Повторительно-обобщающий урок по теме: "Агропромышленный комплекс России"

Разделы: География, Экономика


Целью урока является повторение и обобщение знаний об Агропромышленном комплексе России, его отраслевом составе, особенностях развития и размещения; урок помогает развитию мыслительной деятельности, вырабатывает умение анализировать ситуацию, способствует дальнейшему планированию будущего, осознанному выбору профессии, развивает умение формулировать, высказывать и отстаивать собственное мнение.

При проведении урока нам понадобятся:

  • продукция ОАО “Оренбургмолоко” (ряженка, молоко, творог, сыр);
  • консервная продукция (тушенка, шпроты);
  • пакетированные соки “Добрый”, “Любимый сад”;
  • Оренбургский пуховый платок;
  • льняные полотенца;
  • павловопосадский платок.

Музыкальное оформление: песня “Русское поле” (авт. Я. Френкель, Р.Рождественский) в исп. Вл. Иванова.

Для проведения урока необходимо участие коллег-учителей, которых можно пригласить в качестве членов жюри.

ХОД УРОКА

Вводная часть урока (приветствие, объявление темы, постановка цели и задач) проходит на фоне музыки.

Основная часть урока делится на два этапа. В ходе первого этапа все ученики имеют возможность набирать проходные баллы, которые позволят им участвовать во втором этапе.

В первом этапе предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Дайте определение понятия “Агропромышленный комплекс”.
  2. Каковы особенности структуры АПК?
  3. Каково значение АПК в жизни государства?
  4. Почему изречение П.А. Столыпина “Незачем нам хлеб ввозить, если своя земля есть…” актуально и сегодня?
  5. Каковы особенности отраслевого состава сельского хозяйства?
  6. Дайте определение понятия “сельскохозяйственные угодья”.
  7. Почему сельское хозяйство является мощным фактором воздействия на окружающую среду?

Три ученика, набравшие наибольшее количество баллов в первом этапе, приглашаются для участия во втором этапе, однако это не значит, что остальные не будут работать на этом уроке. Каждый ученик, исправивший или дополнивший ответ товарища, также зарабатывает очки (то есть работает на свою оценку).

Вопросы второго этапа:

1.1. Какова роль различных регионов в производстве зерна?

2.1. Как размещены технические культуры по территории России и почему? (Возможно, в качестве подсказки, предложить ученику льняные полотенца. Он должен охарактеризовать все технические культуры, а в качестве примера, более подробно рассказать о производстве льна-долгунца.)

3.1. Объясните, с чем связано размещение предприятий пищевой промышленности? (Здесь пригодится стенд с представленными продуктами питания, а выбор направления за самим учеником.)

1.2. Говорят, что “живописный ландшафт не самоцель и не роскошь, а необходимая принадлежность процветающего сельского хозяйства… Красота пейзажа и продовольственная проблема взаимосвязаны”. Так ли это?

2.2. П.А. Столыпин считал, что России необходимы “не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками…, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой земельной собственности”. Что вы думает по этому поводу?

3.2. Представьте себя фермером, который приобрел землю для сельскохозяйственного использования вблизи города и решил выращивать свиней. Какие условия необходимо учитывать в этой ситуации? Как будете перерабатывать продукцию? Что предпримете, чтобы ваша продукция стала конкурентоспособной?

* При ответе на данные вопросы учащиеся должны показать не только общую эрудицию, но и продемонстрировать знания по предмету, суметь доказательно изложить свою точку зрения, предупредить возражения или быстро и точно ответить на возникшие дополнительные вопросы.

1.3. Проследите путь продукции “Оренбургмолоко” от производителя к нашему столу.

2.3. Расскажите о пути к потребителю оренбургского пухового платка.

3.3. Ю. Черниченко в книге “Хлеб” говорит: “Хлеб – деяние коллективное. Технология такова, что каждый причастный к делу может и умножить и перечеркнуть результаты труда других”. Прокомментируйте данное высказывание.

Заключительная часть урока также проходит на музыкальном фоне. Подводятся необходимые итоги урока, подсчитываются баллы, выставляются отметки. Заканчивается урок цитатой из той же книги Ю. Черниченко: “наступило время мыслить, время умно хозяйствовать, время жить богаче”.

Данный урок позволяет ученикам не только показать свои знания одноклассникам и учителю, но сформировать свое мнение по данному вопросу, а значит, позволяет школьнику почувствовать себя взрослым, ответственным за судьбу своей страны. Такие уроки очень нравятся моим ученикам.