Тема урока: "Митоз"

Разделы: Физика


Цель:

  • углубить знания в митотическом делении клетки, дать представление о биологическом значении митоза. Совершенствовать умение работать с микроскопом и учебником;
  • развивать умение анализировать и делать выводы при решении поставленной проблемы;
  • воспитывать доброжелательность, умение слушать и слышать друг друга, умение выражать свою точку зрения, умение использовать разные источники информации.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты “Митоз в корешке лука”, таблицы “Митоз”, “Репликация ДНК”, демонстрационный телевизор с видеомагнитофоном, фрагменты видеофильмов “Инфузория туфелька”, “деление клетки многоклеточного организма”, компьютер, компьютерная программа “Общая биология” раздел “митоз”, набор инструктивных карточек, набор терминов, магниты, микроскоп с видеокамерой.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Изучение нового материала

2.1 Вопрос: какая проблема в биологии обсуждается сейчас наиболее широко в прессе, телевидении даже людьми, далёкими от биологии? (Клонирование организмов).

Учитель: Какую проблему в данной области мы можем с вами решить на данном уроке? (Как происходит процесс клонирования в природе у одноклеточных и многоклеточных организмов.)

Проблема может быть заранее написана на доске и закрыта, если учащиеся затрудняются с постановкой или формулировкой проблемы, то учитель открывает доску и предлагает проблему детям.

Учитель:  Что вы понимаете под клонированием? Что или кто такой клон? Какую гипотезу вы можете предложить для решения поставленной проблемы?

Учащиеся предлагают свои гипотезы, затем демонстрируется фрагмент фильма “Инфузория туфелька”, где показан процесс деления.

Учитель: Можно ли сказать, что мы получаем клон? Почему?

III. Изучение митотического деления клетки

Митотический цикл изучается при помощи компьютерной программы, где каждый период жизни клетки представлен в видеоролике. Учащиеся просматривают ролик и предлагают свою версию происходящего. После этого, на экран выводится информация о реально происходящем процессе, и ученики сравнивают свою версию с фактами.
Одновременно с этим, составляется схема митотического цикла из терминов, напечатанных на бумаге, и прикрепляется к доске магнитами. Учащиеся записывают схему в тетрадь.
При изучении синтетического периода, идёт опора на изученный ранее материал о репликации ДНК с использованием таблицы. Рассматривается строение хромосомы (хромосома зарисовывается в тетрадь, её части подписываются)
В итоге на доске появляется следующая схема:

IV. Закрепление

В качестве закрепления проводится работа с микроскопом по инструктивной карточке.

Учитель: Давайте проверим, отражает ли компьютерная программа реальные события, происходящие в клетке. Для этого рассмотрим микропрепараты “Митоз в корешке лука”. В ходе работе пользуемся инструктивной карточкой.

К демонстрационному телевизору подключается микроскоп учителя с видеокамерой, которая фиксирует изображение микропрепарата. Учащиеся могут сравнить изображение на экране с изображением на собственном микроскопе.

Инструктивная карточка:

Сравните рисунки в учебнике на стр.171 с изображением на микропрепарате.

Найдите на микропрепарате фазы митоза.

Вопросы:

  1. Какая фаза митоза изображена на рисунке под цифрой 5? Ответ обоснуйте.
  2. Какая фаза митоза изображена на рисунке нижней правой клетки? Ответ обоснуйте.
  3. Обоснуйте, почему под цифрой 1 изображена именно интерфаза, а под цифрой 4 – метафаза?

Работа с учащимися по инструктивной карточке. После этого учащимся предлагается назвать фазы митоза, видимые на экране телевизора и обосновать свой ответ.
Демонстрация видеофрагмента “Деление клетки многоклеточного организма”. Предварительно учащимся задаётся вопрос: “Как вы думаете, деление какой клетки растительной или животной запечатлено на плёнке? Ответ обоснуйте” Помощь можно найти в учебнике на стр.172. (Изображено деление животной клетки, т.к. цитоплазма делится путём перетяжки тела клетки на две).

V. Итог урока

Возврат к проблеме. Учащиеся должны сформулировать вывод-решение проблемы (Клонирование идёт путём митотического деления клетки, причём у одноклеточных организмов этот процесс идёт сразу на организменном уровне, т.к получаются идентичные организмы , а у многоклеточных – на клеточном, а затем на организменном уровне).
Вывод учащиеся записывают в тетрадь.

Учитель: Как вы думаете в чём биологическое значение митоза? (Размножение и рост организмов, восстановление утраченных органов, регенерация тканей при повреждениях.)

VI. Домашнее задание: §53, отработать задание по терминологии после параграфа (Домашнее задание заранее выписывается на доску).

Использованы: фрагменты фильмов из “Видеоэнцеклопедии для народного образования” видеостудии “Квант” и собственная разработка – компьютерная программа “Общая биология”. Адрес сайта: http://bannikov.narod.ru