Географическая игра "Гидросфера"

Разделы: География


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания по теме “Гидросфера”;
  • поддержать интерес к учебной деятельности;
  • развивать творческие навыки учащихся;
  • формировать у учащихся умение работать в команде, уважать чужое мнение.

Оборудование: физическая карта полушарий, рисунки и фотографии с изображением объектов гидросферы, карточки для игры “Морской бой”, две литровые банки с водой, соль, мерные стаканы, ложки, конверты с заданиями.

Ход игры

Ведущий:

Сегодня между командами сраженье,
Но пусть обид не будет среди нас,
Ведь победитель или побеждённый
Сегодня будет кто-то среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье позволят вам
Сыграть вничью.

Представление команд. (“Китята”, “Тюлени”)

Девиз команды “Китята”.
Громадной мы величины,
Нас в море все боятся.
Грызём гранит науки мы,
Чтоб умными остаться.
Мы в водном мире лучше всех,
Нас любят все ребята,
Мы вам представимся вот так:
- Зовите нас китята!
Девиз команды “Тюлени”:
Тюлени в гидросфере обитают.
О ней они, конечно, много знают.
Им в море, горе - не беда,
Стихия их любимая – вода!

Представление жюри.

I конкурс “Кто скорее, кто точнее?”

Каждая команда отвечает на 6 вопросов. Побеждает та команда, которая за меньшее время ответит на вопросы наиболее точно. Ей дополнительно присуждается 1 балл.

1. Почему пресная вода на Земле не иссякает? (Существует круговорот воды в природе)

2. Какова основная причина океанических течений? (Постоянные ветры)

3. Какова основная причина морских приливов? (Притяжение воды Луной)

4. В каких состояниях существует вода в природе? (В жидком, твёрдом и газообразном)

5. В каком состоянии воды в природе больше? (В жидком состоянии)

6. Назовите основную причину круговорота воды в природе? (Энергия Солнца)

7. От чего образуются цунами? (От моретрясений)

8. Что такое архипелаг? (Группа островов)

9. Назовите материк, который омывается четырьмя океанами? (Евразия)

10. Чем отличается сточное озеро от бессточного? (Солёностью)

11. Что является частями гидросферы? (Мировой океан, поверхностные воды, вода в атмосфере)

12. Что включают в себя “внутренние поверхностные воды”? (Реки, озёра, ледники, болота, подземные воды)

II конкурс. “Морской бой”.

На доске расчерчено игровое поле, к которому прикреплены карточки синего, красного, зелёного, жёлтого цвета.

Первой игру начинает та команда, которая победила в I конкурсе. 1 участник команды называет № и букву “корабля”, учитель зачитывает вопрос. Если ученик отвечает на него верно, то “корабль затоплен”.

Под синими карточками вопросы на 1 балл, красными карточками – на 2 балла, зелёными на 3 балла, жёлтыми на 4 балла.

Если ответ неправильный, ход переходит к другой команде. Побеждает команда, заработавшая больше баллов.

Вопросы на 1 балл (синие карточки)

А-1 Что такое озеро?

Г-2 Что называется рекой?

В-3 Дайте определение “ледник”.

А-4 Что такое море?

Вопросы на 2 балла (красные карточки)

А-3 Какие искусственные водоёмы вы знаете?

Б-2 На какие виды делятся ледники?

В-4 Какие типы морей вы знаете?

Г- 1 Что называют речной системой? Из каких частей она состоит?

Вопросы на 3 балла (зелёные карточки)

А-2 Чем отличается море от залива?

Б-4 Чем отличается внутреннее море от окраинного?

В-1 В чём отличие грунтовых и межпластовых вод?

Г-3 В чём отличие водопроницаемых пород от водоупорных?

Вопросы на 4 балла (жёлтые карточки)

Б-1 От чего зависит солёность? (От испарения, от поступления пресной воды: атмосферных осадков, рек и т. д. )

Б-3 От каких причин зависит скорость просачивания подземных вод? (От водопроницаемости горных пород, т. е. от размеров частиц горных пород и величины пор между ними)

В-2 Чем отличается половодье от паводка? (Половодье – ежегодно повторяющийся подъём воды в определённый сезон года, а паводок нерегулярный и кратковременный подъём воды)

Г-4 На какой высоте может проявиться снеговая линия, если у подножия горы температура летом + 36° С. (6 км)

III конкурс. “Морские волшебники”

На парте стоят стеклянные банки, содержащие литр водопроводной воды, соль и мерные

стаканчики для относительно точного дозирования сыпучих веществ.

От команды приглашаются по 1 человеку, которые играют роль волшебников.

Когда ученики выходят к столу им предлагается попробовать совершить небольшое “чудо” - превратить литр воды в банке из водопроводной в морскую.

Первому “волшебнику” необходимо превратить водопроводную воду в воду Балтийского моря, а второму – в океаническую.

Учащиеся должны отмерить мерным стаканчиком и насыпать в банку с водопроводной водой в первом случае – 11г соли, а во втором – 35 г.

В случае успешного выполнения задания учащемуся необходимо объяснить свои действия.

Затем ребята превращают полученную “воду Балтийского моря” в воду Чёрного моря, а “океаническую” в воду Красного моря. (Добавляют по 7 г соли).

Вопрос зрителям: что ещё надо добавить в банку, чтобы вода в ней не отличалась от морской? (Соли магния)

Побеждает команда, которая правильно и быстро справилась с заданием.

Ей присуждается 5 баллов. Проигравшей команде – 4 балла.

IV конкурс. “Небылицы”

Команды получают карточки с записанными на них небольшими рассказами капитана

Врунгеля, в которых допущены географические ошибки. Задача соперников – за минимальное время найти и исправить ошибки, а также выписать из текста географические понятия и дать им определения.

Текст содержит 5 ошибок и 5 понятий, следовательно, за этот конкурс команда может заработать 10 баллов.

Рассказ для команды №1.

“История о черепашках”.

Гидросфера – это воздушная оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания

морских черепашек, которых называют красивым именем – морена. Больше всего эти животные любят плескаться в пресных бессточных озёрах вроде Мёртвого моря.

Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в водах Красного моря, имеющих слабую солёность.

Рассказ для команды № 2

“История о черепашках”.

Путешествуя по морям и океанам, я часто встречал морских черепашек. Особенно много их в очень солёном море Танганьика. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко заплывают в устья крупных равнинных рек. Но здесь их поджидает большая опасность – бурное течение этих рек может выбросить путешественниц на камни порогов или вовсе разбить об уступы водопадов. Зимуют же черепашки в горах выше снеговой линии, где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие.

Ошибки в тексте № 1:

1) гидросфера – водная, а не воздушная оболочка;

2) морена – не название черепах, а ледниковые отложения;

3) Мёртвое море – не пресное, а самое солёное озеро в мире;

4) Гольфстрим – это течение, а не полуостров;

5) воды Красного моря - самые солёные среди вод Мирового океана.

Понятия: гидросфера; морена; бессточное озеро; полуостров; солёность.

Ошибки в тексте № 2:

1) Танганьика не море, а озеро;

2) у равнинных рек не может быть бурного течения, порогов и водопадов;

3) выше снеговой линии всегда есть снег и лёд;

4) черепахи не поднимаются так высоко в горы;

5) айсберги откалываются от покровных ледников, а не от горных.

Понятия: море; устье; река; пороги; водопады; снеговая линия; айсберги.

Пока команды выполняют задания IV конкурса ведущий предлагает зрителям игру:

“Картографическое сражение”.

В ней принимают участие по 1 болельщику каждой команды. Необходимо показать на карте за 2 минуты как можно больше географических объектов.

Макимальное количество баллов, которое болельщик может принести своей команде – 10.

Географические объекты для болельщиков I команды:

- Чёрное море

- Средиземное

- Бенгальский залив

- Берингов пролив

- о. Гренландия

- п-ов Скандинавский

- Перуанское течение

- р. Нил

- р. Лена

- оз. Байкал

Географические объекты для болельщиков II команды:

- Балтийское море

- Красное море

- Мексиканский залив

- пролив Дрейка

- о. Мадагаскар

- п-ов Индостан

- течение Западных ветров

- р. Амазонка

- р. Волга

- оз. Виктория

V конкурс. Конкурс пантомимы.

Представителю I команды необходимо изобразить морскую звезду и акулу, а участнику команды соперников – медузу и краба. Команда-соперник должна отгадать, изображаемых животных.

Жюри подводит итоги. Награждение команд.

Литература

1. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах / Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.

2. Зотова М. А. Игры на уроках географии. 6 -7 классы: методическое пособие для учителя - М. : Дрофа, 2004.

3. Журнал “География в школе”, №2, 2004.