Использование модульной технологии при изучении углубленного курса химии. (Модуль — карбоновые кислоты)

Разделы: Химия


Внедрение новых педагогических технологий стало удачной альтернативой существующей классно-урочной системе обучения. В своей практике я использую так называемую технологию модульного обучения, основы которой разработаны П.А. Юцявичене. Следуя этой технологии, можно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы он получал основную часть информации самостоятельно в урочное и внеурочное время. Учитель пи этом освобождается от функции информатора и контролера и получает возможность сосредоточить внимание на консультативно-координационной и индивидуальной работе с учащимися.

Предлагаю вариант: Использование модульной технологии при изучении углубленного курса органической химии.

 Модуль “Карбоновые кислоты” /6 часов/

Отдельные элементы модуля “Карбоновые кислоты” могут быть использованы в базовом курсе изучения темы.

В содержание модуля входят следующие элементы:

  • УЭ-0 – Постановочный урок.
  • УЭ-1 – Состав, классификация, строение, физические свойства карбоновых кислот.
  • УЭ-2 – Химические свойства карбоновых кислот.
  • УЭ-3 – Получение и применение карбоновых кислот.
  • УЭ-4 – Практическое занятие “Получение карбоновых кислот и изучение их свойств”.
  • УЭ-5 – Урок-резюме, подготовка к контрольной работе.
  • УЭ-6 – Контрольная работа.

УЭ-0. Постановочный курс модуля “Карбоновые кислоты”

Цели: познакомить учащихся с содержанием модуля, поставить учебные цели и показать пути их достижения, ознакомить с предполагаемыми результатами данного модуля, возможными способами проверки его усвоения.

На доске записано название модуля “Карбоновые кислоты”. Учитель начинает с актуализации знаний учащихся, постановки учебных целей.

Учитель знакомит учащихся с содержанием модуля по карте самоконтроля и самооценка по данной теме (таблица 1), обращает внимание на то, что они должны знать и уметь. После этого учителя предлагает учащимся вспомнить, что они уже знают о карбоновых кислотах.

Таблица 1. Карта самоконтроля и самооценки по теме “Карбоновые кислоты”

Содержание Что нужно знать Что нужно уметь Контрольные вопросы и задания Источники информации
УЭ-1

Состав, классификация строение, физические свойства карбоновых кислот

Состав, классификацию, строение, физические свойства карбоновых кислот Дать название карбоновым кислотам, определить принадлежность к классу карбоновых кислот, объяснить взаимное влияние групп в карбоксильной группе, описывать физические свойства и объяснять их Какое вещество называется кислотой?

Что такое карбоновая кислота ? Какова общая формула карбоновых кислот?

Как классифицируются карбоновые кислоты по а). радикалу; б). основности.

Составьте формулы карбоновых кислот: а). 2, 3 – диметилбутановая кислота; б). 2-метил, 3-этилгексановая кислота.

Чем объясняются различие в кислотности алифатических карбоновых кислот и фенола?

Почему среди карбоновых кислот отсутствуют газообразные вещества?

Объясните преимущество химической активности муравьиной кислоты

§ 39. 1
стр. 112-116
[Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева]
УЭ-2

Химические свойства карбоновых кислот

Химические свойств карбоновых кислот, особые свойства муравьиной кислоты, непредельных кислот, бензойной кислоты Составлять уравнения химических реакций, карбоновых кислот в зависимости от принадлежности к определенному классу карбоновых кислот Допишите уравнения возможных реакций уксусной кислоты и:
Br2 , CH3OH3 , CH3(CH2)2CH3 , CaCO3 , CH3CL, KOH, HCHO, PCL5 . Возможные уравнения составьте в полном и сокращенном ионном виде;

Задача 21. 17 (с. 238) Хомченко;

Задача 21. 24 (с. 240) Хомченко

§ 39. 2
стр. 116-118
[Л.С. Гузей, Р.П.Суровцева]
Химия 11 кл.
УЭ-3

Получение и применение карбоновых кислот

Общие способы получения карбоновых кислот, частные способы получения отдельных кислот, области применения карбоновых кислот и их производных Составлять уравнения реакций получения карбоновых кислот (общие и частные случаи) перечислить области применения карбоновых кислот, особое внимание – медицина Осуществите превращение:

§ 39. 3
С. 120-121
[Л.С. Гузей, Р.П.Суровцева]
Химия 11 кл.
Стр. 402, 403, 405.
Г.П.Хомченко. Пособие по химии

УЭ-1. Состав, классификация, название, строение, физические свойства карбоновых кислот.

Цель: сформировать понятие о карбоновых кислотах как кислородосодержащих органических соединениях.

Учащиеся работают с опорным конспектом (часть 1) “Карбоновые кислоты”, учебником, делают краткие записи в тетрадях по плану:

  1. Состав карбоновых кислот.
  2. Классификация:
  3. а). по строению углеводородного радикала;
    б). по основности

  4. Номенклатура карбоновых кислот.
  5. Название карбоновых кислот (смотри таблицу 2).
  6. Структура карбоновых кислот.
  7. Изменение физических свойств карбоновых кислот.

После завершения работы над УЭ-1 учащиеся отвечают на контрольные вопросы.

Изучение самостоятельно, в случае необходимости – при обсуждении с соседом.

Лучшие ответы выслушиваются.

Часть I. Состав, классификация, строение, физические свойства карбоновых кислот.

 

3. Название:

4. Названия карбоновых кислот. Смотри таблицу 2.

Таблица 2. Опорный конспект “Названия карбоновых кислот”.

Формула кислоты Название кислоты Название кислотного остатка
международные тривиальные
HCOOH метановая муравьиная формиат
CH3COOH этановая уксусная ацетат
C2H5COOH пропановая пропионовая пропионат
C3H7COOH бутановая масляная бутират
C4H9COOH пентановая валериановая валериат
C5H11COOH гексановая капроновая капронат
C6H13COOH гептановая эпантовая энтинат
C7H15COOH октановая каприловая каприлат
C8H17COOH нонановая пеларгоновая пеларгонат
C9H19COOH декановая каприновая капринат
C15H31COOH гексадекановая пальмитиновая пальмитат
C17H35COOH октадекановая стеариновая стеарат
HOOC-COOH этандиовая щавелевая оксалат
HOOC-CH2-COOH пропандиовая малоновая малонат
HOOC-(CH2)-COOH бутандионовая янтарная сукцинат
CH2=CH-COOH пропеновая акриловая акрилат
C17H33COOH октадилен-9-овая олеиновая олеат
C6H5COOH бензойная бензолкарбоновая бензоат

Полярная группа карбоксил содержит:

1) группу С=О, в которой атом С оттягивает на себя e связи С – О;

2) группу – О – Н , в которой неподеленная пара атома О взаимодействует с – связями группы С = О.

Вывод:

а) увеличивается полярность связи группы О – Н , возможна диссоциация кислот;

б)  уменьшается + заряд на атоме С группы С = О, не характерны реакции присоединения.

УЭ-2. Химические свойства карбоновых кислот.

Цели: Сформировать понятие о свойствах карбоновых кислот, об особых свойствах отдельных карбоновых кислот. Учащиеся работают с учебником и опорным конспектом “Карбоновые кислоты” (часть II), зарисовывают в тетради схему “Химические свойства карбоновых кислот ” из этого конспекта. Обращается внимание на некоторое подобие свойств минеральных и органических кислот, появление различий в химической активности карбоновых кислот. Особый акцент делается на индивидуальные свойства муравьиной кислоты, включающей в свой состав альдегидную и карбоксильную группы, бензойной кислоты, непредельных карбоновых кислот.

После завершения работы над УЭ-2 учащиеся дописывают уравнения реакций, сверяют свои ответы с эталоном, написанным на отдельной доске. В случае затруднения ответа учащимся рекомендуется вернуться к источнику информации.

Часть II. Химические свойства карбоновых кислот.

II.

УЭ-3. Получение и применение карбоновых кислот.

Цель: изучить способы получения карбоновых кислот в лаборатории и промышленности, применение карбоновых кислот.

Учащиеся завершают изучение темы “Карбоновые кислоты”, работая над УЭ-3. Предлагается зарисовать в тетрадь схему “Получение карбоновых кислот” из опорного конспекта (IV) и учебника. Завершение работы с УЭ-3 заключается в составлении предложенных уравнений реакций, поверке правильности ответа по эталону. Изучая применение карбоновых кислот учащиеся работают с учебником (с. 120-121), пособием по химии Г. П. Хомченко (с. 402, 403, 405), составляют рассказ о применении карбоновых кислот.

Домашнее задание: Работа над опорным конспектом “карбоновые кислоты”.

 Специфические способы получения отдельных кислот.

УЭ-4. Практическое занятие “Получение карбоновых кислот и изучение их свойств”.

Ученики получают инструкцию по проведению работы (смотри приложение 1).

В конце первого урока учащиеся сдают тетради на проверку.

УЭ-5. Резюме. Самостоятельная работа.

Цель: повторить и обобщить знания о карбоновых кислотах, выявить степень усвоения учащимися материала “Карбоновые кислоты”.

Данный УЭ можно провести в форме самостоятельной работы над вопросами и заданиями из карты самоконтроля и самооценки. В случае затруднений учащиеся могут обращаться к указанным источникам информации.

После этого следует обсуждение осветов на вопросы.

Домашнее задание: Повторние изученного материала.

 УЭ-6. Контрольная работа.

Цель: выявить степень усвоения усвоения учащимися материала модуля “Карбоновые кислоты”, типичные ошибки, допускаемые учащимися.

Контрольная работа проводится в форме разноуровневой работы (о форме контрольной работы учитель сообщает учащимся на постановочном уроке (УЭ-0).

По окончании работы с модулем учащиеся высказывают свое мнение о данном виде работы: оценки изучение темы “Карбоновые кислоты” по модульной технологии (10 бальная щкала):

  • удовлетворен ли ты своей работой (Я);
  • достигнута ли цель на протяжении всего модуля (дело);
  • работа всего класса (мы).

Сдай учителю оценку модуля.

Запиши домашнее задание: Задачи повышенной сложности № 21. 15, 21. 20 (Хомченко “Сборник задач”).

Спасибо за работу.

 Использованная литература:

  1. Сборник задач по общей и неорганической химии. А. М. Смирнова, П. А. Жуков, М., Паритет, 2000 г.
  2. Химия. Сборник задач. Н. Гара, Н. И. Габрусева, М., Дрофа, 1999 г.
  3. Цитович И. К., Протасов Н. П. Методика решений расчетных задач, М., Просвещение, 1998 г.
  4. И. Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. Новая волна, 1998г.
  5. 500 задач по химии. М., Просвещение, 1997 г.

Приложение 2. Задания для проверочных и самостоятельных работ.