Наблюдение над использованием синонимов и антонимов в поэтических текстах

Разделы: Русский язык


I. Проверка усвоения предыдущей темы “Использование переносного значения слова в художественных текстах”.

– Что такое “лексика”? Лексическое значение слова?

Вспомним секреты слова, связанные с его значением.

1. Прочитайте стихотворение Ф. Кривина (распечатанные тексты раздаются детям перед уроком):

Машинка песенку поет,
Машинка днем и ночью шьет.
Бежит челнок и кружится,
Река плетется кружева.
Сидит рыбак на челноке
И ловит рыбку он в реке.

– Какая особенность слова обыгрывается в стихотворении? Почему одно и то же слово обозначает такие разные, на первый взгляд, предметы (почему, например, кружевное полотно можно назвать “рекой”)?

2. Переносное значение слова позволяет сделать речь выразительной, образной.

Прочитайте стихотворение (стихотворение написано ученицей):

Ночь

Ночь пришла на качелях мечты,
Тихо шепнула на ушко: “Молчи!”
Меж занавесками – света полоска.
Облокотилась на стул у окна…
В сон отправляюсь на чудо-повозке,
Мне освещает дорогу луна.

(Марина Туркестанова, 5 класс)

– Какую картину вы вообразили? Как называется художественный прием, использованный Мариной? Как вы понимаете выражение “на качелях мечты”, “света полоска облокотилась на стул у окна”?

3. Чтение наизусть стихотворения Ф.Тютчева “Полдень” (домашнее задание).

Полдень

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
В лазури пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

(Ф. Тютчев)

– Какую картину рисует поэт? Какое слово является ключевым в стихотворении? (При анализе стихотворения обратим внимание на лексический, синтаксический повторы, на инверсию, на звуковую оболочку слова “лениво”.)

4. Красота, выразительность речи во многом определяется богатством русской лексики, русского слова.

Зачитайте ваши миниатюры, которые мы назвали “Гимн Слову” (домашнее задание. Примеры детских работ даны в приложении).

II. Использование синонимов и антонимов в изобразительных целях

На вооружении у лексики есть и другие изобразительно-выразительные средства.

– Что такое синонимы? Антонимы? Какова их роль в речи?

Наличие большого числа синонимов и антонимов выгодно отличает русский язык от других языков. Их использование – одна из особенностей русской народной речи.

– Приведите примеры использования синонимов и антонимов в сказках, антонимов – в пословицах.

Синонимами и антонимами широко пользуются русские писатели, поэты. Помните, у Пушкина: Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился…, ждет-пождет с утра до ночис белой зори до ночи…, негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон…

– А это – из какой сказки? Где здесь синонимы, антонимы? (Текстовые.)

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.

Синонимы и антонимы позволяют по-разному выражать смысл, делают текст не только точным, сжатым, но и образным.

1. Послушайте стихотворение М. Цветаевой. Какой прием положен в его основу?

Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную:
Золотой – полушку медную

– Где, купец, твое роскошество
“Во дырявом во лукошечке!”
– Где, гордец, твои учености?
“Под подушкой у девчоночки!”
– Где, красавец, щеки алые?
“За ночь черную растаяли!”
–Крест серебряный с цепочкою!
“У девчонки под сапожками!”

Не люби, богатый, – бедную,
Не люби, ученый, – глупую,
Не люби, румяный, – бледную,
Не люби, хороший, – вредную:
Золотой – полушку медную!

Вы правы, все стихотворение построено на противопоставлении. Перечитайте стихотворение (уточним значения непонятных слов; выясним, понятен ли детям смысл).

– Назовите антонимы. Кстати, как графически подчеркнуто противопоставление?

– А какие слова здесь выступают в роли… синонимов? Назовите оба ряда текстовых синонимов и найдите ключевое слово к каждому ряду.

– В каком значении употреблено слово “золотой”?

Но это слово рождает здесь и другие ассоциации. Какие? Приведите примеры употребления этого слова в данном значении (золотой характер, золотой человек…).

Так ширится, множится смысл стихотворения, создается поэтический образ.

2. Послушайте еще одно стихотворение М. Цветаевой:

Если душа родилась крылатой –
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингис-хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!

Определяем значение слов “хоромы”, “хаты”.

– Только ли прямое значение имеют эти слова в стихотворение? Какой еще смысл вкладывает поэт в эти слова? Делаем вывод о том, что Цветаева придает словам дополнительное, переносное значение, противопоставляя символ богатства символу бедности, т.е. противопоставление идет и в прямом, и в переносном смысле.

Найдите текстовые синонимы к словам “хаты” – “хоромы”.

– Что обозначают слова “голод” и “сытость”?

– Эти слова – антонимы?

– Почему же тогда “голод голодных” и “сытость сытых” М. Цветаева называет “неразрывно слитыми близнецами”? Какой переносный смысл вкладывается в эти слова? Делаем вывод о том, что для поэта эти понятия – синонимичны, так как предполагают Несвободу человека от голода и нищеты, с одной стороны, и от сытости (пресыщенности) и богатства – с другой. То есть и те и другие – рабы своего состояния, положения.

– Как вы понимаете выражение “крылатая душа”?

– Почему ей нипочем Чингис-хан и Орда? Являются ли синонимами последние слова? Подберите к ним другие синонимы, по ассоциации (война, насилие – рабство).

– А что (и кто) противостоит этому рабству? (Свобода; свободная, “крылатая” душа).

– О каком “мире” идет речь?

– Так о чем же это стихотворение? Каким человеком предстает Цветаева и как она относится к жизни?

Перечитаем стихотворение еще раз

– Вы хотели бы, чтобы вашими друзьями были люди с “крылатой” душой? Что, по-вашему, для этого надо?


Примечание. На уроках русского языка при повторении темы “Лексика” подробно рассматривалась многозначность слова “сытый” (как и слова “мир”).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры детских работ
“Гимн Слову”

Слово – это волшебная палочка. Нежное слово может подарить человеку крылья, слово недоброе может отнять у человека надежду. (Логинов Антон)

Слово как песня: душу согревает, жизнь прославляет, сердце веселит. Человека вдохновит и о счастье возвестит. (Удод Богдан)

Слово – солнышко: и греет, и ласкает, и светит, и мерцает, и людям помогает. (Туркестанова Марина)

Слово может быть ласковым, может быть грубым. Оно, как колокол, может разнестись по всему свету, а может, как серебряные колокольчики, петь в твоей душе. (Клишин Сережа)

Слово – солнышко. Обидишь словом – обожжет, обрадуешь – обогреет. (Зимина Надя)

Слово как радуга. Оно светится, искрится, переливается всеми цветами-оттенками. Пройдись по этой радуге! (Острирова Лена)