Урок-состязание по теме: "Кислород. Оксиды". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


ЦЕЛИ. Обобщение и контроль знаний и учащихся о кислороде, оксидах, закрепление умения делать выводы, обобщать и сравнивать, развивать интерес к химии.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательная – обобщить и закрепить знания учащихся о кислороде, оксидах, составлении формул оксидов по валентности элементов, решение задач на тепловой эффект.
  • Развивающая – закрепить умения обобщать, сравнивать, выделять главное, анализировать.
  • Воспитательная – воспитывать самостоятельность, любознательность, познавательный интерес, умение работать в группах.

ОБОРУДОВАНИЕ. Опорный конспект, карточки с элементами, формулами веществ, плакаты с деревьями (с прорезями, куда вставляются карточки), на доске формулы веществ.

ДЕВИЗ. “Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия”. (Я.Берцелиус)

ХОД УРОКА

ОРГ. МОМЕНТ.

Класс делится на группы. В каждой группе выбирается капитан. Каждая группа получает оценочный лист с фамилиями и номерами туров. За каждый тур выставляются баллы.

ФИО 1 тур 2 тур 3 тур 4 тур 5 тур 6 тур 7 тур 8 тур 9 тур 10 тур 11 тур Итого
                         
                         
                         

Каждое задание оценивается по 3-бальной системе:

  • “0” – ответа нет
  • “1” – ответ с ошибками
  • “2” – неполный ответ
  • “3” – полный ответ

Можно пригласить учеников старших классов для жюри, которые подведут итог и выберут самого активного ученика класса.

ПРОВЕДЕНИЕ СОСТЯЗАНИЯ ПО ТУРАМ

Примерно века два назад
Открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним и стар и млад
Он и для вас не тайна.

Известно, что горит отлично
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний энергично,
Сгорает также водород.

Без газа этого на свете
Не жили б звери и народ.
Его назвать могли бы дети
Ведь это... (кислород)

ХИМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Из каждой группы один человек рассказывает опорный конспект. Ему ставят оценку.

УЗНАЙ ОКСИД

На доске формулы веществ. Из них надо найти оксид и назвать его.

I. KNO3, H2O, KCl, N2O5, CaS, SO3, PH3, NaOH, CaO, AgCl, P2O5, MgO

II. NH3, CO2, H2CO3, K2S, ZnO, Al2O3, CH4, HNO3, HgO, FeO, H2SO4, Fe2O3

III. CS2, K2O, HCl, NaCl, SO2, KOH, SiO2, Al(OH)3, BaO, B2O3, HNO3, Mn2O7

IV. HNO3, CaO, Ba(OH)2, CuO, ZnCl2, Na2O, Na2SO3, CO2, ZnO, AlCl3, CaO

ПОЛУЧИ ОКСИД

Каждой группе раздаются карточки с формулами оксидов, надо написать уравнения получения.

I. CaO, H2O, Al2O3, P2O5, K2O, BaO.

На листочке учащиеся пишут уравнения по очереди, потом на доске одно уравнение реакции. Листочки сдают жюри.

1. Al2O3

2. K2O

3. P2O5

4. CaO

НАЙДИ СВОЙ ДОМИК

На полу кружочки с номером валентности.

Учитель читает формулу оксида, ученик за 3 сек. должен встать тот кружок, которому соответствует валентность элемента.

Na2O, P2O5, CaO, CO2, H2O, Mn2O7, N2O5, HgO, Al2O3, BaO, K2O, Cl2O7, Li2O, SO3, Ag2O, CrO3, SO2, SiO2, SeO3, MgO, As2O5, BeO, B2O3, CuO, Cu2O, CoO, Co2O3, SnO2, SnO, CrO, Cr2O3, PbO, PbO2, ZnO, FeO, Fe2O3. 

5) “ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Каждая группа получает карточку, надо найти лишнюю формулу и объяснить, почему.

  1. Na2O, MgO, Li2O, K2O
  2. Al2O3, AlCl3, B2O3, Fe2O3
  3. CO2, SO2, Na2O, SnO2
  4. MgO, FeS, CaO, CuO

 “ХИМИЧЕСКИЙ РИНГ

На доске две таблицы с деревьями. На одном дереве карточки с элементами: Ca, K2, S, Al2, P2, N2, Mg, B2, Fe, Fe2, Zn, S, на другом карточки с кислородом: O, O2, O3, O5. Учащиеся составляют формулы оксидов, используя карточки и учитывая индексы.

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Капитан получает задачу на расчет по термохимическому уравнению.

“БЕГОВАЯ ДОРОЖКА

На каждый шаг ученик должен назвать формулу оксида.

“НЕДОСТАЮЩИЙ ТРЕТИЙ

Впишите отсутствующую формулу вещества с необходимыми индексами и коэффициентами (на каждую группу своя карточка).

 

“УГАДАЙ-КА

На карточках написаны формулы веществ, найти формулы, которые составлены неправильно. (Задания сдают жюри)

Например: ,

“ХИМИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ И КРОССВОРДЫ

а)

  • 1-й слог – млекопитающее,
  • 2-й слог – млекопитающее,
  • в целом – химический элемент. (МЫШЬЯК)

б) первая часть слова – сосновый лес, вторая часть слова – число, в целом – химик, который был одновременно и композитором.

(БОРОДИН)

в)

А л ю м и н и й 1. Легкий металл
Р т у т ь       2. Жидкий металл
Г е р м а н и й 3. Металл, названный в честь страны
О л о в о       4. Металл, используемый для изготовления консервных банок
Н и к е л ь     5. Цветной металл

Первые буквы образуют название инертного газа.

г)

Написать названия неметаллов.

ИТОГ УРОКА. (Слово жюри)