Устный журнал "Подвиг". Внеклассная работа

Разделы: Внеклассная работа


Объяснительная записка

Одной из форм внеклассной работы является устный журнал, который даёт возможность совместить различные воспитательные и образовательные цели, служит хорошим подспорьем в воспитании патриотизма. Предлагаем вашему вниманию один из номеров устного журнала “Подвиг”, посвящённого 60-летию Великой Отечественной войны, на презентацию журнала приглашены учителя-фронтовики, участники ВОВ, их дети, внуки. К этому же празднику выпущена газета с фотографиями “Дорога к Победе”.

Число ведущих на усмотрение учителя.

Этот выпуск журнала “Подвиг” посвящён учителям и их ученикам, тем, кто ценой жизни защищал наш дом, родную землю, кто в трудную минуту помогал фронту.

Устный журнал ПОДВИГ

Сегодня в номере:

  1. Историческая справка.
  2. По страницам повести В. Быкова “Обелиск”.
  3. По следам поисковой работы.
  4. Воспоминания.
  5. Подвиг продолжается.
  6. Как родилась песня.
  7. Слова благодарности.
  8. Два юбилея.

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Н. А. Некрасов

60 лет назад наш народ освободил свою землю и народы Европы от фашизма и одержал победу в самой страшной войне, которую знало человечество.

День Великой Победы - праздник русских, украинцев, белорусов, грузин, казахов - всех народов бывшей Советской страны. На войне не было национального различия, победа ковалась на фронтах, в тылу, на заводах, в поле. Но тяжелее всего она досталась солдату, ведь его волей, его несгибаемым духом, его кровью она поливалась.

Всё дальше во времени уходит от нас военная пора. Наше поколение уже знает её лишь по книгам, кинофильмам, музыкальным экспозициям.

Какие они были, солдаты Великой Отечественной? Какими были они, девушки и юноши весны сорок первого года? Учителя, ученики этой весны?

Песня “Давным-давно была война” (сл. Л. Дербенёва, муз. Зацепина). На фоне д/ф “Бессмертие”.

Историческая справка.

Накануне войны в стране было более 191 т. дневных школ, в них обучалось около 35 млн. учашихся и работало 1 млн. 200 т. учителей. Война изменила соотношение. На освобожденной от оккупантов территории осталось меньше половины (47%) учителей, по всей стране их стало меньше на 14,2 %. Изменился и учительский состав: в основном это были женщины. В годы войны орденами и медалями награждено 36 т. школьников (стр. 794, энц. В. О. В.изд.).

В великую эпопею всенародного подвига, каким была Отечественная война 1941-1945 гг., учительство вписало немало героических страниц. С первых дней войны вместе с миллионами рабочих и крестьян многие тысячи учителей, надев серые солдатские шинели, с оружием в руках, плечом к плечу, со своими питомцами отважно сражались за нашу Родину.

Вряд ли найдётся такой участок фронта, такое сражение Великой Отечественной войны, где бы ни сражались учителя.

Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский писал: “Учитель и на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии - личным примером учил, как надо воевать.”

Литературные страницы

Василь Быков рассказывает в повести “Обелиск” об учителе Морозе Алесе Ивановиче и его учениках. “Когда вывели их, учителя Мороза Алеся Ивановича и его учеников, на улицу сбежалась вся деревня. Полицаи стали разгонять людей. И тогда старший брат близнецов Кожанов Иван пробрался вперёд и говорит немцу: “Как же так? Вы же говорили, что когда явится учитель Мороз, то отпустите хлопцев?” Немец его толкнул, а потом выстрелил.

В воскресенье, как раз на первый день Пасхи, их вешали. На телефонном столбе у почты укрепили перекладину - толстый такой брус. Сначала учителя Мороза и его ученика Бородача, потом остальных ребят, то с одной стороны, то с другой. Для равновесия.

Так и стаяло это коромысло несколько дней. Когда сняли, закопали в карьере за кирпичным заводом. Потом уже, когда война закончилась, похоронили поближе к Сельцу.”

Поступок учителя Мороза - это урок мужества, данный педагогом своим ученикам, урок, который никогда не забудется.

Шла тяжёлая и жестокая война. Тысячи усольчан покинули мирный свой дом и ушли защищать Родину. Среди них директор школы № 1 Коренев Семён Афанасьевич, учителя: Тургин Григорий Константинович, Бродянский Николай Львович, Чумаченко Михаил Александрович. Александра Степановна проводила на фронт своего мужа, Куклина Якова Ефимовича, преподавателя математики и физики первой школы, сама, учитель, осталась с маленькой дочкой.

Уходит на фронт учитель школы № 7 Журавлёв Алексей Степанович, а следом за ним и старший его сын Геннадий, которому только что исполнилось 18 лет. Уходит добровольцем.

Мясоедова Татьяна Романовна с сентября 1941 года была призвана в 10 ЖДСБ, затем артдивизион, с которым прошла по дорогам войны. Старшина запаса, награждённая орденом Красной Звезды.

Песня “Десятый наш особый батальон” из кинофильма “Белорусский вокзал”.

После выпускного вечера учителя и юноши первой школы пошли в военкомат с просьбой отправить их на фронт:

Виталий Носов

Спартак Зенченко

Константин Цверко

Фёдор Басаргин

“Ах, война, что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помолчали
И ушли - за солдатом солдат.”

Вслед за юношами в армию уходят Клава Зайченко, Надя Кудисова, Вера Прокопова, Тамара Шаповалова, Агния Панасенко, Катя Абакулова.

“Приходили с войны
похоронки,
Убивая собой
матерей.
И ревели
невесты-девчонки,
проклиная
фашистов-зверей.”

Навсегда останутся в памяти ребята и учителя, павшие за наше счастье смертью храбрых: Виталий Носов, Спартак Зенченко, Константин Цверко, Басарин Федя, Геннадий Журавлёв, Пыхтин Константин Данилович, Куклин Яков Ефимович, Корнев Степан Афанасьевич.

Вечная память им, погибшим во имя счастья миллионов людей!

Минута молчания

Помнить!
Через века,
через года,-
помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,-
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым
дыханием
будьте достойны!
Люди! Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какой ценой
завоёвано счастье, -
пожалуйста, помните!
Р. Рождественский

В конце 1941 года в город прибыли первые эшелоны раненых бойцов. Под госпиталь был отведён курорт “Усолье”. В сравнительно короткий срок созданы санпропускники, приёмники, больничные палаты, операционные.

Усольчане окружили раненых лаской и заботой. Учащиеся старших классов взяли шефство над ранеными. После уроков они шли в госпиталь, вместе с медсёстрами перевязывали раненых, помогали им писать письма домой, читали весточки от родных. По воскресеньям было традицией устраивать в госпитали концерты.

“Армия” Е. Евтушенко, один куплет песни.

“Священная война” муз. А. В. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача (первый куплет песни исполняется после слов “запел наш детский хор”), дальше стихи, песню заканчивают все вместе.

О делах усольских школьников “Комсомольская правда” от 3 декабря 1942 года писала: “Где только ни работали усольчане, что только ни делали. Пионеры убирали сено, пропалывали овощи, косили клевер. Они были конюхами, пастухами, свинопасами, дровопилами.”

Ветеран педагогического труда Тамара Васильевна Волостнова, тогда она была школьницей, вспоминает: “Было нам трудно? Наверное. Было и холодно, и голодно, никто не отказывался от работы.”

Рядом со своими воспитанниками всегда были их учителя: Артёмова Анна Абрамовна, Гроссу Анна Алексеевна, Подузова Зоя Александровна, Кавалёва Вера Ивановна, Катышевцева Ксения Андреевна, Кондратьева Клавдия Алексеевна, Иванская Надежда Николаевна, Шишкова Екатерина Дмитриевна.

Председатель Усольского горкома союза работников образования Дора Семёновна Синичкина на строительство боевой машины внесла 2 тысячи рублей, завгороно Екатерина Ревазова 1,5 тысячи рублей, директор школы Семён Тимофеевич Мец и военрук этой школы Константин Ильич Красилевский по 1 тысячи рублей.

В летопись народного образования Усолья-Сибирского навеки вошло имя Александры Ивановны Шустовой. 45 лет она учила детей, умела найти путь к сердцу каждого ученика. Любимому делу Александра Ивановна отдала все свои знания, здоровье и жизнь.

За большие заслуги Александра Ивановна награждена орденом Ленина, ей присвоено звание “Почётный гражданин г. Усолье-Сибирское”.

На фронтах бои. Солдаты в бой шли с думой о тех, кто ждал их дома, верил в них. Эта вера помогала выстоять под Москвой, у стен Сталинграда, на Днепре и Одере. Она давала силы Журавлёву Алексею Степановичу, который потерял сына в первом же бою, а дома его ждала жена и трое детей, Бродянскому Николаю Львовичу и всм тем, кто шёл по фронтовым дорогам.

Кадр. Портрет К. Симонова и бойца, читающего письмо. Грамзапись стихи “Жди меня” в исполнении автора.

Мы шли к Победе. Мы ждали Победу. Сегодня, так же, как и в далёком сорок пятом, этот праздник останется радостным и трагическим, никогда не исчезнут из памяти народной гордость за великую Победу и память о страшной цене, которую наш народ заплатил за неё.

Кадры д/ф “Бессмертие.” в сопровождении грамзаписи “Встреча на Белорусском вокзале”.

Об учителях-фронтовиках поведал в своей книге очерков С. Володин “Подвиг продолжается”, это о них, Героях Советского Союза:

о Петре Широнине,

Владимире Моргуненко,

Николае Бочарове,

Николае Галицком,

Николае Вербене,

Тимофее Шашло,

Александре Фролове,

Андрее Ворончуке,

Жавдате Сунагатуллине.

Орден Славы был учреждён в ноябре 1943 г. Им награждались воины переднего края - солдаты и сержанты, проявившие в боях за Родину славные подвиги храбрости, мужество и бессмертие.

Среди кавалеров ордена Славы немало учителей:

Виктор Зотов,

Николай Попов,

Рифкат Тукаев,

Вараздат Абрамян и другие.

Отгремели бои, и с фронта вернулись оставшиеся в живых учителя - и снова в школу:

Аникеев Пётр Иванович

Бродянский Николай Львович

Журавлёв Алексей Степанович

Мельников Иннокентий Александрович

Мясоедова Татьяна Тихоновна

Плаксин Евгений Ильич

Тинский Борис Гаврилович

Чувашов Александр Фёдорович

Чумаченко Михаил Александрович

Педагогическая деятельность учителей-фронтовиков явилась продолжением их воинских подвигов.

“Первый учитель” В. Фирсов

памяти А. А. Ковалёнкова

Я помню сожжённые сёла
И после победного дня
Пустую,
Холодную школу,
Где четверо, кроме меня.
Где нам однорукий учитель
Рассказывал про Сталинград…
Я помню
Поношенный китель
И пятна - следы от наград.
Он жил одиноко при школе.
И в класс приходил налегке.
И медленно
Левой рукою
Слова
Выводил
На доске.

Мелок под рукою крошился,
Учитель не мог нам сказать,
Что заново с нами
Учился
Умению ровно писать.

Ему мы во всём подражали -
Таков был ребячий закон.
И пусть мы неровно писали,
Зато мы писали, как он.
Зато из рассказов недлинных
Под шорох осенней листвы
Мы знали про взятье Берлина
И про оборону Москвы.
В том же самом году в сорок пятом
Он как-то однажды сказал:
- Любите Отчизну, ребята,-
И вдаль за окно указал.
Дымок от землянок лучился
Жестокой печалью земли…
- Всё это, ребята, Отчизна,
Её мы в бою сберегли.
И слово заметное это
Я множество раз выводил,
И столько душевного света
В звучанье его находил!
А после
Поношенный китель
Я помню, как злую судьбу,-
Лежал в нём
Мой первый учитель
В некрашеном сером гробу.
Ушёл, говорили, до срока.
Все беды теперь позади.
Рука его
Так одинока
Лежала на правой груди.
Могилу
Землёй закидали,
И женщины
Тихо рыдали,
И кто-то негромко сказал:
- Медалей-то, бабы, медалей!
Ить он никогда не казал…
Мой первый учитель!
Не вправе
Забыть о тебе никогда.
Пусть жил ты и умер не в славе -
Ты с нами идёшь сквозь года.
Тебе я обязан
Всем чистым,
Всем светлым,
Что есть на земле.
И думой о судьбах Отчизны,
Что нёс ты на светлом челе.

“Бухенвальский набат” (один куплет, муз. В. Мурадели, сл. А. Соболева).

После войны Лев Ошанин был в Германии, в редакции газеты наши журналисты показали ему материалы о розыске неизвестного поэта-узника фашистского лагеря Заксенхаузена.

Я вернусь к тебе ещё, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.

Кто же автор? Где родился и вырос этот человек? Чем закончился его плен? Жив ли он? Поэт, чьи сроки, выдохнутые в тяжёлейшую минуту его жизни, не должны умереть, остынуть или остаться в том времени.

Так родилась песня “Я вернусь к тебе, Россия”, - задуманная Львом Ошаниным и Эдуардом Колмановским как своеобразный памятник тому неизвестному узнику, памятник силе духа русского человека.

Эпиграфом к песне были слова:

Я вернусь к тебе, Россия (из стихов неизвестного узника фашистского лагеря Заксенхаузена).

Как только песня прозвучала, оказалось, что песня вовсе не безымянная, пошли письма.

Вот одно из них:

“Поэтом я себя не считаю. Это просто любительское занятие… В первые дни войны на западной границе я, как и многие другие, попал в плен. Привели нас в лагерь. Построили. Офицер приказал: “Выйти из строя коммунистам и политрукам.” Один из нас, человек лет 27, сделал какое-то невольное движение. Это движение заметил офицер и увёл с собой политрука. Помнится, фамилия его была Шевцов. Это невольное движение оказалось для него роковым.

На другой день мы увидели его в зарешеченном окне на 2-м этаже. Он что-то кричал. В этом крике я уловил слово “Россия”. Оно застряло в моей голове, и я написал стихи.

“Я вернусь к тебе, моя Россия,
Чует сердце, я ещё вернусь,
Чтоб услышать дождики косые
И излить накопленную грусть…”

“Я вернусь к тебе, моя Россия” - вот она, та строчка, в которой оказались слова обречённого на смерть политрука.

И как бы то ни было, один из авторов этих слов - школьный учитель из Былбасовки Василий Егорович Юдин, человек, пронесший через всё неусыпную, несмолкающую веру в Победу и любовь к Родине.

Жив поэт, не молчавший в условиях плена и нечеловеческих пыток. Жив школьный учитель с Алтая Василий Егорович Юдин. (Л. Ошанин “Как создавалась песня”).

Песня Э. Колмановского

“Я вернусь к тебе, Россия”

Этих слов забыть вы не смейте
Ни в пути, ни в беде, ни в огне.
Узник чёрного лагеря смерти,
Как молитву шептал в тишине:
Я вернусь к тебе, Россия.
Знаю - помнишь ты о сыне.
Брови русы, очи сини…
Я вернусь к тебе, Россия!

Высвечивается копия картины “Светает” В. Ласкина в сопровождении музыки.

Пожилая женщина, учительница, просидев всю ночь над детскими тетрадями, на минуту задумалась. Она действительно устала. Кровать разобрана, но она так и не успела прилечь. Ночь была наполнена. Наполнена жизнью этих детей, думами об их судьбах, о только начавших развиваться душах. И думы, очевидно, это - не грёзы девичьи, а глубокое раздумье человека, знающего жизнь, у которого и своя жизнь сложилась не очень легко. Возможно, что она действительно одинока. Ведь прошла война.

Эта трудная, суровая дорога - для сильных и мудрых, и эта женщина - такая. Взгляните на её лицо. Каких замечательных людей может она воспитать и выпустить в большую жизнь. Это не только любящее, но и мудрое сердце! И таких женщин много - это лучшая часть учительства. Это - подвижники.

(Б. М. Неменский “Жизнь без искусства” стр. 71).

В этой картине нашла отражение жизнь и Иванской Надежды Николаевны и Куклиной Александры Степановны и многих, многих других.

Песня “Понимаешь, мама, я учитель.”

сл. Л. Ошанского, муз. Дружининой Т. А.

Добрые, мудрые, смелые,
Спасибо за то, что Вы есть.
Искренне очень приятно
Видеть всех вместе вас здесь.
Вас судьба не баловала чудом.
Всё прошли Вы:
Голод, смерть и страх.
Очень многих вывели Вы в люди,
Получив награду - седину в висках.
Без остатка отдавали своё сердце,
душу,
А порою - свою жизнь.
Скольким детям подарили детство,
Грудью их от пули защитив.
А сколько вы потом повоевали,
Чтоб посеять разум, доброту,
Чтобы показать дорогу к свету,
Уничтожить без остатка тьму.
Поверьте нам:
Мы будем Вас достойны.
Всё, всё, что Вами сделано, не зря.
Мы очень просим Вас:
Живите долго-долго,
Поберегите хоть чуть-чуть себя.

“День Победы” (один куплет).

30 лет назад на праздничном “Огоньке”, посвящённом 30-летию Победы над фашистской Германией, позвучала эта песня.

Судьба “Дня Победы” оказалась не простой. Её не сразу приняли в композиторских кругах. И лишь через полгода, на концерте в честь Дня Советской милиции, песня получила полное и заслуженное признание. Бурные аплодисменты долго не стихали в переполненном зале, в тот день песня родилась как бы заново - она нашла своего исполнителя в лице народного артиста Льва Лещенко.

Песня стала одной из самых любимых.

Солист Краснознамённого ансабля песни и пляски Советской Армии заслуженный артист РФ Эдуард Лабковский вспоминает:

- Однажды я выступал в концертном зале “Россия” перед студентами… и закончил своё выступление песней “День Победы”. Вдруг весь зал, как по команде, встал. Я был потрясён. В зале сидели не ветераны войны, а молодые ребята, родившиеся много позже сорок пятого года, те, что увлекаются современными ритмами, поп-музыкой. Однако именно эта песня патриотическая, высокогражданская, объединила молодых в прекрасном порыве.

“День Победы” - это песня человечности, песня подлинной гуманности!

Звучит песня Давида Тухманова и Владимира Хренникова “День Победы”.

Литература:

  1. Энциклопедия ВОВ.
  2. Л. Ошанин “Как создавалась песня”.
  3. В. Ф. Шаманский “г. Усолье-Сибирское”.
  4. Б. М. Неменская “У истоков”, Москва, “Искусство”, 1963 г.
  5. С. Володин “Подвиг продолжается”, Москва, “Просвещение”, 1990 г.
  6. А. Луковников “Друзья - однополчане”, Москва, “Музыка”, 1985 г.