Развитие учебной технологии в условиях современной школы

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: интерес, технология, процесс обучения, современные технологии, программа работы


В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” осуществляется постепенный переход от унитарной школы к вариативному образованию. При этом приоритетными целями общего среднего образования становятся: формирование и свободное всестороннее развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. На достижение этих целей должна быть ориентирована и система современного школьного образования. Наряду с усвоением основ базовой науки, включающих важнейшие факты, понятия, теории и законы, язык науки, доступные обобщения мировоззренческого характера, обучение должно способствовать: развитию и интеллектуальному совершенствованию личности; формированию у обучающихся целесообразного поведения, разумного отношения к себе, людям, окружающей природной среде; выработке понимания общественной потребности в развитии наук, формированию у учащихся отношения к предметам как возможной области будущей практической деятельности Анализируя качество знаний учащихся за полный период обучения, пришли к выводу о его снижении в 9, 10 классах. Поэтому возникла необходимость создания условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся.

Под руководством профессора ИПК и ПРНО МО Б.В.Горячева был разработан цикл учебного процесса: цель - деятельность преподавания - средства преподавания и учения - деятельность учения – результат. Это требует пересмотра технологии обучения, рассчитанные на активизацию деятельности ученика, исследовательский подход. Нами были определены направления деятельности:

  • Пропедевтическое изучение химии в 7 классе по авторской программе.
  • Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.
  • Организация исследовательской деятельности учащихся.
  • Осуществление контактов с представителями науки, общественных организаций, других образовательных учреждений города и страны.
  • Распространение и пропаганда материалов о своей деятельности, обмен опытом.

Программа рассчитана на несколько лет.

Предлагаем вам опыт нашей работы. В статье выделены основные проводимые мероприятия, в которых приняли участие учителя и учащиеся школы.

Тема 1

“Процесс обучения как целостная динамическая система”

Девиз: Завтра будет лучше, чем вчера.

Основные задачи: совершенствование методической оснащенности учителя, разработка программы систематического пропедевтического курса химии 7 класса.

Методическое совещание “Некоторые вопросы технологии урока”.

Административное совещание “Методическое обеспечение новых курсов”.

Педсовет “Основные направления развития инновационных процессов в школе и их научно-методическое обеспечение”.

Тема 2

“Приемы активизации учебной деятельности учащихся на уроке”

Основные задачи: Создание дидактического материала по методической теме, материала по гуманизации и гуманитаризации обучения.

Семинар для учителей района “Развитие учебной технологии в условиях современной школы”.

Методическое совещание “Эффективность урока - результат организации активной деятельности школьников”.

Фейерверк идей учителя по активизации учебной деятельности учащихся на уроке.

“Как побороть собственное однообразие”.

Педагогическая дискуссия “Понятие профессионализма, мастерства и творчества педагога”.

Тема 3

“Игры для интенсивного обучения”

Девиз:

Когда я слышу -я забываю.
Когда я вижу - я запоминаю.
Когда я делаю - я изучаю. Кити Долан.

Основные задачи:

  • Сбор материала интегрированного межпредметного характера, разработка технологии игр для интенсивного обучения.
  • Семинар для учителей района “Контроль знаний учащихся в условиях дифференцированного обучения”.
  • Аукцион идей “Творческая лаборатория учителя”.
  • “День любимого предмета”.

Тема 4

“Личностно-ориентированное обучение на уроке”

Основные задачи:

- с оздание комфортной, доброжелательной атмосферы во время занятий,

- создание эффективного и бесконфликтного общения учащихся друг с другом, отдельного учащегося с группой, учащегося с учителем, группы учащихся с учителем.

Педсовет “Учитель как демократ, творец, эрудит. Насколько это возможно и реально сегодня в школе?”.

Методическое совещание “Как заинтересовать тех, кто не хочет учиться?”

Тематический методический день “Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся”.

Цель: ознакомить учителей с инновационной системой контроля ЗУН учащихся на примере урока, с теоретическими аспектами проблемы.

Научно-методический совет “Деятельность учителя-путь к личности ученика”.

Тема 5

“Адаптивная система обучения”

Девиз: Знать – хорошо, но уметь - лучше. Гейбель.

Основные задачи:

“Гибкая, органично приспособленная” во всех своих компонентах к условиям максимального развития личности школьника, а в связи с этим обоснованность каждого элемента педагогического процесса, обеспечение контролируемости результатов учебной деятельности различными способами.

Эссе на тему “Моя педагогическая философия”.

Проверка журналов: состояние опроса, работа с учащимися разной учебной подготовки.

Тематический методический день “Творческая лаборатория учителя”.

Цель: показать на примере опыта работы учителя его систему.

Тема 6

“Развитие интереса учащихся средствами предмета”

Основные задачи: развитие познавательного интереса учащихся к предмету через продуманную организацию учебного процесса на уроках и во внеклассной работе.

Предметный конкурс для учащихся 7-11 классов “Бороться и искать, найти и не сдаваться”.

Работа предметных клубов учащихся по интересам.

Методическое совещание “Формы и методы планирования и организации внеклассной работы по предмету”.

Методическая копилка “Открывая занавес урока”.

Открытый урок химии в 11 классе “Рынок глазами химика”.

“Приглашение-визит” на открытое мероприятие (для учителей и родителей).

Педсовет “Интеллектуальные ОУУН и их влияние на развитие творческой и познавательной активности учащихся”.

Школа педагогического опыта “Эффективность и качество внеклассных мероприятий, их влияние на успешное решение проблемы ОУУН”.

Тема 7

“Организация проектно-созидательной формы обучения”

Основные задачи: создание реально действующей системы межпредметных связей и комфортной образовательной среды для развития творческой индивидуальности школьников.

Работа над проектами монопредметными, межпредметными, надпредметными.

Участие в Российских конкурсах “Эко”, “Вода на Земле”, “Человек на Земле”.

Методическая оперативка “Досуг как средство развития личности”.

Круглый стол на тему “Школа и мое развитие”.

Тема 8

“Исследовательский подход в процессе обучения”

Основные задачи: 1. Разработать систему занятий по развитию и совершенствованию сложных учебных и исследовательских умений учащихся.

Специальные задания, направленные на реализацию проектных целей обучения.

На основе отбора и конструирования дидактического материала подготовить систему творческих заданий от исполнительского до исследовательского творчества.

Обмен творческими любезностями с другими школами на основе совместной программы творческо-экспериментальной деятельности.

Создание разновозрастных объединений по форме: учащиеся +учителя + родители +ученые для реализации научных исследований.

Методическая оперативка “Как подготовить учащихся к занятиям учебно-исследовательского характера”.

Презентация творческих мастерских интеллектуально-познавательной игры “Шаг в ХХI век”.

Выставка-отчет о системе работы творческих объединений школьников.

Цель: показать результат отдельного детского творчества и стимулирование его развития у всех учащихся.

Педсовет - творческий отчет “Владение педагогическими технологиями и методиками как показатель мастерства учителя”.

Цель: представить опыт работы учителей, владеющих навыками педагогических технологий и методиками.

Научно-практическая конференция в школе, районе, области.

Переписка с другими школами, организациями, СМИ.

Круглый стол на тему “Наша школа, какая она есть, какую мы хотим построить”.

Обобщение опыта работы учителей через “творческие портреты учеников”.

Участие в конкурсах исследовательского характера, научно-практических конференциях.

Предлагаемый опыт работы ни в коей мере не претендует на исключительность. Каждый руководитель-практик может использовать ее по своему усмотрению и разумно сочетать с традиционными методами своей работы.