Открытый урок по русскому языку "Предлоги". 1-й класс. УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи:
образовательные:

  • познакомить с понятием “предлог”;
  • формировать знание о раздельном написании предлогов с другими словами;
  • закреплять знание о многозначных словах;

воспитательные:

  • воспитывать аккуратность при записи в тетради;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, умение помогать друг другу;

развивающие:

  • развивать мышление посредством таких операций, как анализ, синтез, классификация, обобщение;
  • развивать речь через работу с многозначными словами.

Ход урока

1.Сообщение задач урока.

- Сегодня на уроке мы начинаем изучение новой темы. Мы узнаем, какие слова называются предлогами, повторим многозначные слова. А изучать предлоги с нами будут любимые герои мультфильмов. Пришли они не с пустыми руками, а принесли задания и зашифрованное слово. За правильное выполнение заданий герои отдадут нам буквы от этого слова. Таким образом, в конце урока мы узнаем, что думают о нас наши любимые герои.

2.Проверка домашнего задания.

- Проверим домашнее задание (с.23, упр.31). Какие предложения записали? Как написали первое в предложении? Что поставили в конце предложения?

3.Минутка чистописания.

- Начнём работу на уроке с минутки чистописания. Сегодня мы закрепим правильное написание одной буквы. А что это за буква, мы узнаем, выполнив задание Айболита. (У Айболита взять конверт)

На доске: б в г д ж з й …

- Назовите следующую букву. Докажите. (Следующая буква к, т.к. даны буквы согласных звуков по алфавиту.) (Поставить карточку)

- А теперь среди этих букв найдите лишнюю. Свой ответ обоснуйте. (Лишней могут быть буквы ж и й , т.к. они, в отличии от других, обозначают непарный по твёрдости- мягкости звук. (Лишней может быть буква й , т.к. она, в отличии от других, обозначает непарный по звонкости - глухости звук. Лишней может быть буква ж , т.к. она обозначает шипящий звук.)

- Что можем сказать о букве к ? (Буква к обозначает согласный звук парный по звонкости- глухости и парный по твёрдости - мягкости)

- Вот сегодня мы уделим особое внимание правильному написанию строчной букве к. Но задание Айболита не закончено. Там вторая часть.

На доске открыть запись: кн ко кп

- Сравните сочетания букв. По какой закономерности написаны вторые буквы?

- Какое, по- вашему, будет задание? (Прописать букву к в сочетании с другими буквами. Вторая буква по алфавиту.)

- Прежде, чем выполнять письменно это задание, давайте вспомним, как правильно пишется строчная буква к. За мной в воздухе: вниз прямая короткая линия; вверх по той же линии до середины; наклон вправо, касаемся линии, закругляем; второй элемент пишем от середины прямой линии. Выполняем. - Проверяем: прочитайте сочетания букв. Найдите самую красивую букву к, поставьте под ней точку и смотрите на неё, когда надо будет писать букву к.

- Молодцы! Айболит отдаёт нам первую часть слова. (Около Айболита была карточка, взять её и прикрепить, не поворачивая, на край доски.)

- Другую часть слова мы получим у Буратино, когда выполним его задание. (Взять у Буратино конверт)

На доске: убокслсоключскозаконб

- Найдите спрятанные слова с буквой к , запишите их, разделите на слоги. Очень хорошее задание. Потренируемся писать букву к в словах, соединять её с другими словами.

- Пишем слова с красной строки, первое слово с большой буквы, через запятую. Особое внимание букве к. (Диктует ученик)

- Закрепим наше умение делить слова на слоги. Сначала вспомним: как определить, сколько слогов в слове? (3 слова делим коллективно, 2 самостоятельно) Проверяем.

- Найдите многозначное слово. Что оно обозначает? Составьте предложения с этим словом в разных значениях.

- И задание Буратино мы выполнили. Он даёт нам вторую часть слова. (Взять карточку)

4.Восприятие.

- А Красная Шапочка поможет нам познакомиться с новой темой и приготовила такое задание. (Взять конверт у Красной Шапочки)

- Из стихотворения С. Маршака она убрала несколько небольших, но очень важных слов. Если мы догадаемся, что это за слова, то Красная Шапочка нам отдаст свою часть слова.

На доске:

Рыхлый снег темнеет … марте,
Тают льдинки … окне.
Зайчик бегает … парте
И … карте …стене.

- Прочитайте. Какие слова надо вставить? (Вставить предлоги в текст.)

- Вот сейчас мы подошли к главной теме урока. Эти слова – в, на, по – называются предлогами. Произнесём это слово хором. Предлог с греческого переводится “перед словом”. В русском языке около 200 предлогов, Но мы будем работать только с самыми распрастранёнными. Вот они (выставить таблицу с предлогами)

в, с, у, о,

от, до, на, по, со,

над, под, при, про, без,

около, перед.

 - Назовите предлоги, состоящие из 1 буквы, из 2 букв, из 3 букв, из 4 букв, из 5 букв.

- Посмотрите на стихотворение на доске и скажите, как предлоги пишутся с другими словами: слитно или раздельно? Списать 2 строчки (диктуют дети) Назовите предлоги. Обведите карандашом в овал. Как написали предлоги? (Раздельно)

- А почему так, мы узнаем из сказки “Ссора предлогов с другими словами”. Послушайте и скажите потом, почему предлоги пишутся раздельно.

Жили в одном из городов Русского языка Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так поссорились с другими словами, что те очень обидились на задир.

Когда с Предлогами ставили другие слова, те далеко отодвигались от Предлогов. И Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.

Так Предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу правил это событие, ставшее потом правилом: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

- Итак, почему предлоги пишутся раздельно? Да, предлог –это слово, а все слова пишутся раздельно.

- За правильное выполнение задания Красная Шапочка даёт нам следующая часть слова. Закройте тетради.

Физминутка

5.Первичное закрепление.

- А Золушка предлагает закрепить наше новое знание. (Взять конверт у Золушки) Работаем по учебнику. Откройте их на стр. 24. Прочитайте тему урока. За красной чертой дано правило. Читаем в полголоса. Вслух. Каких предлогов из нашей таблицы нет в учебнике?

- От правильного употребления предлогов зависит, понятной будет ваша речь. Давайте потренируемся подбирать подходящий по смыслу предлог. Выполним упр. 33. Прочитайте задание. Что надо сделать? Правильно выбрать предлог вам поможет таблица на доске или правило в учебнике. Выполняя упражнение, мы должны помнить правило. Прочитаем его на стр. 25. Выполняем. (4 словосочетания коллективно, 2- самостоятельно.)

Проверяем.Молодцы. Золушка отдаёт нам последнюю часть слова.

- Дома вы будете находить предлоги в тексте и писать их раздельно с другими словами. Найдите упр. 32 на стр. 24 (Разбор домашнего задания).

- Слово предлог имеет не только то значение, которое мы узнали, но и другое. Послушайте стихотворение, которое прочитает нам Трофимова Маша (заранее дать стихотворение ученику выучить).

 Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
“Что значит – “по”?
Что значит – “за”?
И “за” и “по” - предлоги…”
А хорошо бы ЗА порог
И мчаться ПО дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?!

(А. Шибаев)

- Как вы понимаете выражение “выдумать предлог”? По-другому как можно сказать? (Выдумать причину) Значит, слово предлог какое? (Многозначное)

6.Подведение итогов.

- И нам осталось подвести итог урока и сказать, как называются слова, с которыми мы познакомились. Как пишутся предлоги с другими словами? Почему? Какие предлоги вы знаете ?

- И вот настал момент, когда мы узнаем, что думают о нас любимые герои мультфильмов. Открываем карточки. Оказывается, это слово нужно ещё собрать. Что получается?

(Получается слово “Молодцы!” )

- Да, ребята, вы молодцы: хорошо работали. Особенно мне понравилась работа таких ребят, как …. Спасибо за работу.