Урок математики в 1-м классе по теме: "Число 10. Состав числа 10"

Разделы: Начальная школа


Тема: Число 10. Состав числа 10.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Задачи:

  1. Познакомить с числом 10 и его составом.
  2. Учить операциям сложения и вычитания в пределах 10 с опорой на его состав.
  3. Закрепить знания составов чисел до 9, действий в пределах 9.
  4. Учить самостоятельности и умению слушать других.
  5. Развивать речь, память, внимание и логическое мышление.

Ход урока

I. Орг. момент.

- Прозвенел звонок, начинается урок.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, посмотрите на доску. В домиках № 7 и № 9 некоторые жильцы получили странное послание. Хотите узнать какое?

- Тогда в тетрадях запишите этих жильцов – пропущенные числа в парах состава чисел 7 и 9, а на доске работают двое.

- Сейчас расположите числа в порядке убывания, и в соответствии с буквенным кодом прочитайте им послание. Что у вас получилось?

- Что такое клад?

- Хотите найти математический клад?

- Какими качествами должны обладать кладоискатели?

- А кто ещё всегда ищет клады?

- Откроем учебник на стр. 35 № 8. Посмотрите, пираты нас хотят опередить, они уже на острове. Давайте узнаем, найдут ли они клад, для этого вычислим примеры по стрелкам. Что у вас получилось?

- Что заметили? Верно, ответ предыдущего примера становится началом следующего. Такие примеры называются “круговыми”. Ответ последнего должен быть началом всей цепочки:

- Где можно было ещё замкнуть круг?

- Это нам позволит обогнать пиратов. Пусть они ходят по кругу, а мы пойдём вперёд к цели. Вот и нужное место. Надо копать.

III. Физкультминутка.

Копаем землю и её выбрасываем их ямы (имитация движений под счёт до 9).

IV. Новый материал.

- Ну, вот и заветный сундук, но на нём замок. На замке числа. Какие, узнаем, выполнив математический диктант. Все пишут в тетради, а на двое доске. Внимание:

- запишите число, следующее за 7 (8)

- запишите число, предыдущее 5 (4)

- запишите число, стоящее между 6 и 8 (7)

- запишите соседей числа 2 (1 и 3)

- запишите число, стоящее справа от 8 (9)

- запишите число, стоящее слева от 6 (5)

- я задумала число, оно предшествует 3 (2)

- Елена Илларьевна задумала число, оно следует за 5 (6)

- Проверяем (взаимопроверка) работу на доске.

- У нас получился числовой ключ, чтобы им открыть замок, надо числа расположить в порядке возрастания. Пишите и диктуйте: (учитель на доске)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

- Какое число следует в ряду чисел за 9?

- Вот он и наш клад – число 10!

- Какая же тема нашего урока?

- Чему будем учиться?

- Что знаете про число 10?

- Число 10 – самое маленькое двузначное число, в записи берутся 2 цифры. Что обозначает цифра 1? Что у человека есть в количестве 1 десятка?

- В тетради запишем строчку числа 10. сколько получилось десятков? Кто знает, какое это число?

- Нам надо разложить 10 алмазов из нашего клада в 2 мешочка. Как можно это сделать? (В тетради – дети, учитель – на доске)

- Что у нас получилось? Какие случаи лишнее? Почему? (По переместительному свойству сложения)

- Что будем запоминать? (Хором, по одиночке, с закрытыми глазами)

- Кто сможет закончить состав 10 в разбивку? (Учитель – 10 это 8 - ученик – 2,

6 - 4
9 - 1
7 - 3
5 - 5)

- У дружных кладоискателей всё делится как? Какой случай из состава подойдёт?

V. Физкультминутка

“5 на 5” (5 – прыжков, 5 - хлопков)

VI. Закрепление изученного.

- А сейчас, давайте возьмём другие пары из состава 10. Запишите все взаимосвязанные равенства с: 8 + 2 = 10 (I ряд)

7 + 3 = 10 (II ряд)

6 + 4 = 10 (III ряд)

- Если затрудняетесь, консультируетесь в паре с соседом. Что у вас получилось?

8 + 2 = 10

2 + 8 = 10

10 – 8 = 2

10 – 2 = 8

- Что же за взаимосвязанные равенства должны быть? (Переместительное свойство сложения обратные случаи вычитания)

- Откроем учебник на стр. 39 № 5. Что нужно сделать? Сравним с объяснением:

1 столбик – с опорой на числовой отрезок.

(10 больше 8, т.к. на числовом отрезке стоит справа, 7 меньше 10, т.к. на числовом отрезке стоит слева)

2 столбик – не вычисляя

(10 + 0 = 10 – 0, т.к. нуль есть ничего,

10 – 2 > 10 – 5, т.к. при одинаковом уменьшаемом чем меньше убираем, тем больше остаётся)

3 столбик – не вычисляя

(3 + 7 = 2 + 8, т.к. первое слагаемое убыло на 1, а второе уменьшилось тоже на 1,

1 + 9 > 5 – 5, т.к. справа число самоуничтожается в 0)

- Решим уравнения № 6 (стр 39, по вариантам). Что получилось? Что такое Х?

- В тетрадь решим задачи № 7 (стр. 39). Читаем задачу (а). Какая схема на доске подойдёт к этой задаче? Что подпишем? Ведёт решение ученик на доске. (Аналогичная работа над двумя другими задачами.)

VII. Рефлексия.

- Что сегодня изучали?

- Игра “Часики”: за 1 минуту вы должны восстановить соседей числа 10 на песочных часиках (у каждого ученика – листок с заданием). Приготовились. Начали. Что получилось?

- Встаньте, у кого верные часики.

- Хлопните в ладоши, кому было легко выполнить это задание.

- Подпрыгните 10 раз, кому было интересно сегодня на уроке.

VIII. Домашнее задание.

- В дневниках д/з – стр. 36.