Биогеоценоз. Структурные и функциональные особенности биогеоценоза. Взаимосвязи организмов в биогеоценозе

Разделы: Биология, Экология


У.Э.-0. Входной контроль.

Цель: Определить, как учащиеся усвоили тему “Общие законы зависимости организмов от экологических факторов. Приспособленность организмов к среде обитания”.

1.Фронтальная беседа по вопросам:

  • Дайте определение науке “экология”.
  • Назовите известные вам экологические факторы, приведите примеры.
  • Дайте определение закона оптимума, раскройте его суть.
  • Дайте определение закона ограничивающего фактора, раскройте его суть.
  • Приведите примеры приспособленности организмов к среде обитания.

2. Задание 1: Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

1.Нагрузка на опорную поверхность ног свыше 30 г/см2 сильно затрудняет передвижение животного по рыхлому снегу. У рыси она равна 42 г/см, а у лося – около 500 г/см. Для рыси полуметровый слой снега – фактор, ограничивающий активность, а для лося – нет. Как вы думаете почему?

2.В тропических районах океана, где много тепла и света, жизнь очень бедна. Эти районы называют океаническими пустынями. Как вы думаете, что ограничивает здесь размножение одноклеточных водорослей, от которых в свою очередь, зависят животные?

3.В теплице, где выращивалась рассада, и поддерживались оптимальные температура и влажность, прекратилась подача воды. Ремонт должен занять два дня. Агроном распорядился ограничить подачу тепла в теплицу. Правильно ли он сделал и почему?

3. Задание 2: К каким экологическим факторам относятся перечисленные ниже примеры? Распределите их по группам:

  1. абиотические факторы,
  2. биотические факторы,
  3. антропогенные факторы.

1. Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников.

2. Загрязнение атмосферы выхлопными газами.

3. Окунь поедает мальков.

4. Лягушка питается насекомыми.

5. Снижение урожая из-за нехватки урожая в почве.

6. Снижение численности популяций морских организмов из-за разлива нефти.

7. В кишечнике крупного рогатого скота обитают бактерии, разлагающие клетчатку.

8. Листопад.

9. Лишайник.

10. Клещи питаются только кровью животных.

11. Сосуществование белки и лося на одной территории.

12. Растения – эпифиты поселяются на деревьях, которые служат им местом прикрепления.

13. Волк поедает зайца.

14. Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов.

15. Осушение болот.

16. Рыбы-лоцманы поедают остатки пищи акул и дельфинов.

17. Борьба хищников одного леса за пищу.

18. Загрязнение пригородного водоёма промышленными стоками.

19. Обитание большого количества морских животных в коралловых рифах.

20. Искусственное орошение полей пшеницы.

У.Э.-1. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

Узнать:

1. Определения сообщества, биогеоценоза, экосистемы.

2. Функциональные группы организмов в сообществе: продуценты, консументы, редуценты.

3. Примеры экосистем.

4. Понятие о трофической цепи, сети. Цепи выедания. Цепи разложения.

Уметь:

1. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах.

2. Анализировать видовой состав биоценозов.

3. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

4. Составлять схемы трофических цепей биоценозов.

Ход урока.

 У.Э.2. Текстовой+рисуночный + табличный.

Цель: Сформировать понятие о сообществе, биогеоценозе, экосистеме.

1. Прочитайте текст в учебнике на странице 239-240, рассмотрите рисунок 95 “Биогеоценоз хвойного и смешанного лесов” на странице 240 учебника и таблицу на доске “Биогеоценоз дубравы”.

2. Прочитайте текст и рассмотрите схему приложения 1.

3. Выпишите в тетрадь определение понятий сообщество, биогеоценоз, экосистема.

4. Начертите схему приложения 1 в тетрадь и ответьте на вопросы:

  • Что называется экосистемой?
  • Кем был предложен термин “биогеоценоз”?
  • Какие сообщества живых организмов вам известны?
  • Как соотносятся понятия “экосистема” и “биогеоценоз”?

 У.Э.3. Текстовой + рисуночный.

Цель: Изучить функциональные группы организмов в сообществе, примеры экосистем.

1. Прочитайте статью в учебнике “Функциональные группы организмов в сообществе” на странице 240-241, два первых абзаца приложения 2.

2. Определите, какие функциональные группы организмов выделяют в сообществе?

3. Запишите в тетрадь определение продуцентов, консументов, редуцентов.

4. Прочитайте статью учебника “Примеры экосистем” на странице 241-242.

5. Запишите в тетрадь функциональные группы организмов листопадного леса и пруда, в виде следующей схемы:

Экосистема.

Листопадный лес.       Пруд.
Функциональные группы: Функциональные группы:
1. продуценты: ………. 1. продуценты: …………
2. консументы: …………. 2. консументы: …………..
3. редуценты: …………… 3. редуценты: ……………

У.Э.4. Текстовой + рисуночный.

Цель: Сформировать понятие о трофической цепи и трофической сети; определить цепи выедания и разложения.

1. Прочитайте статью в учебнике “Поток энергии” на странице 243-244.

2. Запишите в тетрадь определение биомассы.

3. Используя текст прочитанной статьи, рассмотрите, как происходит поток энергии через экосистему, изучив и закончив заполнение ниже предложенной таблицы:

Функциональные группы экосистемы

Поток энергии I. продуценты

Растения

II.Консументы

животные

III.Редуценты

 

 

Грибы, бактерии.

1. Источник энергии. Солнечная энергия

аккумулируется в

процессе фотосинтеза

в образующихся

органических веществах.

Получают энергию

из биомассы, создан-

ной продуцентами, а

хищники из биомассы

консументов

1 порядка.

Пища состоящая из

растительного и

животного опада

(трупы+ экстременты).

2. Расход энергии. - рассеивается в

процессе дыхания;

- запасается в биомассе

- теряется в виде

растительного опада;

- передается

консуметам.

- …………………

- …………………

- …………………

- …………………

- …………………

- …………………

Редуценты отмирают-

клетки разлагаются-

органические в-ва

поступают в почву и

минерализуются.

Вывод: Энергия, аккумулированная продуцентами, проходит через экосистему, определенная её часть используется каждым живым существом системы.

4. Прочитайте статью в учебнике “Цепи питания” на странице 244-246, текст приложения 2, рассмотрите схему простой пищевой цепи в биогеоценозе, изображенную на рисунке 2.

5. Определите и запишите в тетрадь следующие понятия: трофическая цепь, цепь выедания, цепь разложения, трофическая сеть.

6. Приведите примеры трофических цепей. Какой тип цепей преобладает в биогеоценозах суши? Какой тип цепей преобладает в водных сообществах? Подумаете, почему?

7. Составьте схему простой пищевой цепи в биегеоценозе, используя рисунок приложения 2.

Молодцы!!! Вы успешно завершили работу!!!

Настало время подвести итоги.

 У.Э.-5. Выходной контроль.

Цель: Закрепить знания о структурных и функциональных особенностях биогеоценозовя,

о взаимосвязи организмов в биогеоценозе.

1. Фронтальная беседа по вопросам:

  • Что называется экосистемой?
  • Кем был предложен термин “биогеоценоз”?
  • Какие сообщества живых организмов вам известны?
  • Как соотносятся понятия “экосистема” и “биогеоценоз”?
  • Какие функциональные группы организмов выделяют в сообществе?
  • Какие функции в сообществе они выполняют?
  • Как осуществляется поток энергии в экосистеме?
  • Дайте определение трофической цепи? Какие типы цепей выделяют в сообществе?
  • Что называется пищевой сетью?

Составить и объяснить составить и объяснить схему простой пищевой цепи в биогеоценозе.

Домашнее задание:

  • изучить параграф 67, 68;
  • повторить записи в тетрадях;
  • ответить на вопросы в конце параграфа.