач, скворец, кукушка, стриж, соловей, ласточка)

- Какие птицы прилетают к нам зимовать? (Снегирь, свиристель)

- Что значит выражение “оседлые птицы”? (Постоянно живут у нас, осели)

- Каких знаете оседлых птиц? (Ворона, воробей, щегол, дятел, поползень, сорока, голубь, клёст, синица, галка )

С некоторыми представителями птичьего населения мы сейчас познакомимся.

- Чтение стихов о птицах детьми с показом картинок, изображающих птиц.

- Какие это птицы?

1. Кто корзиночку купил
Рано на рассвете,
Под карнизом прилепил-
Отгадайте дети!
Кто в корзиночку потом, Положил с заботой
Шесть малюсеньких птенцов,
Чёрных, желторотых?
Отгадала первой Натка:
Это (ласточка-касатка) (показ )

2. На сосне дворец,
Во дворце певец,
А зовут его……(скворец) (показ)
(скворец работает до 17 часов в сутки)

3. Всех прилётных птиц черней
Чистит поле от червей,
Взад, вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…….(грач) (показ)

4. Кто на ёлке, на суку
целый день поёт ку – ку! (Кукушка) (показ)

5. Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (Снегирь) (показ)

О снегирях говорят: как розовые яблоки на ветках снегири. Это самая красивая птичка из маленьких птиц. Снегирь зимой питается семенами сорных растений: лебеды, крапивы.

- А какая это птица?

6. Всё хлопочет и вертится
всё свистит и суетится,
ей на месте не сидится
Называется…..(синица) (показ)

А знаете ли вы, что синица съедает за сутки сколько насекомых, сколько весит сама.

7. Видали мы его не раз -
Он скачет в двух шагах от нас
“Чирик, чирик. Чирик, чмрмк” -
Кто к этой песне не привык?
Всю жизнь свою в близи людей
Проводит смелый….(воробей) (показ)

Ребята, воробьи живут всюду. Их очень любил великий садовод И.В.Мичурин. При постройке его дома были оставлены специальные ниши для гнездования воробьёв, голубей. Мичурин знал всех птиц, которые жили в его доме, давал им клички, кормил их.

8. Галчонок - хромоножка
барахтался в пыли;
за ним гонялась кошка,
а мы его спасли.

3. Забота о птицах зимой.

Птицы могут иногда перенести больше холода, но от голода они часто гибнут. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна ваша помощь тем птичкам, которые остаются без корма.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна

И не страшна будет им зима. (Читает ученик)

- Ребята, чем мы помогаем птицам зимой? (Делаем кормушки)

(На доску крепится кормушка)

Мы кормушку смастерили
Мы столовую открыли
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели
А во вторник- снегири
Ярче утренней зари
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.

(Дети рассказывают стихотворение и в процессе рассказывания прикрепляют фигурки птиц к кормушке)

-Почему нужно заботится о птицах?

Чтение 2-3 сочинений “Как я забочусь о птицах”.

Вывод: Птицы – наши друзья.

Берегите птиц!

Замечательный писатель Пришвин писал: “Мы хозяева нашей природы. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – Будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице- воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

4. Выставка книг о птицах.

Ребята, о птицах написано много книг. Нет на земле места, куда бы не залетали птицы. Даже на Северном полюсе, где только море и лёд, можно увидеть птиц. Чем дальше на юг от Северного полюса, тем больше крылатых обитателей встретишь на своём пути. Какие птицы где живут, как живут в разное время года? Кто из птиц лучший певец, летун, пловец и строитель? Кто чем питается? На все эти вопросы получите ответ, когда прочитаете эти книги.

5. Прослушивание записи с голосом дятла.

- Ребята, а теперь отгадайте загадку и вы наконец-то узнаете, кого мы с вами сегодня будем рисовать.

Вкруг ствола большой сосны,
Шишки на снегу видны
Здесь на кузнице потратил
Много сил проворный ….(дятел)

- Почему дятел пёстрый?

- Как ещё можно назвать дятла?

- Чем дятел зимой питается?

6. Зарисовка дятла.

(Объяснение даётся в виде зарисовке на доске)

7. Работа учащихся.

(Выставка работ)

8. Итог урока.

– Что особенно запомнилось на уроке?