Конспект урока по предмету "Денежное обращение, финансы и кредит"

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Сегодня урок является основной формой организации учебной работы. “Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников”, – пишет С.А. Смирнов. Перед учителем стоит непростая задача – спроектировать урок так, чтобы он стал для учащихся инструментом воспитания и развития, был практико-ориентированным, интересным и запоминающимся. Структура учебного занятия, расположение и количество его этапов, зависит от замысла учителя, от проектирования им совместной с учащимися деятельности по достижению цели образования и форм организации самостоятельной познавательной деятельности.

Представленный конспект урока по предмету “Денежное обращение, финансы и кредит” был использован при проведении открытого урока в рамках проведения профильной недели учётно-экономический дисциплин. Урок проводился с учащимися 11-х классов специальности “Бухгалтер” и получил положительную оценку самих учащихся и коллег.

КОНСПЕКТ УРОКА

по предмету “Денежное обращение, финансы и кредит”

ФОРМАЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Тема: “Определение доходности ценных бумаг”.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Цели: создать условия для систематизации изученного материала, выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Задачи:

  • Образовательная: закрепление и осмысление изучаемого материала, формирование современного взгляда на проблемы фондового рынка, приобретение умений и навыков ситуационного анализа.
  • Развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критическое мышление и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям.
  • Воспитывающая: воспитание профессиональной компетентности, совершенствование методики воспитательного воздействия на личность учащегося через групповые и игровые формы.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная

Средства обучения: раздаточный материал с заданием для решения задач, микрокалькуляторы.

Ход урока

1. Оргмомент – 1 мин.

2. Целеполагание и мотивация – 2 мин.

3. Актуализация опорных знаний (предварительный тестовый контроль Приложение№1) – 5 мин.

4. Систематизация и обобщение (Приложение №2) – 13 мин.

1) “Лестница терминов”;

2) Опросник “Верите ли Вы, что …”;

3) “Турнир эрудитов”.

5. Применения знаний на практике (решение задач Приложение №3) – 20 мин.

6. Домашнее задание – 1 мин.

7. Рефлексия – 3 мин.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

Этапы урока Деятельность
Учителя Учащихся
1. Оргмомент Приветствие;
Определение отсутствующих;
Проверка готовности учащихся к уроку;
Проверка подготовленности кабинета к уроку;
Организация внимания
Слушают
2. Целепола гание и мотивация Формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, обеспечение желания учащихся работать на учебном занятии Слушают, осмысливают, (возможно, задают вопросы)
3.Актуализация опорных знаний Раздаёт тестовые задания Выполняют
4.Систематизация и обобщение Предлагает разбиться на две рабочие группы. Знакомит учащихся с дальнейшим ходом урока и временными рамками выполнения заданий. Для оценки результатов деятельности команд назначает “независимого эксперта” из числа сильных учащихся, владеющего теорией и алгоритмом решения задач Слушают, организуют группы.

Отвечают на вопросы, участвуют в выполнении заданий

5. Этап применения знаний на практике Раздаёт материал для решения задач, выполняет роль консультанта. Наблюдает и корректирует работу групп и отдельных учащихся. Выдаёт дополнительную информацию и формулирует окончательные выводы Выполняют расчёты. Взаимная проверка и контроль за выполнением заданий в группах.

Сообщения учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления. “Независимый эксперт” наблюдает за участием групп в ходе урока, отмечает для себя ошибки (если они имеются в расчётах), выделяет лучших внутри команд и среди команд.

“Независимый эксперт” представляет результаты команд, аргументируя свои высказывания. Определяют команду-победителя и лучшего специалиста из команд

6. Домашнее задание Выдаёт информацию по домашнему заданию Записывают
7.Рефлексия Определяет уровень достижения целей, меру участия всех учеников и каждого в отдельности, оценивает работу и перспективы Слушают, участвуют в подведении итогов, определяют личную значимость изученного материала

Литература:

  1. Л.А. Дробозина “Финансы, кредит, денежное обращение” М, 1997 г.
  2. Н.В.Колчин “Финансы предприятий” М, 2001 г.
  3. И.Т. Балабанов “Практикум по финансам” М, 1998 г.
  4. А.Г.Каратуев “Финансовый менеджмент” М, 2001 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ТЕСТ по теме “РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ”

Долевые ценные бумаги – это:

а) векселя

б) облигации

в) акции

Акцепт – это:

а) передаточная надпись на векселе

б) протест в неоплате векселя

в) согласие на оплату векселя

Юридическое лицо, выпустившее в обращение ценную бумагу – это:

а) депозитарий

б) инвестор

в) эмитент

Безусловное письменное долговое обязательство – это:

а) облигация

б) вексель

в) чек

Лицо, купившее ценную бумагу – это:

а) эмитент

б) инвестор

в) дилер

Доход от распоряжения ценной бумагой – это:

а) процент

 б) дивиденд

в) прибыль, полученная от продажи ценной бумаги

Можно ли выплачивать начисленные дивиденды акциями АО (капитализацией)?

а) нет

 б) да

в) да, если капитализация проводится по решению акционеров

Владельцы обыкновенных акций получают часть дохода АО в форме:

а) процента

б) заработной платы

в) дивиденда

Держатели облигаций АО являются по отношению к этому АО:

а) кредиторами

б) партнёрами

в) собственниками

При распределении прибыли АО первым получит доходы владелец:

а) облигации АО

б) привилегированной акции

в) обыкновенной акции


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

“ЛЕСТНИЦА ТЕРМИНОВ”

  1. Долевая ценная бумага, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли, на участие в управлении и на часть имущества, остающегося после ликвидации предприятия.
  2. Документ, дающий право акционеру в течение некоторого времени покупать акции с единовременной скидкой в цене.
  3. Финансовый посредник, осуществляющий различные сделки на рынке по поручению своих клиентов и за их счёт за оговоренные комиссионные.
  4. Участники фондового рынка, играющие на повышение курсов ценных бумаг.
  5. Письменное долговое обязательство строго установленной законом формы.
  6. Разница между номиналом ценной бумаги её более низким рыночным курсом, либо процент, берущийся банками при учёте векселей.
  7. Биржевые игроки, играющие на понижение курсов ценных бумаг.
  8. Нарицательная стоимость, указанная на ценных бумагах и других финансовых инструментах.
  9. Показатель относительной доходности акции (отношение дивиденда к курсу).
  10. Разница между курсом покупателя и курсом продавца ценных бумаг.
  11. Переводной вексель.
  12. Компания, держатель контрольного пакета акций других компаний.
  13. Процесс первичного размещения ценных бумаг.
  14. Соглашение с продавцом или покупателем, дающее право его держателю купить или продать ценные бумаги по указанной цене в течение оговоренного срока.
  15. ценная бумага с фиксированным процентом, выпускаемая частными компаниями или государством, подлежащая погашению в течение обусловленного при выпуске займа срока.
  16. Вексельное поручительство, в силу которого лицо, совершившее его, принимает ответственность за выполнение обязательств векселедателем.
  17. Ценная бумага, помещаемая для хранения в кредитные учреждения и подлежащая возврату внесшему её лицу на заранее оговоренных условиях.
  18. Срочный биржевой контракт.
  19. Производная ценной бумаги (сертификат), дающая держателю право покупать ценные бумаги по оговоренному курсу в течение определённого промежутка времени.
  20. Ценная бумага перевозчика морского груза, выписываемая собственнику груза.

ОПРОС “ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…”

  1. Ценные бумаги могут продаваться только на фондовой бирже?
  2. Дивиденды на купленные вами акции АО могут быть выданы Вам не деньгами, а дополнительными акциями?
  3. Проценты по облигациям будут выплачены, если АО имеет убыток?
  4. Дивиденды по привилегированным акциям будут выплачены, если АО имеет убыток?
  5. При выплате дивидендов обыкновенные акции имеют преимущество перед привилегированными?
  6. Акция – форма вложения капитала?
  7. Покупка акции АО – это предоставление ссуды АО?
  8. Облигация – это ссуда, предоставляемая покупателем облигации государству или предприятию, выпустившему облигацию?
  9. Курс акции зависит от размера дивиденда?

“ТУРНИР ЭРУДИТОВ”

  1. Как называется доход получаемый владельцем акций?
  2. Что понимается под контрольным пакетом акций?
  3. Как называется сумма, внесённая в банк на хранение?
  4. Как возникло выражение “стричь купоны”?
  5. В романе английской писательницы Дороти Сейерс “Чей труп?” даётся такая оценка финансисту сэру Рувиму Леви: “ Безжалостный боец фондовой биржи, одного кивка головы которого было достаточно, чтобы заставить плясать угрюмого медведя или принудить рассвирепевшего быка лизать руки, чьё дыхание опустошало целые области, вымиравшие от голода, и сметало с лица земли финансовых воротил…”
  6. О каких медведях и быках идёт речь в этом описании?
  7. В эпоху правления какого российского императора были учреждены Сохранные казны – казённые банки, принимавшие вклады от всех желающих и выдававшие ссуды?
  8. АО “Перспектива” приобрело часть акций АО “Простор” за счёт своего уставного капитала. Уменьшится ли уставный капитал АО “Перспектива”?
  9. Для чего АО выпускает кроме обыкновенных акций привилегированные?
  10. В пьесе А.Н. Островского “Свои люди – сочтемся” купец Самон Силыч Большов говорит так о векселе: “ На-ко, говорит вексель. А по векселю-то с иных что возьмешь? Вот у меня есть завалящихся тысяч на сто, и с протестами; только и дела, что каждый год подкладывай. Хошь за полтину серебра всё отдам!.. Всё вексель, да вексель! А что такое вексель? Так, бумага, да и всё тут. И на дисконту отдашь, так проценты слупят, что в животе забурчит, да ещё после своим добром отвечай”. Как нужно понимать фразу: “И на дисконту отдашь?”
  11. Какое слово связывает школьника и инвестора?

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ЗАДАЧИ

  1. Инвестор приобрёл 10 акций: 3 акции АО “Перспектива”, 2 акции АО “Простор”, 5 акций АО “РТК” с примерно равными курсовыми стоимостями. Как изменится (в%) совокупная стоимость пакета акций, если курсы акций АО “Перспектива” и АО “Простор” увеличатся на 10 и 20% соответственно, а курс акций АО “РТК” упадёт на 15%?
  2. Определите по какой цене в % к номиналу будет совершена сделка купли-продажи именной облигации на предъявителя при условии, что годовой купон по облигации – 10%, а сделка заключается за 18 дней до выплаты дохода.
  3. Номинальная стоимость акции 1000руб. Дивиденд – 460%, ставка ссудного процента – 48%. Рассчитайте курс акции и её рыночную стоимость.
  4. Вы являетесь владельцем обыкновенных акций АО “Перспектива”. Общая сумма акций – 4 500 000 руб, в том числе привилегированных – 500 000буб. с фиксированным размером дивиденда 200% к их номинальной цене. Прибыль АО в истёкшем году составила 13 000 000 руб. Какой дивиденд вы можете получить?
  5. Предприятие купило депозитный сертификат номинальной стоимостью 100 000 руб. с годовым дисконтом 20% и сроком погашения через 6 месяцев. Через 3 месяца предприятие продаёт депозитный сертификат. Рыночная ставка дисконта по трёхмесячному депозитному сертификату в момент продажи составляет 10% годовых. Рассчитайте цену покупки и цену продажи депозитного сертификата.
  6. Рассчитайте балансовую стоимость акции ЗАО, если сумма активов – 6 232 000 руб, сумма долгов 2 112 000руб, количество оплаченных акций – 2500 штук.
  7. Банк выпустил сберегательный сертификат на 6 месяцев номиналом 10 000 руб, который продаётся по цене 7 500 руб. При погашении данного сертификата выплачивается сумма 10 000 руб. Рассчитайте годовой доход по данному сертификату.
  8. Котировка облигации номиналом 100 000руб составляет: покупка – 42%, продажа -44%. Рассчитайте цену покупки, цену продажи и величину дисконта.
  9. Рассчитайте курс акции и её рыночную стоимость по данным: номинальная цена акции – 1000руб, дивиденд – 160%, банковский процент – 48.
  10. Рассчитайте балансовую стоимость акции ЗАО по данным: сумма долгов 1 105 000руб, сумма активов – 5 689 000руб, количество оплаченных акций 2 400 штук.
  11. АО выпустило обыкновенные акции номиналом 1 000руб, на сумму 2 000 000руб. и привилегированные акции при 10% дивиденде на сумму 500 000руб. Обществом была получена чистая прибыль в размере 70 000руб. Совет директоров принял решение целиком направить её на потребление, в том числе на выплату дивидендов по обыкновенным акциям. Каков будет размер дивидендов на одну обыкновенную акцию?
  12. АО с уставным капиталом 1 000 000 000руб. имеет следующую структуру капитала: 90% составляют обыкновенные акции номиналом 1 000руб, и 10% – привилегированные. Норма дивидендных выплат по последним составляет 15%. Величина прибыли к распределению среди акционеров составляет 60 000 000руб. Каков размер дивиденда на одну обыкновенную акцию.
  13. Определите рыночную стоимость купонной облигации за 30 дней до погашения купона. Номинал облигации – 1 000 руб., купонный доход – 150 руб., длительность периода между выплатами купонного дохода – 100 дней.
  14. Определите балансовую стоимость акции, если количество оплаченных акций АО составляет 1800штук, чистые активы – 7 200 000 руб.
  15. Решите, следует ли производить обмен конвертируемой облигации на обыкновенную акцию, если облигационная стоимость конвертируемой облигации – 8 600 руб, рыночный курс акции – 1 800руб, коэффициент конверсии облигации равен 4.
  16. Определите расчётную курсовую стоимость акций по данным: сумма чистой прибыли АО за год составляет 665 600 руб. Количество оплаченных акций 10 000 штук. Средняя ставка рефинансирования ЦБ РФ – 52% годовых.
  17. Сумма чистой прибыли АО, включая нераспределённую составляет 1342 000 руб, количество выпущенных акций – 5000 штук. Рассчитайте прибыль на акцию.