Час повторения «Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные"»

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели.

Занятие, час повторения, можно проводить с целью повторения действий с десятичными дробями в конце 5-го или в начале 6-го класса.

Учащиеся получают небольшую информацию о значимости десятичных дробей и в игровой форме повторяют известные им действия. Это способствует закреплению знаний по важной теме для учащихся 5-го класса. А ученики 6-го класса вспоминают забытое за время каникул, проверяют уровень своих навыков.

Оборудование:

  1. карточки-задания (для каждого ученика);
  2. три таблицы (по одной для каждой команды);
  3. короны с изображением цифр и запятой;
  4. цифры, разрезанные на 5 частей;
  5. фломастеры;
  6. призы для награждений.

Перед началом учитель объявляет тему-девиз, представляет жюри и помощника “Всезнайку” и обращается к учащимся с небольшим вступительным сообщением: “Ребята! Вы знаете, что уже в глубокой древности людям приходилось считать. В результате счета предметов появились числа 1, 2, 3 и т.д. – натуральные числа. Измерение расстояний, деление предмета на равные части привели людей к дробным числам. Сначала люди пользовались простыми дробями – 1/2, 1/3,1/4 (половина, треть, четверть), а затем и более сложными.

Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000, т.е. записываются единицей с последующими нулями. Их назвали десятичными.

Вы уже знаете, что десятичные дроби записываются не так, как обыкновенные. Например: .

Почему же десятичные дроби мы изучаем специально? Чем они заслужили такое большое внимание?

Попробуем ответить на эти вопросы?

Вспомним, что в записи любого натурального числа значение цифры зависит от занимаемого ею места, от ее позиции. Вот натуральное число 2072. Цифра 2 в первом разряде справа означает 2 единицы, а цифра 2 в четвертом разряде – 2 единицы тысяч. Такую систему записи называют позиционной.

Если перемещаться по разрядам слева направо, то в записи чисел, которой мы пользуемся, единица каждого следующего разряда меньше в 10 раз единицы предыдущего разряда. По этому принципу записываются и десятичные дроби. Например: в дроби 2072,38 единица первого разряда после запятой в 10 раз меньше единицы, взятой из разряда единиц и т.д.

А теперь о значении десятичных дробей вам расскажет наш Всезнайка.

Всезнайка: “Десятичные дроби, записанные в позиционной системе, очень удобны в расчетах. Во-первых, величины, выраженные ими, можно записать с любой степенью точности, и, во-вторых, эти величины легко сравнивать. Например: что больше: 3/8 или 2/5? В такой форме записи трудно сравнить эти числа, а если их выразить десятичными дробями, то это сделать легко:

0,375 < 0,4.

Сравнение чисел очень важная операция. В медицине, например, известно, что “великан” среди микробов имеет размер 0,1 мм, а наибольший вирус имеет размер 16 миллимикрон, т.е. (0,1:1000:1000)•16=0,000016 (мм). Сравнивая размеры, медики определяют, чем вызвано заболевание (микробом или вирусом), и узнают, какая болезнь.

А теперь и мы вспомним правило сравнения десятичных дробей. Игра так и называется – “Сравни дроби”.

На доске прикреплены три таблицы (по одной для каждой команды), на которых изображены квадраты, разбитые на 9 одинаковых клеток. В каждой клетке написана десятичная дробь. Дроби во всех клетках одинаковы, но расположены по-разному.

Учащимся предлагается в течение одной минуты рассмотреть числа в таблице, мысленно располагая их в порядке возрастания. Затем учащиеся в командах выстраиваются друг за другом. Первые получают по фломастеру. По знаку ребята, стоящие в командах первыми, бегут одновременно к таблицам и указывают на них самое маленькое число. Каждый следующий игрок указывает большее число (в квадратике пишут цифру). Он выбегает тогда, когда предыдущий возвратился и встал в конец строя. Побеждает та команда, которая первой и правильно укажет все числа.

Всезнайка: А вот о том, как важна точность в расчетах, послушайте отрывок из стихотворения “Три десятых” (читает ученик):

Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете –
Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!

Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части.

Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьет человека…

Учитель: И нам, ребята, нужно уметь правильно и быстро выполнять действия с десятичными дробями.

Игра “Заполни клетку”.

Каждый ученик получает карточку-задание. Например:

Вариант 1 Вариант 2
1,2 + 0,6 = 0,8 + 1,2 =
– 1,7 = – 1,3 =
x 1,2 = x 1,3 =
: 9 = : 0,9 =
+ 0,96 = + 7 =
– 0,2 = – 0,91 =
x 0,05 = x 0,4 =
: 0,02 = : 0,03 =

Правило заполнения клеток состоит в том, что ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Число баллов команде начисляется по числу правильных ответов в последней клетке.

Всезнайка: При умножении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д., а также при делении на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. запятая перемещается на 1, 2, 3 и т.д. цифры вправо.

При делении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д., а также при умножении на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. запятая перемещается влево на 1, 2, 3 и т.д. цифры.

Эти действия применяются очень часто, поэтому важно уметь быстро и правильно их выполнять.

Инсценированная игра “Вот такая запятая!”

Участники команд надевают на голову “корону” с изображением цифр и запятой. По команде они выстраиваются так, чтобы получилось число. Например: 7 4 0 , 5 9 1 6 . А теперь главную роль играет запятая, которая своим перемещением показывает числа, получаемые при умножении или делении данного числа на 10; 100; 100; 0,1; 0, 01 и т.д.

За каждое правильно и быстро выполненное задание команда получает балл. Выигрывает та команда, которая больше заданий выполнила быстрее и верно.

В заключительной части занятия можно провести соревнование “Думай и соображай на 5”.

Задачи предлагаются всему классу. Отвечает тот, кто первый поднял руку. Правильный ответ приносит 1 балл команде, а ученик получает фрагмент цифры 5. Из этих фрагментов складывается оценка “5”.

Задания:

  1. Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше 7 и меньше 8? (Запятая).
  2. Между числами 5,2 и 5,3 поставьте число, большее 5,2 и меньшее 5,3. (Например, 5,23).
  3. Даны числа: 0,3; 7,7; 0,125. Поставьте между ними такие знаки, чтобы в результате выполнения указанных действий получилась 1. ((0,3 + 7,7) *0,125).
  4. Найдите устно сумму 20 чисел.
    0,1+0,2+0,3+…+1,8+1,9+2. ((0.1+2)*10=21).
  5. Найдите устно значение выражения:
    (13 – 2,46 : 3,54) * (0,5 – 1/2). (Ответ: 0).

Учитель и жюри подводят и объявляют итоги игры. Отмечают активных участников, которые поощряются оценкой “5”.

Можно выделить ребят, получивших хорошие оценки. Всех поблагодарить за участие и подготовку.

Награждение команд.