Интегрированный урок обучение грамоте + окружающий мир по теме "Мир звезд и планет. Буквы З, з, звуки (з), (з')

Разделы: Начальная школа


Урок-путешествие

Тема: Мир звезд и планет.

Буквы З з, звуки [з] - [з`]

Цель: 1. Формировать представление о солнечной системе.

2. Формировать умения выделять и распознавать звуки [з] - [з`].

3. Прививать любовь к родной Земле.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация со слайдами, музыка группы “Спейс”, схемы-человечки (рисунки 3-6), звездочки с вопросами, 5 звездочек с буквами, рисунок - космический корабль, бортовые журналы в виде солнышка.

1. Организационный момент.

- Давайте поприветствуем гостей. Хорошо.

- А теперь настраиваемся на урок. Глазки закройте, улыбнитесь. Глубокий вдох. А на выдохе подарите свои улыбки классу, где мы учимся.

Вдох. Дарим улыбки, радость своему родному городу. Через свое духовное сердце подарим любовь планете, на которой живем.

2. Проверка домашнего задания.

- Сегодня у нас необычный урок. Ваше домашнее тоже было необычным. Откройте учебники на стр. 121.

- Прочитайте название текста. (“Планета, которая понравилась всем.”)

- А сейчас мы проверим, кто читал внимательно. Давайте разыграем такую ситуацию, которая называется “Интервью”. Нам нужно выбрать несколько человек. Это наши прославленные астронавты, побывавшие в космосе. Остальные - журналисты, которые берут у героев интервью. Какие вопросы вы зададите? Пожалуйста, начинаем.

Примерные вопросы.

- Почему люди стали думать о переселении на другие планеты?

- Какая задача была поставлена перед астронавтами?

- Как назывался космический корабль, на котором летели астронавты?

- Что делали астронавты в космосе?

3. Создание проблемной ситуации, поиск ее решения.

- А как вы считаете, существуют более красивые планеты, чем Земля?

(Ответы детей).

- Давайте ответ на этот вопрос дадим позже. Я вам предлагаю отправиться в путешествие по звездному небу, тем более, что космический корабль у нас уже есть.

- Победителем конкурса “Лучший конструктор космического корабля” стал … . Он был главным конструктором, а мама – помощником. На этом корабле и полетим. Посмотрите, какой он красивый и необыкновенный. И называется необычно - … . Почему? (название корабля начинается с буквы З)

4. Повторение пройденного.

1) Двери нашего звездолета, как и весь корабль, волшебные, на них буквы З. Всех не впускают. Только те смогут войти, кто в тексте из учебника “Планета, которая понравилась всем” найдет “космические” слова, начинающиеся с буквы з и запишет в своих бортовых журналах. (Земля, звездных картах, земляне).

Если слово повторяется несколько раз, пишем только один.

2) Читаем слова и выделяем первый звук:

земля – [з`]

звездных –[з]

земляне- [з`]

С заданием мы справились.

3) Двери звездолета открылись. (Показать на звездолете).

Итак, приготовились к путешествию. Спинки прямые. Глазки закройте. Взлетаем. Открывать глаза нельзя, иначе сюрприза не получится.

5. Основная часть.

(Звучит музыка, выключается свет, демонстрация слайда 1) (рисунок 1)

Глаза можно открыть. Нас встречает гостеприимная Галактика. Посмотрите, какая красота! Звездное небо загадочно и таинственно.

- А это что?

- Это солнечная система – крошечная частичка нашей Галактики. Она состоит из 9 планет, вращающихся вокруг Солнца. К одной из планет мы летим.

(Демонстрация слайда 2) (рисунок 2)

- Чтобы в полете мы не скучали, давайте вспомним, какие трудности встречались астронавтам?

(Черные дыры, метеоритные дожди).

- Да, профессия космонавта опасна. Несмотря на препятствия, космонавты не отступали. Я знаю, что многие из вас хотят быть космонавтами. Для этого надо быть физически крепкими, много знать и не бояться трудностей.

6. Марс.

А вот и первая планета на нашем маршруте. Нас встречают человечки-инопланетяне из другой Галактики. Они хотели сообщить нам название планеты, но поднялась сильная пылевая буря и унесла части букв и одежду с обувью у человечков. Давайте восстановим название планеты. (рисунки 3-6)

 

- А теперь одеваем человечков. (Характеристика звуков. Буква М обозначает согласный звук, звонкий, надеваем шляпу-звоночек. Башмачки надеваем синий и зеленый, так как звук может быть твердым [м] и [м`].

- Молодцы! С этим заданием справились!

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вот эта планета. (демонстрация слайда 3) (рисунок 7)

- Давайте почитаем текст. Я думаю, мы узнаем много интересного.

МАРС.

Марс выглядит красным, так как состоит из красного камня. На его поверхности много потухших вулканов. Здесь находится самая высокая гора ОЛИМП. Днем на Марсе можно загорать. А ночью ударяет такой мороз, что впору надевать шубу.

- Прочитайте сначала глазками.

- Теперь читаем по цепочке.

- Вот какая интересная планета! За сутки – и зима, и лето.

- Как вы думаете, существует на Марсе жизнь? Почему?

- Запишите в бортовых журналах слова с буквой з.

- Какое решение примем: остаемся здесь или летим дальше?

Наше путешествие по галактике продолжается.

7. Физминутка (под музыку).

Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку, даже в полете они находят время для спортивных упражнений. И мы с вами сейчас проведем физминутку, чтобы снять усталость.

- Какие качества будем развивать сегодня?

(Упорство, трудолюбие).

- Хорошие качества и очень необходимые космонавтам.

Зажглась зеленая звезда -

Запустим звездолет туда.

8. Венера.

- А вот и следующая планета. Она покрыта толстым слоем облаков, которые почти не пропускают солнечного света.

- Что это за планета?

- А как же она называется? Название зашифровано. Нужно найти его среди букв.

А Б М А Р К Б О У Т Р О Ф М С А Р С Н Е Р А

В И М П А С Т В Е Н Е Р А К О М И А Р В И

Прочитайте текст. (Демонстрация слайда 4). (рисунок 8)

Венера.

Венера – самая яркая планета на небе. Она слишком близка к Солнцу, и поэтому на ней никогда не было зеленых растений.

На Венере нет ни осени, ни зимы, ни весны. Круглый год жаркое лето.

- Что показалось особенно интересным и необычным?

- Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог из духовки.

- Вам нравится эта планета?

- Останемся на ней?

- Поблагодарим мысленно планету Венера. Летим дальше. Наше путешествие продолжается.

Еще раз вспомним текст.

- В какие приборы астронавты рассматривают планеты?

- Как называются эти приборы?

А наш звездолет приближается к еще одной планете.

- Что это за планета в окружении необычных звезд? Вместо названия – вопрос.

Давайте попытаемся найти ответ.

- Может звездочки помогут. На них – буквы. На обратной стороне – запись.

- Я поняла, это неизвестная планета рассказывает о себе.

Прежде, чем прочитать, давайте отдохнем, подготовим глазки к чтению.

9. Физминутка (под музыку).

Гимнастика для глаз.

а) Рисуем знак бесконечности ?.

б) Завязываем бантик.

в) Описываем круг по часовой стрелке, потом против.

г) Пальминг.

10. Земля.

Давайте прочитаем, что же написано.

(Выходят 5 человек, выстраиваются в ряд)

1 звездочка

Из космоса кажется, что я - голубого цвета.

2 звездочка

Я – единственная из известных пока науке планет, на которой существует жизнь.

3 звездочка

Я – единственная из планет, на которой достаточное количество воды.

4 звездочка

Я имею воздушную оболочку.

5 звездочка

Меня называют “Планета-сад”.

- Что же это за планета? Давайте прочитаем.

Е М З Л Я

(Дети переставляют буквы)

- Получается

З Е М Л Я

- Почему слово “Земля” пишется с заглавной буквы?

- Вот она красавица наша!

(Демонстрация слайда 5) (рисунок 9)

- Нравится?

- Чем?

- Останемся на ней?

- Это самая голубая планета, которая понравилась всем астронавтам. А почему она понравилась?

(Она светилась каким-то удивительно теплым светом)

- А почему командир мрачнел?

- Давайте все вместе прочитаем последнее предложение. Совпало наше мнение с мнением астронавтов?

- Как вы считаете, выполнили мы задачу урока? Докажите.

- Какова главная мысль, которую хотел донести до нас автор?

(Красивее нашей планеты Земля нет. Лучшая из планет - та, на которой мы живем. Поэтому мы должны любить и беречь.

11. Подведение итога.

Наше путешествие заканчивается. Подведем итоги.

У меня в руках необычная коробочка, в ней вопросы. Все вопросы начинаются с буквы З. Нужно выразительно прочитать вопрос и быстро на него ответить.

Вопросы:

  1. Землю называют “Голубой планетой”. Почему?
  2. Знаете ли вы: Солнце – это планета или звезда?
  3. Землю называют “планета - сад”. Почему?
  4. Земля имеет спутник. Как он называется?
  5. Знаете ли вы, когда слово “Земля” пишется с заглавной буквы?
  6. Знаете ли вы, почему Марс называется “Красной планетой”?
  7. Знаете ли вы, на какой планете круглый год лето?

11. Домашнее задание.

  1. Выполнить звуковой анализ одного из слов, записанных в бортовом журнале.
  2. Нарисовать планету, на которой хотелось бы жить, и дать ей название.