Методы и приемы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках, как один из факторов развития познавательной активности школьника

Разделы: Биология


Настоящий учитель никогда не сетовал на удушливые стандарты биологического образования, а сейчас тем более, когда каждый учитель получил право на творчество, на свою интерпретацию, свою, проверенную годами методику, а если объединить все это, получиться – право на индивидуальность. Самостоятельность. А как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены и проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством. При всем их многообразии путь усвоения содержания учебного материала, изложенного в учебнике, основополагающий.

Можно говорить об удачности и неудачности учебников по биологии, упрощенность одних или, напротив, усложненность других. Главное умение и желание работать. Согласитесь, если умение работать с учебной литературой учащиеся перенесут и на чтение научно-популярных книг, это вызовет у них заинтересованность в учебе, интерес к предмету, желание овладеть значительно большим объемом знаний.

Задачи педагога:

  • создать условия для самостоятельной работы;
  • вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;
  • обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;
  • предоставить учащимся время для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).

Условия творческой деятельности:

  • обмен и борьба мнений;
  • свобода критики;
  • снятие психологической инерции;
  • проведение детального анализа;
  • не избегать вопроса "почему?";
  • сам педагог творческая личность;
  • сотворчество педагога и воспитанника;
  • мотивация.

Способы стимулирования творческой активности:

  • создание благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют проявлению многоаспектного мышления;
  • обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям;
  • использование личного примера творческого подхода решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Принципы развития творческого воображения:

  • прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки;
  • новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании;
  • содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми;
  • в центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилам грамматики;
  • следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абстрактные достоинства;
  • необходимо стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Время само предоставило нам больше самостоятельности. Наша задача научить этой же самостоятельности и наших учеников, тогда им будет легче вступать в жизнь.

Взаимодействия на уроке.

Прежде всего, надо обратить внимание на состояние реальных учебных возможностей учеников. Каков уровень основных учебных умений? Как построить бюджет времени? В какой мере используется деловое общение учеников - взаимоконтроль, взаимопомощь и т.д.?

Иногда материал учебников перегружен второстепенной информацией. Надо выделить главное, надо выстроить материал так, чтобы каждое понятие было связано с предыдущим и последующим; если материал громоздкий, имеет смысл построить структурно-логическую схему.

Учебный материал осваивается в процессе решения разных дидактических задач. При этом используется множество приёмов обучения.

Если принятые меры не помогли, тогда в дело включается учитель. Он воздействует на психику ученика, избирательно активизируя те или иные стороны. Так при изучении сложного материала надо активизировать мышление; если материал громоздкий, надо активизировать память; если класс не настроен на работу, надо создать определенный эмоциональный настрой; наконец, если ученики отличаются безволием, то надо повысить частоту опроса и стимулировать волевые действия.

Если учитель исчерпал свой арсенал приёмов и не добился желаемого результата, то надо усилить свои обучающие возможности, овладеть новыми приёмами работы, позаимствовав их у других учителей. Иногда мешает дефицит времени, тогда надо упорядочить бюджет времени.

Новые приёмы работы (или перенос старых приемов работы в новые условия) зачастую требует изменения формы подачи учебного материала, разработки средств обучения (например, использование информационно-коммуникативных технологий).

Формы обучения.

Форма обучения – это способ его, организации, учитывающий количество обучаемых в классе. Различные формы подразделяются на три группы: индивидуальные, фронтальные и коллективные.

Обучение ведется в индивидуальной форме, если осуществляется не прекращающее взаимодействие учителя с учеником. Например, во время дополнительных занятий или опросе ученика у доски. При этом удается наиболее полно реализовать индивидуальные особенности учащегося, учесть его личностные качества. Но есть и недостатки данной формы обучения: при ней каждый ученик сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного (часто более продуктивного) труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает её от других учеников. Индивидуальное обучение десоциализировано.

При фронтальном обучении осуществляются связи учителя со всей группой учащихся. Учитель постоянно и одинаково воздействует на всех учеников. Ответную реакцию (хотя бы исходящую от одного ученика) учитель воспринимает как реакцию всей группы. Лекция – наиболее распространенный пример фронтального обучения, требует полного прекращения контакта между учащимися, подчинения требованиям дисциплины. Так что и фронтальные работы влекут за собой десоциализацию обучения. Конечно, без фронтальной работы в школе не обойтись – учитель должен объяснить материал всему классу, но это не должно занимать много времени (10-15 минут для изложения основного материала).

Коллективное обучение происходит при наличии связей не только между учителем и обучаемыми, но и между самими учащимися. Учитель устанавливает, организует и поддерживает эти связи (например, интегральная технология В.В. Гузеева). Простейший вид коллективной работы – работа в парах, эта форма коллективной работы может занять достойное место на уроках по любому предмету.

Организация образовательного процесса.

Работая в малокомплектной школе поневоле сталкиваешься с организацией индивидуального обучения при классно-урочной системе, которая приспособлена "к средним способностям, чтобы сдерживать наиболее даровитых и погонять вялых". (Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. Красноярск, 1998)

Чтобы учение было эффективным образовательный процесс должен отвечать следующим требованиям:

  1. Предоставление учащимся многообразных знаний и видов деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.
  2. Предоставление возможности овладения основами наук на уровне, соответствующем индивидуальным особенностям учащихся.
  3. Переход от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы; вовлечение учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность посредством разнообразных форм.
  4. Создание условий выбора учащимися собственного пути в образовании и впоследствии возможного выбора профессии.
  5. Учет физиологических и психических особенностей учащихся с целью сохранения их здоровья.

Общие методические правила развивающего образования.

  1. На уроках создается психологический комфорт с помощь следующих основных условий: уважительного общения, соблюдением учителем и учащимися школьных правил, справедливого отношения учителя к результатам работы учащихся, помощи со стороны учителя учащимся в учебной деятельности, обеспечения учителем минимального успеха учащихся в учебной деятельности, обеспечения выбора учащимися уровня усвоения материала, практической направленности творческой деятельности.
  2. Творческие задания составляют основу учебной деятельности учащихся с первого до последнего урока по теме.
  3. Усвоению подлежит не вся информация, а только теоретические закономерности – общенаучные, общепредметные и тематические понятия.
  4. Теоретические закономерности не предлагаются учащимся в готовом виде, а формулируются через существенные признаки учащимися самостоятельно или с помощью учителя в процессе анализа и систематизации научной информации, решения проблем, проведения исследований.
  5. Выполнения творческих заданий и работ осуществляется с помощью алгоритмов, часть из которых разрабатывается самими учащимися и в последующей учебной деятельности развивается.
  6. Структура учебного материала составлена таким образом, что в процессе изучения новых тем происходит развитие основных понятий ранее изученных тем.
  7. В процессе образования учащиеся постепенно осваивают методы научной творческой деятельности, затем технологии и наконец самостоятельно проектируют новые технологии творческой деятельности и переносят их из одного предмета в другой.
  8. Освоение нового метода и технологии творческой деятельности на первом этапе осуществляется в групповой форме, через парную работу переходить на индивидуальную.
  9. Контроль и анализ результатов образования по теме включает в себя не только теоретические закономерности, но и методы и технологии творческой деятельности, а также анализ самого процесса деятельности и её результатов на эмоциональном, информационном, теоретическом и методологическом уровнях.

Приёмы и способы формирования логического мышления.

Систематическая работа в этом направлении позволит сформировать умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главные мысли в материале каждого урока, в параграфе учебника, в прочитанной книге; освободит детей от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению. Начинать формирование логического мышления нужно в младших классах, постепенно усложняя задачи. С этой целью необходимо, прежде всего, научить школьников работать с текстом, рисунками, вопросами, оглавлением учебной и научно-популярной литературы. Это позволит им самостоятельно и осмысленно усваивать учебный материал.

Опыт использования развития самостоятельной деятельности учащихся на уроке биологии.

Работа со школьным учебником:

1. Составление плана параграфа.

На начальных этапах обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно каждым учеником.

2. Работа с понятиями.

Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знания биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию. Для этого я использую следующие приёмы:

- вместе с учащимися перевожу термины, ищу общие корни в словах, это помогает сделать запоминание осмысленным; например, homos – равный, одинаковый, общий, обозначает равенство, единство, например: гомогаметный, гомология; при каждой новой встрече со знакомыми корнями вспоминаются ранее изученные термины, проводятся анологии;

- закрытые задания, из предложенного перечня выбери правильные ответы; например:

Выберите признаки, обеспечившие распространение членистоногих на суше.

а) хитиновые покровы;

б) паразитизм;

в) высокая плодовитость;

г) многофункциональные конечности;

д) незамкнутая кровеносная система;

е) развитые органы чувств;

ж) жаберное дыхание.

Работая с тестами можно превратить их из инструментов контроля, в инструмент обучения. Поэтому по словам Г.И. Лернера тесты становятся и средством организации усвоения материала и индикатором реальных знаний и умений учащихся, и методическим инструментарием, обеспечивающим их развитие "воспроизводимого цикла обучения с заранее программируемым результатом". При изучении нового материала учащимся предлагается выбрать правильное утверждение и доказать правоту своего выбора. При закреплении материала учащиеся предварительно работают с текстом учебника, затем предлагается тестовое задание с последующей дискуссией пор теме. При обсуждении вопросов учитель просит от ученика построить изложение материала в необходимой логике и с употреблением всех терминов и понятий, вошедшие в тестовые задания.

- задания на соответствия, суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием и его содержанием; например:

1. Соотнесите компоненты внутренней среды организма с их функциями:

Компоненты внутренней среды Функции компонентов внутренней среды
Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

Плазма

Лимфа

Тканевая жидкость

а) свертывание крови

б) образование антител

в) фагоцитоз

г) транспорт кислорода

д) поддерживание постоянства состава

е) транспорт углекислого газа

ж) образование лимфоцитов, защитная

з) связь между клетками, транспорт растворенных веществ

Ответ: 1 – г,д,е; 2 – б,в; 3 – а; 4 – д; 5 – б, ж; 6 – з.

2. Соотнесите описание ткани с её названием.

Название ткани Описание ткани
Гладкая мышечная ____

Поперечно-полосатая

мышечная ____

Нервная ____

Хрящевая соединительная ___

Железистый эпителий ____

Многослойный эпителий ____

Мерцательный эпителий ____

Костная ____

Рыхлая соединительная ____

Жидкая соединительная ____

а) Несколько слоев часто сменяющихся клеток. Межклеточное вещество не развито.

б) Клетки с отростками, межклеточное вещество состоит из минеральных солей и белка.

в) Образована клетками с ресничками.

г) Клетки секретируют жидкости разного состава.

д) Межклеточное вещество развито, клетки содержат запасы жира.

е) Содержит клетки крови.

ж) Хорошо проводит электрические сигналы.

з) Одноядерные удлиненные клетки.

и) Развито межклеточное, упругое вещество с эластичными волокнами.

к) Многоядерные длинные клетки.

Ответ: 1 – з, 2 – к, 3 – ж, 4 – и, 5 – г, 6 – а, 7 – в, 8 – б, 9 – д, 10 – е.

- задание на установление правильной последовательности, целесообразно использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или иных процессов, стадий развития и т.п., например: В каком случае правильно названы звенья рефлекторной дуги дыхательного рефлекса?

а) рецепторы легочных пузырьков – средний мозг – дыхательные мышцы;

б) рецепторы аорты – продолговатый мозг – межрёберные мышцы;

в) рецепторы внутренних органов – промежуточный мозг - дыхательные мышцы.

- задания в котором ответ конструирует сам ученик, ответы в таких заданиях должны содержать 1–2 слова, числа, формулы и т.п.; например: Закончите следующие фразы:

а) Наука, изучающая строение и функции клеток называется _________________.

б) Мельчайшая структура клетки, выполняющая определенную функцию называется _______________.

в) Ткань - это _____________клеток, обладающих ______________ строением, _______________ и _________________.

г) Органоиды, отвечающие за синтез белка и состоящие из ___________и РНК, называется _____________.

д) Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении 1 г. _________.

е) Функцию хранения и передачи наследственной информации выполняют ____________ и _____________.

ж) Процессы биосинтеза идут с ______________ энергии.

з) Процессы расщепления идут с ______________ энергии.

и) У мышечной и нервной ткани есть общее свойство _______________________.

к) Содержание в крови солей, температура тела – являются показателем __________________ химического ____________ ________________.

Ответ: а) цитологией, б) органоидом, в) группа, строением, функциями и происхождением, г) белка, рибосомами, д) жира, е) ДНК, РНК, ж) поглощением, з) выделением, и) возбудимость, к) постоянство, состава организма.

- задания с исключением лишнего понятия, учащимся предлагается из 4–5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню:

Веретеница, уж, варан, кобра.

Глотание, кашель, дыхание, пение.

- задания на выявление общих закономерностей, учащимся предлагаются 2–3 понятия, для которых необходимо найти общие закономерности.

1. Аксон – дендрит. (Отростки нейрона).

2. Митохондрии – рибосомы. (Органоиды клетки).

3. Кровь – кость. (Кровяные клетки формируются в костном мозге).

- терминологический диктант, учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его; например:

Органоид – это ....................

Клетка – это .........................

Ткань – это ...........................

Орган – это ...........................

Система органов – это .........

- с целью запоминания определений понятий и правильность их написания использую кроссворды и чайнворды.

- творческие задания, например составление сказок:

Сказка о корне.

Поспорили как-то части корня кто главнее.

- Мы, – говорят корневые волоски, - мы самые главные, потому что высасываем из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества.

- Нет, - говорит зона деления, - мои клетки все время делятся, и корень растет. Я важнее.

- А мы, клетки зоны роста, вытягиваемся, помогая корню продвигаться вглубь, к воде.

- А я, - говорит чехлик, - предохраняю верхушку корня от повреждения. Спорят они так, спорят и ничего не делают. Приполз к ним дождевой червь и говорит: "Пока вы тут спорите, стебель и листья вянуть стали. Неужели вы не понимаете, что вы все главные?!" Подумали зоны корня, подумали да и помирились поскорее.

3. Составление логических схем.

Слово "логические" использую, подчеркивая стремление отразить в схемах взаимосвязь, взаимоподчиненность, внутреннюю закономерность изучаемого объекта. Ученикам дается задание, пользуясь текстом и рисунком учебника закончить схему, подписав под каждым столбцом примеры растений с данными типами плодов.

В начале обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно в группах или каждым в отдельности. Что позволяет осмысленно усваивать учебный материал

4. Работа по составлению и заполнению таблиц.

Тема: "Ткани растений".

Названия тканей Строение тканей Функция тканей Где находится
Покровная      
Образовательная      
Фотосинтезирующая      
Механическая      
Проводящая      
Запасающая      

Эта работа позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учеников, т.е. её можно использовать на любом этапе урока, в том числе для получения обратной связи при объяснении материала (учащиеся заполняют таблицу по ходу рассказа учителя).

5. Составление графических конспектов.

Наряду с зарисовкой опытов проводимых на уроке и во внеурочной деятельности, используются опорно-схематические конспекты. Это не ново, но я пытаюсь организовать работу так, что выделение опорных сигналов и связей между ними осуществили учащиеся самостоятельно. Дети в ходе составления опорно-схематических конспектов могут выделять термины, устанавливать смысловые связи между ними, выделять биологические закономерности, сравнивать объекты.

Например: по теме: "Семейство бобовые".

 

 Слабые учащиеся могут использовать план характеристики семейства:

а) видовой состав;

б) жизненные формы, продолжительность жизни;

в) строение цветка;

г) плод, его строение, название;

д) соцветие.

Обязательно учитывается полнота использования материала, логика изложения, грамотность и самостоятельность.

6. Работа с дополнительной литературой.

Используется при подготовке учащимися докладов, рефератов. Например: Доклад по теме ученые биологи.

Примерное содержание памятки для учащихся:

"Как подготовить самостоятельно ответы на вопросы семинара":

- внимательно прочитайте вопрос или задание;

- попытаться ответить на него, не заглядывая в учебник, используя имеющие знания;

- прочитать страницы учебника, указанные в рекомендациях к семинару, найти в них ответ на поставленный вопрос, осмыслить прочитанное и, если не все понятно, обратиться за консультацией к учителю;

- прочитать соответствующий материал в рекомендованной литературе;

- продумать устно полное содержание ответа на вопрос;

- зафиксируйте письменно результат самостоятельной подготовки, записав план выступления или его тезисы, конспект ответа;

- продумать содержание выступления; оно должно быть кратким, логичным, доказательным, если возможно, связанным с личным опытом; желательно, чтобы оно сопровождалось иллюстрациями.

7. Проблемное изложение знаний по методике мозгового штурма.

В таких играх основной упор делается на решение творческих заданий. Перед учащимися ставится проблема, далее распределяются по группам, при этом каждый участник сначала самостоятельно продумывает решение проблемы, затем обсуждается в паре и выносится на общее обсуждение. Что позволяет развивать индивидуальные возможности и творческие способности учащихся.

Например:

Тема: "Пищеварение". "Затяжной обед"

1. Длина кишечника человека в 4 раза превышает длину туловища, кишечника собаки – в 4,5 раза, овцы – 24 раза. Объясните эти факты.

Подсказка 1 (более подробный вопрос). Предположите, за счет какого отдела и почему общая длина желудочно-кишечного тракта у овцы больше по сравнению с человеком?

Подсказка 2. Определите функцию кишечника, вспомните, за счет чего она осуществляется.

Ответ. Длина кишечника зависит от характера пищи. Полуобработанная пища переваривается быстрее, к тому же человек и собака потребляют мало клетчатки. У овец же практически все меню состоит из грубой растительной пищи – т.е. клетчатки. Для её переваривания необходимы бактерии, они находятся в толстом кишечнике. Чем более приспособлен организм к потреблению клетчатки, тем длиннее толстый кишечник.

2. Известно, что длина толстого кишечника коров по сравнению с таковой у овец меньше. Рацион тех и других при этом практически одинаков. Как же быть с предыдущим выводом? Объясните эти факты.

Ответ. Переваривание клетчатки в любом случае ведут симбиотические бактерии. Просто у коровы они находятся не только в толстом кишечнике, но и в желудке (желудок коровы имеет сложное строение). Поэтому избыточной длины толстого кишечника в случае коровы не наблюдается.

Применение инструктивных карточек.

На уроках использую инструктивные карточки, что позволяет учащимся самостоятельно изучить материал, а это значит, что ученик из пассивного объекта обучения переходит к деятельно творческой личности. При работе с инструктивной карточкой важно предусмотреть взаимодействие школьника не только с литературой, но и с натуральным объектом.

Инструктивная карточка.

Цель работы: выяснить особенности строения скелета птицы, связанные с полетом.

Ход работы:

  1. Рассмотрите скелет птицы. Найдите на нем череп, определите его форму, рассмотрите костную основу клюва и большие глазницы.
  2. Рассмотрите позвоночник, найдите его основные отделы: шейный, грудной, пояснично-крестцовый и хвостовой.
  3. Рассмотрите шейный отдел, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни птицы.
  4. Найдите грудной отдел позвоночника, состоящий из неподвижно соединенных между собой позвонков, грудину с высоким гребнем (килем) и ребра, рассмотрите их.
  5. Используя рисунок учебника, найдите на скелете птицы кости, составляющие пояс передних конечностей (плотные вороньи кости, саблевидные лопатки и сросшиеся в вилочку ключицы).
  6. Рассмотрите рисунок учебника кости передних конечностей, найдите эти кости (плечо, предплечье, кисть) на скелете птицы. Обратите внимание на кисть, образованную сросшимися костями.
  7. Рассмотрите пояс задних конечностей – таз, обратите внимание на прочность соединение таза с позвоночником.
  8. Рассмотрите кости задних конечностей (бедро, голень, кости стопы). Найдите эти кости на скелете птицы. Обратите внимание на цевку – длинную кость стопы. Подсчитайте число пальцев на задней конечности.
  9. Отметьте черты приспособленности скелета птицы к полету и запишите их в тетрадь.

Использую элементы модульной технологии, что позволяет учащимся самостоятельно достигать цели учебно-познавательной деятельности. Для этого я подбираю фактический материал, формы и способы учебной деятельности, разбиваю учебный материал на отдельные логически завершенные учебные элементы и определяю цели каждого из них.

Модульные технологии реализуют принцип дифференциации, что дает возможность усваивать не только обязательный минимум, но и более высокий уровень обучения. Например:

Тема: "Приспособленность рыб к жизни в воде".

Учебный элемент.

Время

Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий
Актуализация знаний

7–10 минут

Цель: подготовка к восприятию основного материала.

Обсудите в группе и подготовьте устные ответы на следующие вопросы. Что изучает биология? Как называется биологическая дисциплина, изучающая рыб? Где ещё, кроме школьного курса биологии, упоминаются (встречаются) рыбы? Назовите литературные произведения и их авторов, персонажи которых – рыбы. Приведите примеры пословиц, поговорок в которых упоминаются рыбы. В чем смысл этих пословиц? Какую из них можно предложить эпиграфом к нашему уроку? Почему?

Обсудите эти вопросы в классе.

 

Работайте в группе, а затем - с классом.

В старших классах использую такие формы работы как лекции, семинарские занятия, зачеты. Изучение каждой темы начинаю с лекции, в которой излагаю школьникам основное программное содержание, затем провожу несколько уроков семинаров и завершаю тему зачетными уроками в устной или письменной форме. Учащиеся достаточно хорошо усваивают основные вопросы программы и могут самостоятельно приобретать новые знания.

 Список литературы:

Акимов С.С., Ахмалишева А.Х., Хренов А.В., Биология в таблицах и схемах, М., 1996.

Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В., Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., 1987.

Баранников А.В. Организация самообразования школьников: новый этап осмысления, Стандарты и мониторинг, 1999, №4.

Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения, Биология в школе, 2001, №7

Васильева Е.В. Ещё один раз об опорных конспектах, Биология в школе, 1989, №3

Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология, Красноярск, 1998.

Зайцев В.Н., Кольцо ускорения. Йошкар-Ола, ИУУ, 1992.

Короткова Л.С., Красновидова С.С., Дидактический материал по общей биологии, М., 1990.

Кучменко В.С. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по биологии, М., 2001.

Лернер Г.И.,Тесты, задания, контрольные работы по биологии для средней школы.,М.,1998.

Лернер Г.И. Работа с тестами не только контроль, но и обучение, Биология в школе, 2002, №4 Розенштейн А.М., Самостоятельные работы учащихся по биологии, М, 1998.

Луцкая Л.А., Никишов А.И., Самостоятельная работа учащихся по зоологии, М., 1987.

Салахова Ф.Н., Курамшин И.Я., Регионализация курса биологии в школах РТ, Казань, 1999.

Соколова В.В. Блочно – модульная технология обучения, Биология в школе, 2001, №7