Методическая разработка обзорной экскурсии по теме "Ораниенбаум - Ломоносов - мой город на взморье"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цель экскурсии: Воспитание гражданской позиции экскурсантов через знакомство с историческим прошлым города и его знаменитыми горожанами.

Задачи экскурсии:

  • Познакомить с историей возникновения города Ораниенбаума-Ломоносова, подчеркнув тесную связь его с созданием Санкт-Петербурга и Кронштадта.
  • Подчеркнуть, что дворцовая слобода, возникшая при постройке Большого дворца А.Д. Меншикова, стала ядром будущего города.
  • Раскрыть указ 1780 года Екатерины II о превращении в уездный город бывшей дворцовой слободы и присвоении городу герба.
  • Сообщить о генеральных планах застройки города на протяжении XVIII–XIX столетий, указав на 3 основных направления:
    • частное деревянное дачное;
    • купеческо-каменное на первой и главной улице города;
    • казарменно-военное в верхней части города.
  • Рассказать об интенсивной культурной жизни города, особенно после постройки железной дороги.
  • Подчеркнуть роль последних владельцев Ораниенбаума – Мекленбург-Стрелицких, людей музыкально и художественно образованных, в культурной жизни города.
  • Познакомить с планами будущей застройки города.

Вступление

Ораниенбаум-Ломоносов…
Наш небольшой городок на взморье. Как сказал поэт: “Перед вами обычный город, который не сразу найдешь на карте”.
Но в то же время город наш особенный, во многом уникальный, неповторимый, удивительный!
Вот наши заповедные дворцы и парки! Ведь они единственные, что сохранились в годы Великой Отечественной войны в своем первозданном виде, а все другие пригороды, входившие в жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга, в годы войны были захвачены фашистами, разрушены, разграблены и воссозданы заново.
А Ораниенбаум выдержал вместе с ленинградцами 900 дневную блокаду. И по нашим паркетам XVIII века ходили когда-то их императорские величества и их именитые гости.
Необычайна судьба нашего города и в том, что после опалы и ссылки основателя города А.Д. Меншикова главную роль в судьбе Ораниенбаума играли женщины.
И главную роль в судьбе города сыграла Екатерина великая, по указу которой придворный архитектор А. Ринальди, создает “собственную дачу ея императорского величества Екатерина II”, куда вошли такие жемчужины как Китайский дворец и Катальная горка. Именно по указу императрицы в 1780 году дворцовая слобода становится уездным городом Ораниенбаумом со своим гербом – померанцевым деревом на серебристом фоне.
Очень любила Ораниенбаум и стала его единоличной хозяйкой супруга Александра I Елизавета Алексеевна.
Особенно много сделали для города последние его владельцы: великая княгиня Елена Павловна, супруга младшего сына Павла I Михаила, и ее дочь Екатерина Михайловна, в замужестве герцогиня Мекленбург-Стрелицкая.
Последней владелицей Ораниенбаума была Наталья Мекленбург-Стрелицкая (графиня Карлова).
Последние владельцы Ораниенбаума отличались большой благотворительностью и меценатством. На их средства в городе строились и содержались приюты, школы, церкви, воспитательные дома, больница, школьная дача, родильный дом.
Владельцы Ораниенбаума были людьми высокой музыкальной и художественной культуры, высочайшей образованности. Они притягивали в город талантливейших людей своего времени: писателей, художников, музыкантов, ученых, изобретателей, медиков, путешественников… И перед революцией Ораниенбаум, благодаря его просвещенным владельцам, стал своеобразным культурным центром.
А жизненные принципы последних владельцев Ораниенбаума раскрыты в завещании Екатерины Михайловны Мекленбург-Стрелицкой, которая написала, что надеялась, что дети ее “с достоинством займут место в человеческом обществе и всегда будут помнить, что если всевышний даровал им преимущества по положению и богатству, то он требует чтобы из этих даров было сделано достойное употребление”.

Маршрут экскурсии

  1. Остановка: Площадка между железной дорогой и дорогой на пристань.
  2. Остановка: Сквер на площади Жертв революции у железнодорожного вокзала.
  3. Остановка: Дворцовый проспект при пересечении с Санкт-Петербургской улицей.
  4. Остановка: Берег реки Карасты, напротив Собора святого Михаила.
  5. Остановка: Еленинская улица у Манежного спуска.
  6. Остановка: Манеж на улице Манежная.
  7. Остановка: Александровская улица при пересечении с улицей Дегтярева напротив школы.
  8. Остановка: Михайловская улица у часовни.
  9. Остановка: Александровская улица у здания районной администрации.
  10. Остановка: Александровская улица на площади в начале улицы Победа.
  11. Остановка: Улица Ломоносова у Краеведческого музея.
  12. Остановка: Дворцовый проспект у Дома Культуры и памятника М.В.Ломоносову.

Остановка 1 (площадка между железной дорогой и дорогой на пристань)

Тема: История создания города Ораниенбаума-Ломоносова, тесно связанная с событиями начала XVIII века и преобразовательной деятельностью Петра Великого.

Объекты: железная дорога, Финский залив, дорога на пристань.

Содержание:

  • Расположение и название города. События, связанные с Северной войной со Шведами, и освоение южного берега Финского залива.
  • Строительство архитекторами Фонтана и Шеделя Большого дворца для первого губернатора возвращенных земель А.Д.Меншикова.
  • Изначальное использование территорий Меншиковской усадьбы для складирования необходимого строительного материала, оборудования, провианта для возведения крепости на острове Котлин.
  • Связь между Санкт-Петербургом, Ораниенбаумом и Кронштадтом на протяжении столетий. Первые ледоколы.
  • Развитие дворцово-паркового строительства в XVIII веке и превращение в 1780 году дворцовой слободы в уездный город с гербом.
  • Активная застройка города дачами, начиная с XVIII века и особенно в XIX веке.
  • Привлечение в Ораниенбаум, благодаря живописным местам, близости залива, чистому воздуху и тишине, знаменитых писателей, художников, музыкантов, ученых.

Остановка 2 (сквер на площади Жертв революции у железнодорожного вокзала)

Тема: Открытие железнодорожного движения Санкт-Петербург – Ораниенбаум и строительство здания вокзала. Использование привокзальной площади в дореволюционное время (Летний театр). Революционные и боевые традиции города.

Объекты: вокзал, сквер, памятники, здания Рубакинских бань, улица Рубакина.

Содержание:

  • Строительство железной дороги Санкт-Петербург – Ораниенбаум и создание здания вокзала по проекту архитектора Ф.Л.Миллера на средства барона Штиглица. Торжественное открытие вокзала 7 июня 1864 года.
  • Открытие регулярного движения электропоездов Ораниенбаум – Санкт-Петербург в 1934 году.
  • Ущерб, нанесенный в годы Великой Отечественной войны вокзалу, и ремонтно-реставрационные работы в 50-е годы XX века и в начале 21-го века.
  • Использование площади перед вокзалом для создания 20 июля 1867 года летнего деревянного театра архитектором Ф.Л.Миллером на средства барона Фелейзена.
  • Выступление на сцене театра известнейших драматических артистов, певцов, балерин, таких, как Ермолова, Ленский, Варламов, Самойлов, Комиссаржевская, Стравинский, Шаляпин и другие.
  • Разнообразие репертуара Летнего театра и его популярность.
  • Строительство нового театра на дамбе Сидоровского канала в 1909 году после пожара Летнего театра в 1908 году.
  • Выступление на сцене нового театра Анны Павловой и Тамары Карсавиной. Судьба нового театра.
  • Связь города с революционными событиями 1917 года. Захоронения на площади участников событий февраля 1917 года.
  • Захоронение праха командира 48 стрелковой дивизии генерала И.И.Сафронова, сражавшегося на территории Ораниенбаумского плацдарма. Улица имени Сафронова в верхней части города.
  • Здания бывших Рубакинских бань, ограждающие сквер с востока.
  • Справка об ученом, библиофиле и писателе Н.Рубакине, уроженце нашего города. Улица его имени.

Остановка 3 (Дворцовый проспект при пересечении с Петербургской улицей)

Тема: История создания и существования первой улицы города Ораниенбаума – Дворцового проспекта.

Объекты: Дворцовый проспект, Петербургская улица, Дом купца Щукина, бывшая гостиница “Венеция” и трактир “Медведь”.

Содержание:

  • Дворцы и парки – основной градообразующий фактор, положивший начало возникновения города Ораниенбаума.
  • Дворцовый проспект, как часть созданной по указу Петра I Петергофской перспективы.
  • Первоначальные названия проспекта, его границы, первые стихийные застройки дворцовой слободы у Большого дворца А.Д.Меншикова по обе стороны дороги, ведущей к Санкт-Петербургу.
  • Указ Екатерины II о присвоении дворцовой слободе статуса уездного города и герба в 1780 году. Утверждение названия города.
  • Первый генеральный план застройки города в 1784 году архитектора Лемма.
  • Образцовые проекты начала XIX века. Создание в 1815 году комиссии по перестройке частных домов с участием известных архитекторов.
  • Участие архитекторов В.И. Стасова и А.И. Мельникова в проектировании церквей и зданий города.
  • Дом купца Щукина на углу Дворцового проспекта архитектора А.Мельникова.
  • Благоустройство главной улицы во II половине XIX века – начала XX века, создание тротуаров и бульвара, замена керосиновых ламп электрическими.
  • Сохранившиеся, но перестроенные здания бывшей гостиницы “Венеция” и бывшего трактира “Медведь”.

Остановка 4 (берег реки Карасты, напротив Собора святого Михаила)

Тема: История создания и существования Собора Архангела Михаила.

Объекты: Собор, окружающие постройки: здание присутственных мест, пожарка, нижние дома, река Кароста.

Содержание:

  • Собор св. Михаила – последнее крупное архитектурное сооружение в городе перед революцией, созданное по проекту архитектора Миняева А.К. в 1914 году.
  • Судьба Собора после 1917 года, разорение, использование под складские помещения.
  • Передача в 1988 году Собора Ленинградской епархии и начало реставрационных работ и служб.
  • Присвоение собору в 1997 году статуса Благочинничества и подчинение ему храмов Кронштадта, Красного села, Стрельны, Володарки, Колпино, Усть-Ижоры и др. Всего 13 храмов.
  • Захоронение у входа в Собор потомка последних владельцев Ораниенбаума герцогов Мекленбург-Стрелицких – князя Георгия Владимировича Голицына.
  • Строительство и использование зданий, расположенных вокруг: здание присутственных мест, пожарки, нижние дома.
  • Караста – главная река города Ораниенбаума.

Остановка 5 (Еленинская улица у Манежного спуска)

Тема: Улица Еленинская, ее название и протяженность. Дореволюционные постройки Иликовского нагорья.

Объекты: улица Еленинская, Иликовский проспект, улица Михайловская, Базовый матросский клуб, Церковь Спиридона Тримифунтского, больничный комплекс, дом адмирала Анжу.

Содержание:

  • Первая улица в верхней южной части города, ее названия и протяжность (?900 м).
  • Застройка Иликовского нагорья и использование зданий для морского госпиталя.
  • Расквартирование в Ораниенбауме Лейб-гвардии Литовского и Волынского полков.
  • Возведение для Лейб-гвардии Волынского полка в начале Иликовского проспекта полковой церкви Спиридона Тримифунтского. Ее судьба в прошлом и настоящем. Базовый матросский клуб и его использование до революции и после.
  • Комплекс центральной больницы, созданной в 1872 году архитектором Р.Гедике и К Прэйса по заказу Екатерины Мекленбург-Стрелицкой.
  • Дом адмирала Анжу на Еленинской. Возрождение былых традиций.

Остановка 6 (манеж на улице Манежная)

Тема: Манеж, его назначение и роль в истории города.

Объекты: улица Манежная. Здание Манежа.

Содержание:

  • Манежная улица, ни разу не менявшая свое название.
  • Здание Манежа, созданное в 1840 году по проекту архитектора Ферапонтова, его назначение.
  • Ораниенбаум – родина стрелкового оружия.
  • Первая рота автоматчиков, отправленная 1 декабря 1916 года, от Манежа на Румынский фронт I мировой войны, вооруженная новым автоматическим оружием, созданным оружейником Федоровым в Ораниенбауме.
  • Использование Манежа после 1917 года и в настоящее время.
  • Постройки, существующие на Манежной улице.

Остановка 7 (Александровская улица при пересечении с улицей Дегтярева напротив школы)

Тема: Развитие образования в городе Ораниенбауме-Ломоносове.

Объекты: улица Александровская, улица Дегтярева, школа № 429, Центр технического творчества.

Содержание:

  • Улица Александровская, ее протяженность и название. Улица Дегтярева, названная в честь знаменитого оружейника, жившего и работающего в нашем городе.
  • Школа № 429 – последняя школа города, вступившая в строй после перестройки в 90-ые годы XX века.
  • Начало школьного образования в Ораниенбауме, положенного великим князем Петром Федоровичем в середине XVIII века.
  • Первое общеобразовательное народное училище, открытое при Екатерине II в 1786 году в верхней части города.
  • Школьное строительство в городе в 60–80-е годы XX века.
  • Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования в нашем городе.
  • Роль “Школы искусств” объединяющей художественную и музыкальную школу и носящей имя уроженца нашего города И.Ф. Стравинского.

Остановка 8 (Михайловская улица у часовни)

Тема: История создания в Ораниенбауме подворья Городищенского женского монастыря Пинской епархии на Волыни и его судьба.

Объект: ул. Михайловская, часовня во имя святителя Николая, преподобного Серафима Саровского и царицы Александры. Сохранившиеся постройки для монахинь.

Содержание:

  • История улицы Михайловской в прошлом и настоящем.
  • Строительство в Ораниенбауме Городищенского женского монастыря с часовнями, покоями настоятельницы и 2-х деревянных зданий с кельями для монахинь на втором этаже и мастерскими на первом этаже.
  • Архитектурное решение часовни, её судьба после революции.
  • Возрождение часовни в начале 90-х годов XX века и передача её собору св. Михаила.
  • Многообразие религиозных конфессий в Ломоносове.

Остановка 9 (Александровская улица у здания районной администрации)

Тема: Город Ораниенбаум-Ломоносов – родина стрелкового оружия.

Объект: дом Н.Ф. Филатова – начальника офицерской стрелковой школы.

Содержание:

  • Ораниенбаум – родина стрелкового оружия. Роль офицерской стрелковой школы и школы оружейных мастеров (вторая половина XIX в. – 1917).
  • Н.М. Филатов – начальник офицерской стрелковой школы.
  • Деятельность выдающихся мастеров оружейного дела в Ораниенбауме: В.А. Дегтярева, В.Г. Федорова, Ф.В. Токарева, С.И. Мосина и др.
  • Использование зданий офицерской стрелковой школы в наше время.

Остановка 10 (Александровская улица на площади в начале ул. Победы)

Тема: Город Ораниенбаум в годы ВОВ. Ущерб, нанесенный войной.

Объект: улица Победы.

Содержание:

  • Возникновение улицы Победы. Образование Ораниенбаумского плацдарма (Приморского плацдарма) вдоль южного берега Финского залива, выдержавшего вместе с Ленинградом 900-дневную блокаду. Значение Малой дороги жизни. Роль Приморского плацдарма в полном снятии блокады в январе 1944 года.
  • Имена героев Ораниенбаумской земли в названиях улиц города.
  • Малый пояс Славы.
  • Ущерб, нанесенный городу в годы ВОВ.
  • Город Ораниенбаум-Ломоносов в наши дни.

Остановка 11 (ул. Ломоносова у Краеведческого музея)

Тема: Военная гора и её застройка в XIX в.

Объекты: ул. Еленинская (восточная часть), ул. Ломоносова, ул. Костылева, Богумиловка, Краеведческий музей, Здание б Офицерской Стрелковой школы

Содержание:

  • Застройка восточной части города в XIX в.
  • Бывшие частные дачи Богумиловки (дачи Еракова, Салтыкова-Щедрина и др.)
  • Бывшие дачи на землях между Ораниенбаумом и Мартышкино. (Батурлины, Ханыковы, Голубевы, Раухфус).
  • Три направления застройки Ораниенбаума в XIX веке: частное дачное строительство, купеческо-каменное строительство на Дворцовом проспекте и военно-казарменное в верхней части города.
  • Комплекс зданий на Военной горе. Военный переулок ( в н.в. – ул. Ломоносова).
  • Здание бывшей Офицерской школы и использование её в настоящее время.
  • Городской краеведческий музей, расположенный в здании бывшего склада приборов стрелковой школы.
  • Роль краеведческого музея в городе.
  • Улица Костылева, летчика, ГСС, уроженца города Ораниенбаума.

Остановка 12 (Дворцовый проспект у Д.К. и памятника М.В. Ломоносова)

Тема: Расширение границ города. Строительство новых городских ворот.

Объекты: городские ворота арх. Горностаева, Дом культуры, памятник М.В. Ломоносова, сохранившиеся здания на проспекте XIX в. – в начале 20-х годов ХХ в..

Содержание:

  • Создание в начале XIX века в восточной части Дворцового проспекта за чертой города построек для гарнизонного батальона.
  • Строительство новых городских ворот по проекту архитектора Горностаева в 1830 году.
  • Архитектурное решение городских ворот и их использование в XIX – XX вв.
  • Застройка города в 50–60 годов. Памятник М.В. Ломоносова, скульптора Гликмана, установленный в 1955 г. у ДК.
  • Краткие справки о сохранившихся постройках XIX в.

Заключение

Вот и закончилась экскурсия по небольшому городу Ломоносову, бывшему Ораниенбауму. В 2011 году городу исполнится 300 лет.
Прошли годы, столетия с тех пор, как на берегу Финского залива возникла небольшая дворцовая слобода. История не стоит на месте. Осваивались новые территории, прокладывались новые улицы, строились новые дома, разбирались по ветхости старые.
Генеральные планы застройки города часто приводились к уничтожению старых построек, что меняло исторический облик города. И только Дворцовый проспект да Еленинская улица напоминают нам старый город. В течение веков Дворцовый проспект остался главной улицей Ораниенбаума-Ломоносова и в настоящее время до создания объездной дороги он продолжает принимать на себя всю нагрузку от транспортного потока.

Общие методические рекомендации к проведению экскурсии.

Основными составляющими частями экскурсии являются: вступление, основная часть, заключение.
Во вступлении раскрывается содержание основной темы экскурсии. Оно должно быть лаконичным по содержанию.
Основная часть строится на основном принципе экскурсии: от показа к рассказу.
Содержание складывается из отдельно взаимосвязанных тем, подчиненных основной теме, раскрывается на отдельных объектах. Каждую подтему целесообразно завершить выводом.
Заключение подводить итог экскурсии, обобщает увиденное и услышанное.

Логическое построение экскурсии определяется установлением связи между отдельными подтемами. Эти связи осуществляются с помощью логических переходов (“мостиков”) от темы к теме. Это помогает объединить показ и рассказ в одно целое и делает экскурсию последовательной и законченной, а отсутствие переходов делает ее фрагментной.

Учитывая, что экскурсия строится на сочетании показа и рассказа, необходимо

  • для остановки группы выбирать наиболее оптимальное место;
  • рассказ на остановке необходимо начинать с показа объекта, а затем давать сведения о нем;
  • на каждой остановке необходимо делать соответствующий вывод для сохранения последовательности и логичности изложения материала на следующей остановке;
  • важнейшем условием успешного проведения экскурсии является владение экскурсоводом словом. Речь должна быть литературной с тщательным подбором научных терминов и иностранных слов. Большое значение для экскурсовода имеет владение техникой речи, темпом речи, дикцией и мимикой.

Монотонность речи, скупость интонации, многословие затрудняю восприятие, обедняют экскурсию.
Большую роль имеет умение экскурсовода установить контакт с группой на протяжении экскурсии, приветливость, предупредительность, доброжелательность, умение владеть собой – обязательные качества экскурсовода.
Успешность экскурсии во многом определяется личностью экскурсовода, его культурным уровнем и любовью к своему делу.

Литература

  1. Березенко Р.Г., Гочин Н.Д. “Ораниенбаумский плацдарм”, СПб., 2001 г.
  2. Горбатенко С.Б. “Петергофская дорога”, СПБ., 2001 г.
  3. “Город апельсинового дерева” ч. 1 и 2, Ломоносов, 2003 г.
  4. Змеев И.А., Плаксин А.А., Сорокин Н.И. Ломоносов. Лениздат, 1968 г.
  5. Нечаев Г. “Русские оружейники. М., 1973 г.
  6. “Памятники архитектуры пригородов Ленинграда”. Л., 1983 г.
  7. Попова Т.А. “Особняк графини Карловой”. СПб., 1996 г.
  8. “Прогулки по Ораниенбауму”. Вып. 1, Ломоносов, 2004 г.
  9. Шаниев В.А. “Улицы города Ломоносова-Ораниенбаума”. Л., 1995 г.
  10. Балтийский луч за 2003–2004 гг.