Метод проектов — среда, в которой даже «неудачники» находят силу и уверенность

Разделы: Общепедагогические технологии


Нужен ли вообще метод проектов? Сомнений нет – безусловно нужен! Проектная деятельность должна быть неотъемлемой частью образовательного процесса и разумным объединением со всеми другими методами.

Все давным-давно понимают, что дети, как и взрослые, учатся только потому, чему хотят научиться, и уже никак не отсутствие знаний тригонометрических функций делает выпускника не приспособленным к жизни. Таким его делает отсутствие определенных личных качеств, умений, компетенций.

Важнейшие компетенции сегодняшнего дня:

- способность брать на себя ответственность;

- принимать участие в совместном принятии решений;

- регулировать конфликты не насильственным путем;

- делать свой выбор;

- владение устным и письменным общением, несколькими языками;

- владение новыми технологиями;

- способность учиться всю жизнь как основа беспрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Достичь формирования этих компетенций при традиционных подходах в процессе образования сложно и возможно только частично.

Нужна программа формирования компетенций с помощью метода проектов. Нужно создать среду юным студентам для осуществлени самостоятельной индивидуальной активной образовательной деятельности. Она предполагает перевод преподавания некоторых тем по предметам, которые имеют общие смысловые грани, на проектную основу. Например, при изучении в курсе истории средних веков в 6-м классе темы “Географические открытия” целесообразно организовывать проект, объединяющий историю, географию, литературу, иностранный язык, информатику,. изобразительное искусство. Это даст возможность не столько учить, сколько помогать юному студенту учиться, находить личное значение в этой деятельности, организовывать свои действия, приобретая в ходе всего этого и новые знания, и жизненно важные компетенции.

Темы будущих совместных проектов нужно обдумывать из позиции и профильного образования, и школьного образования. Тогда юные студенты представят к защите творческие работы: сборник сказок, задачники, разработанные ими игры, театральные мини-постановки и т.д. Очевидно, что в ходе работы над проектами студенты приобретут опыт творческой, познавательной деятельности.

И, наверное, главнейший результат – те открытия в наших студентах, которые мы никогда бы не сделали на традиционных уроках. Типичный “средний студент”, по мере скучающий на уроках, никак не проявляющий себя достаточно долго. Именно проектная деятельность открывает в нем лидера, который умеет организовывать работу в своей группе, азартного человека, способного доказать свою правоту, опираясь на самостоятельно обусловленных фактах. Студент, который “прячется за спины” других (у него проблемы с устным языком). Исчезают эти проблемы во время групповой работы над проектом. Мальчик стал больше читать, приносит в класс много книг, дети стали обращаться к нему за советом.

Насколько имеет основание С.Френе, говоря, что “традиционная педагогика культивирует неудачи во всех областях. Только очень способные ученики, которые возглавляют курс, гордятся неизменными успехами, а другие постоянно терпят поражения”. Метод проектов целиком может стать той средой, когда “неудачники” находят силу и уверенность, той ситуацией успеха, которая станет точкой отсчета для дальнейшего возрастания, в первую очередь в собственных глазах.