Развитие органического мира в палеозойскую эру

Разделы: Биология


Педагогическая деятельность учителя биологии, направлена на решение следующих проблем:

  • Формирование эволюционного, типологического, экологического мышления и навыков исследовательской и поисковой работы.
  • Усвоение учащимися глубоких знаний по предмету на основе целенаправленной работы по овладению знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в различных областях материальной и духовной культуры.
  • Формирование отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде – земной и космической.
  • Овладение учащимися процессом “научения”, т.е. самостоятельному добыванию знаний.

Решение данных проблем возможно через использование на уроках биологии, наряду с традиционной системой обучения, технологии модульного обучения, применяя модули на печатной основе, которая позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя.

Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся. Оно осуществляется и через модуль, и непосредственно с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу. Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Управление со стороны учителя осуществляется целенаправленно. Наличие модулей на печатной основе позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них дозированной персональной помощью.

Мной была разработана модульная программа по теме “Развитие органического мира. Происхождение человека” в курсе общей биологии. Программа включает в себя 8 модулей на печатной основе, входной и выходной контроль знаний при изучении каждого модуля, текстовые и рисуночные приложения и тематическую зачетную работу, которая проводится по окончании изучения всей темы. Предлагаю Вашему вниманию два модуля на печатной основе по темам: “Развитие органического мира в палеозойскую эру”, “Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры”. Эти модули являются заключительными в первой подтеме, после которых, с целью закрепления знаний, проводится семинарское занятие.

В предложенных материалах указаны параграфы учебника “Общая биология” под редакцией Беляева текстовые и рисуночные приложения.

Урок 1

Тема: Развитие органического мира в палеозойскую эру.

У.Э.-0. Входной контроль.

Цель: Определить, как учащиеся усвоили тему “Развитие доорганической природы и органической жизни в архейскую и протерозойскую эры”.

Фронтальная беседа по вопросам:

– На какие этапы делится история развития Земли? – Назовите стадии развития доорганической природы.

– Назовите этапы развития органического мира в Архейскую эру. – Какие живые организмы появились в Архейскую эру? – Какие живые организмы появились в Протерозойскую эру? – Назовите ароморфозы Архейской и Протерозойской эр, определите их значение для дальнейшего развития органического мира.

У.Э.-1. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

Узнать:

1. На какие периоды делится ранний палеозой?

2. Какова продолжительность Кембрийского, Ордовикского, Силурийского периодов?

3. Чем характеризуются климатические условия и среда обитания кембрия, ордовика, и силура?

4. Каковы особенности развития животного и растительного мира данных периодов?

5. На какие периоды делится поздний палеозой?

6. Какова продолжительность Девонского, Каменноугольного, Пермского периодов?

7. Чем характеризуются климатические условия и среда обитания девона, карбона, и перми?

8. Каковы особенности развития животного и растительного мира периодов позднего палеозоя?

9. Какие условия способствовали выходу позвоночных на сушу?

10. Какие приспособления возникают у растений и животных в связи с выходом на сушу?

Уметь:

1. Определять крупнейшие ароморфозы палеозойской эры и выявлять их значение для развития жизни на Земле. 2.Сравнить органический мир различных периодов палеозойской эры и выяснять, как деятельность живых организмов повлияла на изменение геологических оболочек Земли.

3. Определять какие факторы эволюции привели к возникновению ароморфозов, позволили растениям выйти на мелководье, а затем на сушу.

Ход урока.

У.Э.2. Текстовой+Рисуночный+Табличный.

Цель: Изучить особенности развития жизни в раннем палеозое.

Индивидуальная работа + работа в парах.

1. Прочитайте текст в учебнике на странице 189-191, рассмотрите рисунок 69 “Фауна раннего палеозоя (кембрий, ордовик, силур)” на странице 191 учебника.

2. Дайте характеристику растительного и животного мира Палеозойской эры, отвечая друг другу на следующие вопросы:

– Когда происходил очередной период интенсивного горообразования? -Каковы его последствия?

– Какие периоды развития жизни в раннем палеозое выделяются? -Каков растительный и животный мир кембрия? – Определите крупнейшие ароморфозы кембрийского периода.

– Каков растительный и животный мир ордовика?

– Чем характеризуется растительный и животный мир силура?

– Чем был обусловлен выход высших растений и животных на сушу?-Какие крупнейшие ароморфозы произошли в ордовике и силуре?

3. Используя полученные знания, изучив материал предложенный в таблице, дозаполните её и перенесите в тетрадь.

Развитие органической жизни на Земле в раннем палеозое

Эра, прод. млн. лет Период, прод. млн. лет Климат и среда Развитие живот. мира Развитие растительного мира
Палеозойская (древней жизни)
340 ± 10
Кембрийский (Кембрий),
80 ± 20
Раннее кембрийское оледенение сменяется вначале умеренным влажным, а затем сухим тёплым климатом. Активное наступление моря, сменившееся его отступлением в конце периода.   Дивергентная эволюция водорослей.
Возникновение многоклеточных форм.
  Ордовикский (Ордовик),
55± 10
Равномерно умеренный влажный климат с постепенным повышением средней температуры. В начале периода большая часть суши занята морем, затем в связи с интенсивным горообразованием освобождение от воды значительных территорий.   Исключительное разнообразие водорослей.
  Силурский (Силур),
35 ± 10
В начале сухой климат, затем влажный с постепенным потеплением. Интенсивное горообразование (Скандинавские горы, Саяны), возникновение первых коралловых рифов.    

У.Э.3. Текстовой + Рисуночный.

Цель: Изучить растительный и животный мир позднего палеозоя.

Индивидуальная работа + работа в парах.

1. Прочитайте текст в учебнике на странице 192-195, рассмотрите рисунок 70 “Фауна второй

половины палеозоя (девон, карбон, пермь)” на странице 193.

2. Изучите предложенный ниже текст.

3. Дайте характеристику растительного и животного мира позднего палеозоя, отвечая, друг другу на следующие вопросы:

– Какие условия способствовали выходу позвоночных на сушу?

– Какие приспособления возникают у растений и животных в связи с выходом на сушу?

– Чем объяснить процветание папоротникообразных в каменноугольном периоде и их постепенное вымирание к концу палеозойской эры?

– Какие ароморфозы позволили голосеменным растениям выдержать конкуренцию со споровыми?

– Какие ароморфозы привели к возникновению древних земноводных?

– Почему пресмыкающиеся в конце палеозоя стали властелинами суши?

– Охарактеризуйте растительный и животный мир каждого периода позднего палеозоя, опишите климатические условия и среду обитания организмов. Полученные данные оформите в виде таблице в тетради.

Развитие органической жизни на Земле в позднем палеозое

Эра, прод. млн. лет Период, прод. Млн. лет

Климат и среда

Развитие растит. мира Развитие живот. мира
         

Вывод: Палеозойская эра характеризуется завоеванием суши многоклеточными растениями и животными. Выход был подготовлен образованием почвы. Сопровождался приобретением принципиально новых черт организации.

Выходной контроль: (фронтальная беседа по вопросам)

1. Дайте краткую характеристику каждому периоду палеозойской эры.

2. Когда и при каких условиях произошёл выход растений на сушу? Какими могли быть первые “сухопутные” растения?

3. Какие усложнения должны были произойти с первыми растительными обитателями суши, чтобы они стали распространяться вдаль от водной среды?

4.Какими были первые животные, завоевавшие сушу?

5. Какие морфо-физиологические особенности позволили рептилиям стать основными завоевателями суши?

6. Назовите основные ароморфозы палеозойской эры.

Урок 2

Тема: Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры.

У.Э.-0. Входной контроль.

Цель: Определить, как учащиеся усвоили тему “Развитие органического мира в палеозойскую эру”.

Фронтальная беседа по вопросам:

1. В чем состоит своеобразие кембрийской фауны и флоры?

2. Чем характеризуется растительный и животный мир ордовика?

3. Какие факторы эволюции привели к возникновению ароморфозов, позволивших ратениям выйти на мелководье, а затем на сушу?

4. Сравните псилофиты и зеленые водоросли.

5. Какие приспособления возникают у растений в связи с выходом на сушу?

6. Чем характеризуется растительный и животный мир девона?

7. Чем объяснить процветание папоротникообразных в каменноугольном периоде и их постепенное вымирание к концу палеозойской эры?

8. Какие ароморфозы позволили голосеменным растениям выдержать конкуренцию со споровыми?

9. Какие ароморфозы привели к возникновению древних земноводных?

10. Почему пресмыкающиеся в конце палеозоя стали властелинами суши?

11. В каком направлении шла эволюция растений на суше?

12. Охарактеризуйте эволюцию животных в палеозойскую эру.

13. Какие особенности строения позвоночных животных послужили предпосылками выхода их на сушу?

 У.Э.-1. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:

Узнать:

1. Какие условия господствовали на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры?

2. Почему мезозойская эра характеризуется расцветом голосеменных и пресмыкающихся? В чем заключается их многообразие и приспособленность к жизни в условиях засушливого климата?

3. Каковы причины вымирания древних пресмыкающихся?

4. Какое значение в развитии растений имели ароморфозы – появление семени, цветка и плода?

5. Какие особенности позволили покрытосеменным, птицам, млекопитающим занять господствующее положение на Земле?

6. Каковы основные периоды кайнозойской эры?

7. Каковы основные направления эволюции растительного и животного мира кайнозойской эры?

8. Какие изменения фауны и флоры происходили в течение третичного периода?

9. Как изменилась фауна и флора в течение четвертичного периода?

10. Как изменения среды, происходящие в последнее время, влияют на эволюцию ныне живущих организмов?

Уметь:

1. Определять ароморофозы у растений и животных мезозойской эры.

2. Выяснять эволюционное значение этих ароморфозов.

3. Выяснять в чём состоит усложнение птиц и млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися, покрытосеменных – с голосеменными.

4. Определять идиоадаптации покрытосеменных растений, птиц, млекопитающих животных, позволившие им расселиться в различных средах и занять господствующее положение на Земле.

5. Составлять схему эволюции растительного и животного мира.

Ход урока

У.Э.2. Текстовой + Рисуночный.

Цели:

1. Охарактеризовать растительный и животный мир мезозойской эры.

2. Сформировать знания об ароморфозах у растений и животных в мезозойскую эру, раскрыть их эволюционное значение. Индивидуальная работа + работа в парах.

1. Прочитайте текст в учебнике на стр. 195-202, рассмотрите рисунок 72 “Мезозойские пресмыкающиеся – завоеватели моря, суши, воздуха”, рисунки 73, 74, 75.

2. Руководствуясь основными положениями эволюционной теории, объясните возникновение новых видов организмов и приспособлений к новым условиям среды в мезозое. – Приведите примеры биологического регресса в мезозое. – Как объяснить расцвет и вымирание динозавров в течение одной эры? – Докажите, что птицы произошли от древних пресмыкающихся. – Сравните голосеменные и покрытосеменные растения. Какие ароморфозы обеспечили преимущество покрытосеменных? – Приведите примеры ароморфозов, возникших в мезозое.

3. Используя полученные знания, охарактеризуйте растительный и животный мир каждого периода мезозойской эры, опишите климатические условия и среду обитания организмов. Полученные знания оформите в виде таблицы в тетради.

Развитие органической жизни на Земле в мезозойскую эру

Эра (прод. млн. лет) Период (прод. млн. лет) Климат и среда Развитие растительного мира Развитие животного мира
         

Вывод: Вследствие изменения климата в сторону резкой континентальности и общего похолодания в конце мела произошли следующие изменения: в морях вымерли аммониты и белемниты, морские ящеры (плезиозавры и ихтиозавры). На суше сокращается влаголюбивая растительность, растительноядные динозавры, а за ними и хищные динозавры. Сохранились: крокодилы, черепахи, гаттерии (мелкие ящерицы, змеи). Преимущества имели теплокровные животные и покрытосеменные растения.

У.Э.-3. Текстовый + Рисуночный.

Цели:

1. Сформировать знания об эволюции органического мира в кайнозойскую эру.

2. Закрепить знания об идиоадаптациях, их эволюционном значении. Индивидуальная работа + работа в парах.

1. Внимательно прочтите текст на странице учебника 202-206, рассмотрите рисунки в учебнике 77 и78 “Млекопитающие четвертичного периода”.

2. Ответьте друг другу на следующие вопросы:

– Какие ароморфозы обеспечили становление млекопитающих? – Каковы основные черты эволюции млекопитающих в третичном периоде? – Какие виды млекопитающих вступили на путь биологического регресса в кайнозойской эре? Почему? – Какие изменения фауны и флоры происходили в течение третичного периода? – Как изменилась фауна и флора в течение четвертичного периода? – Как повлиял человек на фауну и ландшафты четвертичного периода?

4. Используя полученные знания, охарактеризуйте растительный и животный мир каждого периода кайнозойской эры, опишите климатические условия и среду обитания организмов. Полученные знания оформите в виде таблицы в тетради.

Развитие органической жизни на Земле в кайнозойскую эру

Эра (прод. млн. лет) Период (прод. млн. лет) Климат и среда Развитие растительного мира Развитие животного мира
         

Вывод: Весь четвертичный период в Старом Свете проходил под влиянием деятельности человека. Это повлияло:

  • на видовой состав органического мира, который существует сейчас.
  • на современное географическое распространение организмов.
  • создало современное сообщества организмов.

Огромную роль в расселении видов и видообразовании сыграли сухопутные мосты и изоляция ледниками. Сформировалось множество видов и подвидов.

Выходной контроль: (фронтальная беседа по вопросам).

1. Дайте краткую характеристику каждому периоду мезозойской эры.

2. Какие главные события происходили в органическом мире мезозоя?

3. Какие изменения в строении позвоночных животных произошли в процессе приспособления их к жизни на суши?

4. Назовите ароморфозы покрытосеменных растений, определите их значение.

5. Каковы, по вашему мнению, причины возникновения и вымирания крупных систематических групп живых организмов в различные периоды истории Земли?

6. Какие главные события происходили в органическом мире кайнозоя?

7. Какие ароморфозы обеспечили становление млекопитающих?

8. Как повлиял человек на фауну и ландшафты четвертичного периода?

Молодцы вы успешно поработали!