Дидактический материал из образовательной программы дополнительного образования детей "Школьный театр". Раздел "Основы практической работы над голосом"

Разделы: Внеклассная работа


Дыхание.

Для овладения навыками правильного дыхания необходимо знать хотя бы основные моменты процесса дыхания и образования звуков.

Основной орган дыхания – легкие. Кроме того, в процессе дыхания участвуют дыхательные пути, которые соединяют легкие с наружным воздухом, грудная клетка (точнее, межреберные мышцы), грудобрюшная преграда (диафрагма) и косые мышцы живота (брюшной пресс).

Поскольку речь и чтение происходит на вдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса.

Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был запас воздуха, слабая струя воздуха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением.

Не менее вреден излишек воздуха в легких. При излишне полном вдохе воздух стремится сразу же вырваться наружу и чтобы его удержать опять-таки непроизвольно включаются голосовые связки, в них возникает вредное перенапряжение, нередко приводящее к неточному, фальшивому звучанию голоса, к образованию на связках так называемых мозолей, а иногда к потере голоса. Суть постановки дыхания заключается не в умении набирать возможно больший запас воздуха, а в умении нормальный, оптимальный запас его расходовать рационально.

Задание 1.

  1. Упражнения на выработку умения управлять выдохом (тренировка равномерного выхода).
  2. Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании.

Схема упражнения:

а) выдох на п-ф;

б) пауза;

в) вдох на счет:

1.

2. диафрагма

3.

4. – межреберные мышцы;

5. - косые мышцы;

г) задержка;

д) выдох на п-ф.

Если вам не подчиняется диафрагма, надо тренировать ее отдельно. Спокойно лежа на спине, положите одну руку на границу между грудной клеткой и брюшной полостью и свободно подышите в этом положении. С помощью руки вы ощутите некоторый подъем, выпячивание живота при вдохе, вызываемое сокращением диафрагмы. Постарайтесь запомнить это ощущение для включения диафрагмы в работу и в положении сидя или стоя.

Добившись активной и продуктивной работы мышц, можно перейти к последующим вариантам упражнений.

Задание 2.

а) выдох на п-ф;

б) пауза;

в) вдох (короткий на счет “раз”);

г) задержка (тоже короткая на счет “два”);

д) выдох на произношение слогов: мы, ма, мо, му, мы и т.п.

Задание 3.

Чтение пословиц и поговорок с расчленением их на две части. После выдоха на п-ф и паузы сделайте короткий вдох и прочитайте первую часть пословицы или поговорки, после этого короткий вдох и чтение второй части.

Где цветок, там и медок.

Кончил дело – гуляй смело.

Повторенье – мать учения.

Жить – Родине служить.

Задание 4.

Чтение пословиц и поговорок на одном выдохе. После выдоха на п-ф, паузы, вдоха и задержки на “раз” читайте пословицу целиком.

  1. За край родной иди бесстрашно в бой.
  2. Рощи да леса – всему краю краса.
  3. Дружба и братство – дороже богатства.

Задание 5.

Чтение стихотворной строки на одном выдохе.

После обычного выдоха на п-ф, паузы, короткого вдоха и задержки на “раз” читайте строку стихотворения, делайте добор дыхания и читайте следующую строку.

При максимуме внимания к работе органов дыхания не допускать механически-бессмысленного чтения текстов.

Дикция

Дикция – отчетливость и правильность произношения отдельных звуков. Чистота и ясность произношения зависят от правильной и активной работы речевого аппарата – языка, губ, нижней челюсти, гортани.

Прежде всего, исполнителю следует обратить внимание на то, что ему надо иметь хорошо развитые губы. Произнести скороговорку с вялыми губами нельзя, а для этого нам нужно их “размять”, как разминается спортсмен перед соревнованиями. Некоторые упражнения могут показаться смешными, но нужно сдерживаться и старательно выполнять эти движения:

  • сжать губы в трубочку и раздвинуть в улыбку;
  • “трубочкой” попытаться достать до носа, а потом опустить к подбородку;
  • круговые движения “трубочкой” в одну сторону, потом в другую;
  • почесать зубами верхнюю губу, потом резко поднять ее вверх;
  • почесать зубами нижнюю губу, потом резко опустить ее вниз.

Каждое упражнение делается по 5-8 раз, после чего следует пауза, во время которой губы расслабляются.

Комплекс упражнений по дикции включает:

  1. Отработку гласных звуков.
  2. Отработку согласных звуков.
  3. Упражнения на сочетания тренируемого звука с гласными.
  4. Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок.

Отработка гласных звуков

и – э – а – о – у – ы

И – раствор рта минимальный (примерно такой, что между верхними и нижними зубами при произнесении может пройти кончик языка); губы несколько растянуты в стороны до положения улыбки; язык приподнят к нёбу, но не касается его; кончик языка примыкает к нижним зубам.

Э – раствор рта несколько больше (на большой палец); губы несколько собраннее, ближе к овальной форме; язык поднят к нёбу; кончик языка касается нижних зубов.

А – раствор рта максимальный (на два пальца); губы принимают овальную форму; язык лежит плоско на дне ротовой полости; кончик языка у корней нижних зубов.

О – раствор рта как при э; губы немного подаются вперед; корень языка приподнят к нёбу; кончик языка отходит от зубов.

У – раствор языка чуть меньше, чем при О; губы еще больше подаются вперед корень языка приподнят к нёбу; кончик языка еще дальше отходит от зубов.

Ы – раствор рта как при Э; нижняя челюсть слегка подается вперед; губы находятся в положении, которое они занимают при Э; язык принимает положение, которое ему свойственно при произношении У.

Упражнения тренируемых звуков:

а) и – э – а – о – у – ы

б) пи – пэ – па – по – пу – пы;

би – бэ – ба – бо – бу – бы;

в) фи – фэ – фа – фо – фу – фы;

ви – вэ – ва – во – ву – вы;

г) ги – гэ – га – го – гу – гы;

хи – хэ – ха – хо – ху – хы.

и так далее с гласными с-з, ш-щ-ж, г, ц, м, н

Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.

На дворе трава, на траве дрова.

Архип осип, Осип охрип.

Сшила Саша Сашке шапку.

Наш Полкан попал в капкан.

Курьера курьер обгоняет в карьер.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

От топота копыт пыль по полю летит и др.

Упражнения скороговорок, чистоговорок и поговорок:

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Тише, мыши, - кот на крыше.

Шакал шагал, шакал скакал.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

Бобры своих бобрят добрят.

Около кола колокола.

Король – орел.

Полили мы лилию, видели ли Лидию?

Няня Петю без конца
Мягкой губкой мыла,
Чтобы смыть с его лица
Синие чернила.

Смыла губкой полосу
На щеке и на носу.
Только кончила купать
Весь в чернилах он опять!

Упражнение для тренировки гласных звуков:

Б и П – губы тесно сомкнуты и раскрываются при выдохе воздуха, язык лежит плоско.

Звук П – глухой, он выговаривается с помощью шума, без голоса.

Звук Б – звонкий, он выговаривается голосом.

Таблица для тренировки:

Пи – пэ – па – по – пу – пы;

Би – бэ – ба – бо – бу – бы;

Пи – бби, пэ – ббэ, па – бба, по – ббо, пу – ббу, пы - ббы;

Би – би – би – бипп

бэ – бэ – бэпп

Ба – ба- ба – бапп

Бо – бо – бо – бопп

Бу – бу – бупп

Бы – бы – быпп

Бык тупогуб
Тупогубенький бычок
У быка бела
Губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Бобры своих бобрят добрят.

Т – Д. При выговаривании этих звуков губы пассивны. Кончик языка крепко прижат к верхним передним зубам.

Звук Т – глухой, звук Д – звонкий.

Ти – тэ – та – то – ту – ты

Ди – дэ – да – до – ду – ды

Тидди – тэддэ, тадда – тоддо – ту – дду – ты – дды

Ди – дди, дэ – ддэ, да – дда, до – ддо, ду – дду, ды – дды

Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

Дударик, дударик, дай мне дуду!

На дворе трава, на траве дрова.

В – Ф. При выговаривании этих звуков нижняя губа должна дотрагиваться до верхних передних зубов. Воздух проходит между зубами и губами, звук Ф – глухой, а В – звонкий.

Фи – фэ – фа – фо – фу – фы

Ви – вэ – ва – во – ву – вы

Ви – вви, вэ – ффэ, ва – ффа, во – ффо, ву – ффу, вы – ффы

Фи – вви, фэ – ввэ, фа – вва, фо – вво, фу – вву, фы – ввы

Л, М, Н, Р – сонорные.

При выговаривании звука Л – кончик языка прикасается к верхним передним зубам.

Ли – ли – ли – лилл

Лэ – лэ – лэ – лэлл

Ла – ла – ла – лалл

Ло – ло – ло – лолл

Лу – лу – лу – лулл

Лы – лы – лы – лылл.

Лилли – лэллэ – лалла – лолло – луллу – лыллы.

Посадил дед лук. Отрастил лук чуб.
Увидал внук лук – оторвал луку чуб.
Удивительная штука не у лука,
Не у лука – слезы капают у внука.

Звук М получается при крепко сжатых губах, мягкое нёбо опущено, и воздух, вдыхаемый, проходит через нос.

Мимм, мэмм, мамм, момм, мумм, мымм.

Мимми, мэммэ, мамма, моммо, мумму, мыммы.

Мама Милу мылом мыла.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы две недели карамель на мели ели.

При выговаривании звука Р кончик языка вибрирует под выдыхаемым воздухом. Вибрация происходит под твердой частью нёба.

Ри – рэ – ра – ро – ру – ры

рэ – рэ – рэ – рэррр

ра – ра – ра – раррр

ро – ро – ро – роррр

ру – ру – ру – руррр

ры –ры – ры – рыррр

ри – ри – ри – риррр

Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Проком – кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Ш – Ж – Щ – Ч – шипящие.

При выговаривании звука Ш губы раскрыты. Широкий кончик языка немного понят к передней части нёба. Боковые части языка дотрагиваются до верхних зубов. Мягкое нёба закрывает проход в нос. Голосовые связки не вибрируют. При произнесении звука Ж язык поднят выше, чем при выговаривании звука Ш, кончик языка вибрирует.

Звук Ч выговаривается твердо. Боковые части языка плотно прижимаются к боковым верхним зубам, кончик языка на передней части нёба.

Звук Щ выговаривается как объединение двух звуков – Ш и Ч.

Боковые части языка плотно прижаты к верхним боковым зубам, кончик языка поднят к нёбу. Уголки губ немного растянуты.

Чешуя у щуки,
Щетинка у чушки.

Какову дружбу заведешь –
Такову и жизнь поведешь.

Хочешь есть калачи –
Не сиди на печи.

Список литературы для учащихся

  1. Ершова А.П. Букатов В.М.. Актерская грамота подросткам. 1994.
  2. Смоленский Я.М. В союзе звуков чувств и дум. М., 1976.
  3. Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М., 1997.

Список литературы для педагогов

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Искусство, 1972.
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.
  3. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М.: Просвещение. 1978.
  4. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000.
  5. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978.
  6. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М.: Просвещение. 1995.
  7. Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности. М.: Просвещение. 1974.
  8. Савкова З.В. Техника звучащего слова: Методическое пособие.-М,1998
  9. Саричева Е.Ф. Сценическое слово. М.: Просвещение. 1963.
  10. Станиславский К. С. Этика. М.: Искусство. 1962.
  11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральных занятий младших школьников. М.: Владос. 2003.