Урок-концерт по комедии Н. Гоголя "Ревизор"

Разделы: Литература


В течение многих после изучения комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” провожу как итоговое занятие урок-концерт.

Урок (2 часа)

Тема: Итоговый урок после изучения комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”.

Тип урока: урок-концерт.

Виды учебной деятельности: выступления учащихся с заранее приготовленным материалом.

Оборудование: портрет Гоголя, газеты, выпущенные ребятами, обложки к комедии.

Цель: Подвести итог изученному, ближе познакомиться с комедией, узнать внепрограммный материал. Научить ребят работать с дополнительной литературой.

За две недели до итогового урока проводится следующая подготовка: класс делится на группы по 5 человек. Каждая группа выбирает руководителя и получает задания. Учитель работает с руководителями групп.

Задания следующие

  1. Ребята готовят газету в 1/2 ватмана или раскладушку. В ней должны быть отражены интересные факты из жизни и творчества писателя: первое произведение автора, которое принесло ему успех; последние дни жизни писателя; дружба с Пушкиным, журнал “Отечественные записки” в жизни писателя; первая постановка пьесы “Ревизор” на сцене; творческая история “Ревизора”; первые исполнители роли Городничего; высказывания писателей о творчестве Н.В.Гоголя; крылатые слова, встречающиеся на страницах его произведений и другие. Также в газете можно поместить театральную лексику (кулисы, антрепренер, галерка, партер и др.).
  2. Обложка к комедии Гоголя и защита ее. Ребята могут нарисовать обложку свою и объяснить почему. На обложке можно изобразить то самое главное, что они увидели в комедии (герои, одежда). Также можно нарисовать иллюстрации к эпизодам и показать их отличие от рисунков художника П.Боклевского.
  3. Составить кроссворд, ребус, викторину по комедии. Вопросы могут быть самые разные. Например, легкий четырехугольный экипаж, отчество жены Городничего, частный пристав, слуга Хлестакова (примеры прилагаются, см. Приложение 1). Ребята задают вопросы классу и сами опрашивают желающих ответить (выборочно).
  4. Сценки.
  5. Ребята выбирают понравившееся явление, распределяют роли, готовят костюмы. Репетиции проходят под руководством учителя или классного руководителя.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Комедия написана не для того, чтобы посмеяться, поиздеваться, а во имя утверждения этической чистоты человека. Моральное поражение Хлестакова, чиновников очевидно.

Торжествует честность, правда, высокие принципы морали автора. Зрители уходили со спектакля веселыми, счастливыми, потому что смех дал им силу и уверенность в победе над тем, что мешает в жизни. Смех для Гоголя – средство нравственного исправления людей. Комедия – это борьба писателя за живую душу.

Наша задача сегодня ближе и глубже познакомиться с комедией.

Для этого проводим разминку.

Разминка

Почему Хлестаков обманул Городничего? (Ответ: Городничий был напуган, объят страхом. Они очень похожи).

Есть версия В. Белинского о прошлом Городничего.

“…Он в детстве был учен на медные деньги, играл в бабки, бегал по улицам, и как стал “входить в разум”, то получал от отца уроки в житейской мудрости, то есть в искусстве нагревать руки и хоронить концы в воду. Лишенный в юности всякого религиозного, нравственного и общественного образования, он получил в наследство от отца и от окружающего его мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их взяточничество, казнокрадство, низкопоклонство и подличанье перед властями… Простая философия! Но заметьте, что в нем это не разврат, а его нравственное развитие…”

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

Расскажите биографию Городничего по-своему.

Почему лекарь Гибнер не произносит ни одного слова?

Варианты ответов: Не знает русского языка. Из черновиков Гоголя известно, что Гоголь не хотел учить его русскому языку. На фоне процветающего в городе беззакония и безразличия к людям немота уездного лекаря – один из самых ярких символов. Что можно сказать об охране здоровья, если врач даже не может толком изъясниться с больным! Очень колоритна фамилия персонажа. Гибнер – “гибнуть”, имя Христиан – т.е. “милосердный”.

Есть ли в “Ревизоре” экспозиция? (Ответ: есть, но она следует после завязки).

Защита приготовленных газет (читается самое яркое и интересное)

Защита обложки

Показ сценок

Подведение итогов урока. Выбираются лучшие газеты, обложки, сценки. Проводится награждение