Стихи? Проза? Стихотворения в прозе. Мастерская по сопоставительному анализу стихотворений в прозе Ш. Бодлера и И.С. Тургенева для 10-го класса

Разделы: Литература


Цели:

  • формирование навыков лингвистического анализа текста, оперирования литературоведческими терминами;
  • научится обобщению путём сравнения;
  • сопоставить опыт поколений и собственный жизненный опыт.

Я пришла к поэту в гости.

А. Ахматова

Оттого, что каждому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним;
всякий ждет, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое,
чего нет у меня, чего не достает мне, но он скажет,
и это сейчас же сделается моим.

А. Н. Островский

ХОД УРОКА

1. Индуктор (обращение к эпиграфам урока)

– Сегодня мы работаем в режиме мастерской. А мастерская предполагает стремление увидеть уровень мастера художественного слова, приобщаясь к этому уровню, создавать собственные творческие интерпретации.
С литературным жанром "стихотворение в прозе" учащиеся знакомятся в восьмом классе, затем обращаются к нему при изучении творческого наследия И.С. Тургенева в десятом классе. Задача этой мастерской – проникновение в особенности жанра через сопоставительный анализ двух стихотворений в прозе французского писателя Ш.Бодлера (1821 – 1867) и русского мастера художественного слова И.С. Тургенева (1818 – 1883).
Мы пришли в эпоху двух замечательных мастеров художественного слова, в их творческую мастерскую. Зачем?
Мастерская начинается с обращения к эпиграфу – словам Островского. Что дает нам литература? Способность “возвышено мыслить”, “чувствовать вместе” с художником; ожидание того, что “он скажет” нам “что-то прекрасное, новое”, чего нет у нас, чего “не достает” нам, и “это сейчас же сделается” нашим и продолжится в наших мыслях и в наших произведениях. Что же станет для каждого "своим"? (Выделяем ключевые слова эпиграфа на доске.)
Что же скажут нам сегодняшние стихи, что станет для каждого своим и подтолкнет к созданию своего собственного текста?

2. Первый этап работы с материалом (работа с известной информацией о жанре "стихотворение в прозе").

– Стихотворения в прозе. Какое художественное средство лежит в основе этого сочетания? (Оксюморон)

– Наверное, это и привлекло И.С.Тургенева, когда он давал название своему последнему произведению, не желая вначале даже публиковать его при жизни. Первоначально И.С.Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как "эскизы" для будущих произведений. Тургенев не рассчитывал, что стихи будут приняты публикой, называл их “материалами”, (этюдами). Но современники оценили его творения, называя “калейдоскопом, составленным из разнообразных по величине и качеству бриллиантов”. Вопрос о печати стихотворений возник, когда Тургенева посетил в Париже М.М.Стасюлевич. Он изменил название цикла и вместо "Старческое" озаглавил его "Стихотворения в прозе". Стасюлевич приписал новое название самому Тургеневу, якобы им "невзначай оброненное". В действительности название принадлежит самому Стасюлевичу, который, по-видимому, воспользовался уже ставшим достаточно популярным во французской литературной среде наименованием "Стихотворение в прозе" Бодлера.
На первый взгляд это наброски, заметки. Но на самом деле – законченные произведения, в которых отражается и внутренний мир автора, и духовная жизнь народа, и черты окружающего писателя общества.

Ш.Бодлер о своих стихотворениях в прозе, посвящённых другу Арсену Уссе, в письмах к нему сказал так:"Посылаю Вам небольшое произведение, о котором было бы несправедливо сказать, что оно без начала и без конца, ибо, напротив, всякая часть в нём может попеременно служить для других началом. Посудите сами, какие поразительные удобства это представляет для нас всех – для Вас, для меня и для читателя. Мы можем прервать по желанию: я – свои мечты, Вы – разбор рукописи, читатель – своё чтение, ибо я не опутываю своенравной воли читателя нескончаемой нитью утончённой интриги. Выньте любой позвонок, и обе части извивающегося вымысла без труда соединяться между собой. Изрубите его на множество отрезков, и Вы увидите, что каждый может существовать отдельно…".

3. Знакомство с новой информацией и её обработка (чтение текстов и их анализ).

– В этой роли перед нами предстает стихотворение И.С.Тургенева “Довольный человек” (см. Приложение).

Анализ содержания

– Раскройте смысл названия стихотворения в прозе "Довольный человек". (В заглавии содержится иронический намёк: человек не счастливый, не радостный, а именно довольный.)

– Чем же он доволен, что вызвало у него чувство довольства собой? (Много предположений даёт нам автор: "хорошо позавтракал", "получил орден святого Станислава"… Но всё гораздо страшнее. Настоящая причина довольства нас разочаровывает и пугает – "он сочинил клевету на своего знакомого и сам её поверил". Это вызывает недоумение и у читателя, и у автора. Последнее восклицание: "О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!" – это уже не радостное описание человека, а печальный вывод.)

– Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется Тургенев? (Ирония, даже сарказм – "многообещающий".)

– Какова основная мысль автора? (Пустота и пошлость светских людей. Ограниченность и извращённость их удовольствий и интересов.)

– До Тургенева к жанру стихотворений в прозе обратился французский поэт Шарль Бодлер (1821 – 1867), снискавший себе славу поэта-бунтаря, за свой сборник “Цветы зла” даже подвергнувшийся судебному преследованию за “попрание общественной морали”. Какие же принципы общественной морали были попраны Бодлером? (См. Приложение).

– Какие же принципы общественной морали были "попраны" Бодлером? Какова основная мысль автора? (Делать зло не сознательно, по глупости и жить по этим принципам аморально.)

– Тургенев и Бодлер независимо друг от друга осуждают не только социальные пороки общества, но и общечеловеческие пороки, т.е. “непоправимые” пороки делать зло “сознательно” и “по глупости”.
Два великих гения обратились к одному жанру. Почему? Попробуем найти ответ у самих классиков, попробуем разобраться в специфике жанра.
Докажем, что эти произведения стихи, хоть и без ритмической организации.

Участники мастерской по желанию делятся на четыре группы (по четырём уровням лингвистического анализа). Им предстоит сделать сопоставительный анализ стихотворений в прозе Ш.Бодлера и И.Тургенева. Затем каждая группа знакомит всех участников мастерской с итогами своей работы.

4. "Афиширование" (озвучивание результатов работы в группах).

1 группа. Композиция стихотворений в прозе

Тургенев

  • Линейная

Бодлер

  • Попеременное описание событий и мыслей автора
  • Связь предложений – последовательная (только в первом предложении мы встречаем слово “человек”, в остальных же оно заменяется местоимением его, он, с ним, ему. Каждый новый абзац начинается с местоимения.
  • Тяжелый синтаксис, большие предложения.
  • В стихотворении 4 части (абзаца) Каждый новый абзац начинается с местоимения.
  • 6 частей
  1. Знакомство с главным героем.
  2. Автор и мы задаем вопросы, интересуясь им, стараясь узнать о причинах его необычного, заинтриговывающего нас вида.
  3. Отрицательный ответ на все высказанные предположения.
  4. Вывод, заключение, обобщение его размышлений, чем-то напоминает мораль в баснях.
  1. “Разбор” денег и как следствие вопрос у автора и читателя: “странное и мелочное распределение!”. Это риторическое восклицание, это мост между композиционными частями.
  2. Нищий (композиционная часть с самым поэтичным языком: образ нищего – сквозной в литературе).
  3. Милостыня. Ответ “приятеля” вызывает недоумение и вопрос автора.
  4. Поиск ответа: почему? И первое предположение – желание создать в жизни бедняка события или узнать последствия (сколько сложных и трагических последствий может вызвать простая фальшь!).
  5. Резкий поворот – “Да, вы правы”
  6. Финал – “Я ужаснулся”: как можно соединить и доброе дело, и выгодную сделку (40 су и сердце Бога), не потратиться и попасть в рай.

Вывод: Тургенев и Бодлер указывают на преступное наслаждение, которое испыты : вают оба их героя. Ответим словами Бодлера:

2 группа. Лексико-семантическая организация стихотворений в прозе

Тургенев

Бодлер

  • Лексика нейтральная, общеупотребительная, т.к. описывается обыденное явление.
  • Просторечие “вприпрыжку” – персонаж описывается динамично.

1 часть – это живой образ.
2 часть – вопросы-предложения.
4 часть – насмешка человека, глядящего с высоты годов.

  1. Нищий “дрожа” протянул шапку, и это вызвало волнение. Лексика самая поэтическая: “немое красноречие” – оксюморон; “молящие глаза” – эпитет: “смирение и укоризна” – оксюморон; “глаза нищего и слезящиеся глаза собаки” – сравнение.
  2. Опять общеупотребительная лексика, четкие, емкие, даже сухие слова.
  3. “Несчастный мозг” – метафора. Больше почти ничего, но большинство слов выражают сомнение-размышление: “возможно”, “быть может”, “пожалуй”.
  4. Опять лаконичность (“грубо прервал мечтания”).
  5. “Я ужаснулся” оттого, что “глаза светились”.

Вывод: выбор лексики зависит от задачи, которую автор ставит перед собой.

3 группа. Синтаксическая организация стихотворений в прозе

Тургенев

Бодлер

Почти все стихотворение состоит из простых предложений, которые иногда прерываются многоточиями (остановка для того, чтобы подумать).
  1. Содержит в себе обобщение – “он весь – довольство и радость”.
  2. Много вопросительных предложений – почему? (готовит нас к ответу в следующей части).
  3. Противопоставляется первой части и по значению, и по интонации.
  4. Меняется все, даже порядок слов: “сочинил клевету на знакомого”, “распространил ее тщательно” – инверсия. Нагнетание негативной интонации – заставляет взгляд остановиться на этих строчках, задуматься.
  • Синтаксис тяжелый, большие многочастные предложения.
  • Герой – приятель – не друг, без имени – их много среди нас.
  • Предложения лаконичные, повествовательные.
  • Мысли автора, его внутренние размышления (т.е. работа “несчастного мозга” – человека, не способного мыслить и страдать) эмоциональны, это восклицательные предложения, часто риторические, восклицания, вопросительные предложения.
  • Ответы “приятеля” лаконичные четкие утверждения (человек уверен в том, что делает, не задумываясь, не останавливаясь, не сомневаясь). У автора же вводные слова (пожалуй, быть может) – сомневающийся человек, думающий.

Вывод: это не рифмованные строки, но они кажутся менее звучными, поэтичными и выразительными, т.к. не нарушается идейная целостность произведения. “Мысль ясна, когда размером строк не стеснена”. (М.Ю. Лермонтов).

4 группа. Звуковое восприятие стихотворений в прозе

Тургенев

Бодлер

“До/во/льный че/ло/век” – только открытые слоги, нет ни одной резкой согласной.

Во всем тексте тоже [а], [о], [э] – ассонанс
[л] – улицы, столицы, молодой человек, веселы, алеют, лицо – аллитерация.

Создается впечатление скользящей легкости, которая, в последней части сталкивается с утяжелением слога в последнем абзаце – появляются ретуширующие слух [р], [з] – концентрация внимания на этих строках.

1. [р], [з], [ж] – аллитерация (пересказ истории – напряжение).

2. [о], [а], [у] – ассонанс (внутренняя речь автора поэтична, выразительна).

6. [г], [ж], [д], [р] – аллитерация (взглянул, прямо, ужаснулся, неоспоримым – категоричность оценки).

Вывод: в обоих стихотворениях в прозе звукопись – поэтическая характеристика,

используется для достижения контраста.

После этого формулируем особенности жанра "стихотворение в прозе".

Что характерно для произведения в жанре “Стихотворения в прозе”?

  • Это особый стихотворно-прозаический жанр, который мало кто использовал в литературе. (М. Пришвин “Фацелий”, Ю.Бондарев “Мгновенья”, Арсен Уссе, друг Бодлера).
  • Целая система миниатюр свободно, но крепко связанных между собой философским осмыслением фактов объективного мира и духовной жизни человека.
  • Миниатюрность формы, краткость текста.
  • Без рифмы и размера, но по содержанию, языку, структурно-композиционным особенностям – это стихи.
  • Эмоциональность повествования.
  • Лирический герой – субъект переживания и объект изображения.
  • Языковые средства:
  • Слова-символы (нищий, приятель)
  • Ирония, сарказм
  • Инверсия
  • Ассонанс, аллитерация
  • Эмоциональная и экспрессивная лексика

5. Рефлексия (общий анализ пережитого, написание и чтение собственных текстов).

– В лингвистическом отношении язык Тургенева и Бодлера совершенен.

"Классик – это писатель, у которого можно учиться образцовой речи" (Винокур).

– Напишите свое определение жанру “стихотворение в прозе”.

– Реальный повод, побудивший Тургенева и Бодлера написать стихи, неизвестен и лица, на которых писатели создали эти сатирические характеристики, тоже неизвестны. Но, может быть, в том и заключается гениальность Тургенева и Бодлера – мыслителей, художников, которые в нескольких строках отобразили не только судьбу отдельно взятого человека, но и пороки всего общества. Писатели раскрыли перед нами собственные мысли, чувства и тайные желания. А Бодлер написал однажды: “Кто из нас в минуты честолюбия не мечтал о чуде поэтической прозы, музыкальной без размера и рифмы, достаточно гибкой и послушной, чтобы примериться к лирическим порывам жизни, к извивам мечты, к содроганию совести”.
Испытаем и мы себя, создадим собственное стихотворение в прозе.
Пусть ваше “собранье пестрых глав” (Пушкин) состоит из мимолетных “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет” (П).
В завершении мастерской обращаемся к эпиграфу – цитате А.Н.Островского – и отвечаем на вопрос: что стало моим?