Уроки информатики и использование информационных технологий в развитии познавательной деятельности младших школьников

Разделы: Информатика, Начальная школа


Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности.

Учеба – труд, и труд нелегкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом, что трудиться непросто. Поэтому я стараюсь делать так, чтобы этот нелегкий учебный труд приносил удовлетворение, радость школьникам, возбуждал желание вновь и вновь познавать. От меня зависит, потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонёк. Поэтому я ставлю перед собой следующие задачи:

– закрепление интереса, с которым дети пришли в школу;

– развитие и направление интереса к учению;

– учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и его личного продвижения в процессе обучения и воспитания;

– достижение высокого качества образования.

Известно, что становление познавательных интересов, воспитание активного отношения к труду, к происходящему вокруг происходит прежде всего на уроке. Я понимаю, что от того, насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на моих уроках зависит то, как они в дальнейшем будут рассуждать, думать, доказывать, творчески мыслить, применять изученное в различных ситуациях. Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес на каждом этапе любого урока, стараюсь работать в инновационном режиме, используя информационные технологии, что и является основным направлением модернизации образования. В этом огромную роль сыграет изучение курса информатики в начальных классах. Этот курс и вносит значимый вклад в развитие информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. В целях совершенствования структуры и содержания общего образования МО РФ было рекомендовано экспериментальное обучение информатики в начальной школе со 2 класса, задачами которого являлось:

– ознакомление школьников с основными свойствами информации;

– формирование первоначальных представлений о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

– формирование навыков сознательного использования основных мыслительных операций: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы, грамотно обращаться с информацией.

Темы курса, как и способы их подачи, доступны и интересны. А главное- они помогут детям осваивать любые, в том числе, традиционные предметы. Учитывая возможности преподавания курса, начиная с 2002–2003 учебного года работа по реализации поставленных задач проводилась в нашей школе под моим руководством во 2 классе.

У детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Этим тоже можно объяснить необходимость изучения основных понятий информатики в начальных классах.

Целесообразность изучения информатики в начальных классах подтверждается результатами обучения:

– учащиеся знакомились с видами информационной деятельности;

– получили навыки клавиатурного письма;

– узнали о видах информационных объектов, сами создали проекты презентации, информационные объекты на разных программах;

– у детей повышался уровень логического мышления;

– увеличивалась скорость мыслительных операций.

Изучение информатики гарантирует реализацию межпредметных связей и преемственности со средней школой.

Уроки выполняют роль своеобразной оболочки, которая должна наполняться содержанием основных уроков. Например, после изучения темы “Классификация” я предлагаю задания на классификацию объектов на уроках русского языка, математики, окружающего мира и так далее на соответствующем программном материале. Этому же способствуют темы “Признаки”, “Множество и его элементы”, “Истина”, “Алгоритм”, “Волшебная цепочка”.

Таким образом, один раз в неделю на уроке “Информатика” дается новый материал, который потом в течение недели закрепляется на всех остальных уроках и наоборот.

Результатом работы является развитие грамотной речи, умение детей слушать и слышать друг друга, проявление познавательных интересов, применение знаний на других уроках.

Из опыта знаю, что если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно этот факт натолкнул меня на мысль применять новые информационные технологии на любом уроке. Использование НИТ может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе. Грамотное использование компьютера решает проблему дефицита подвижной наглядности, например, на уроках математики, при изучении темы “Задачи на движения” эффективно используется презентация, созданная учащимися под моим руководством на программе Power Point.

Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности.

Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект.

Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирование учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время при проверке домашнего задания, также при организации фронтального опроса, и организации индивидуализации обучения.

Считаю полезным также использование информационных технологий в виде мультимедийные игры при устном счете: при умножение и деление, сложении и вычитании, также для развития внимания и памяти, воображения и мышления.

Например, ведущий прием уроков на тему “Разные общие названия одного отдельного объекта”, “Отличительные признаки разных объектов в группе” ситуация игры и поиска.

Из серии картинок учащиеся находят рисунки предметов одинаковых по одному признаку, но разных по другим признакам. Классифицируют их по группам или же объединяют их в одну группу. В итоге к нужному выводу дети приходят на основе наблюдений и сравнений, иногда – эксперимента.

Таким образом, использование информационных технологий и уроки информатики дают возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования.

Когда начинаешь разговор о возможностях использования новых информационных технологий, проще говоря, компьютерной техники, редко встречаешь взаимопонимание в учительской среде. Одни не владеют новыми информационными технологиями и не представляют необъятных возможностей в плане рационализации учебной деятельности и стимулирования познавательных интересов детей, другие не имеют возможности т.к. не в каждой сельской малокомплектной начальной школе имеется компьютер, есть и такие ,которые ссылаются на отрицательное влияние компьютера на здоровье ребенка, т.е. просто не хотят.

Учитывая, что начальная школа должна готовить своих выпускников к успешной адаптации в среднем звене и стать основной для достижения высокого качества обучения, и понимая, чю настал тот день, когда каждый человек должен знать основы информатики и уметь применять компьютер в своей профессиональной деятельности, как руководитель РМО, в помощь учителям начальных классов, я разработала программу “Шаг за шагом” по использованию компьютера и компьютерной технологии в начальной школе, которая была одобрена районным метод кабинетом и является настольным методическим пособием каждого учителя.