Урок химии. Урок-повторение по теме "Азот и фосфор"(игра "Брейн-ринг")

Разделы: Химия


Цели: в занимательной игровой форме провести повторение и закрепление знаний учащихся по теме “Азот и фосфор”.

Обучающая: закрепить умения составлять уравнения характерных реакций.

Развивающая: развивать умения правильно наблюдать и делать выводы по результатам наблюдений, уметь самостоятельно принимать решения, работать в коллективе и сотрудничать, развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока.

Воспитывающая: воспитать четкость и организованность в работе, желание учиться активно, без принуждения.

Знать: физические и химические свойства азота и фосфора и их соединений.

Уметь: составлять уравнения химических реакций.

 Здравствуйте! Присаживайтесь.

В начале урока я хочу ознакомить гостей с тем, как были скомплектованы команды: ребята вытягивали жетоны и, если на жетоне была цифра “3”, то они садились за третий стол, т.е. хочу сказать, что команды составлены только в перерыв до урока.

Ребята, мы изучили тему “Подгруппа азота”, и как обобщающий урок по теме мы проводим игру “Брейн-ринг”.

Я уверена, что вы не раз смотрели аналогичную передачу по телевизору, поэтому с правилами игры вы знакомы, хотя наша игра будет, естественно, отличаться от телевизионной, но все-таки я немного хочу напомнить вам правила игры.

Во-первых, сегодняшнюю игру разрешите вести мне.

Во-вторых, у нас не будет болельщиков, у нас все члены команды, команд всего 5.

В-третьих, выберите капитана команды. У вас на столах периодические системы химических элементов, ручки и листочки. Задаю вопрос, вы обдумываете, совещаетесь, и, если готовы, то капитан команды поднимает руку и отвечает. Но отвечать может и любой член команды.

Если команда выигрывает, то она получает жетон, и в конце урока мы узнаем, чья команда победила.

Я прошу наших уважаемых гостей быть сегодня членами жюри, и, если будет “лес рук”, то, пожалуйста, заметьте, кто поднял первый.

Думаю, что с правилами вы все согласны, поэтому начинаем.

Итак, я задаю вам первый вопрос. На обдумывание одна минута, иногда больше.

1. Что означает термин “азот” в переводе с греческого? Безжизненный.

2. Взаимодействует ли азот с металлами? И если да, то как называются продукты реакции? Да. Нитриды.

3. Какое соединение азота применяют в сельском хозяйстве, медицине и быту? Аммиачная вода.

4. Что является качественной реакцией на соли аммония? Щелочь, выделяется аммиак.

NH4Cl + NaOH –> NH3 + H2O + NaCl

5. Напишите уравнения реакции взаимодействия разбавленной и концентрированной азотной кислоты с металлами. При взаимодействии металлов с концентрированной азотной кислотой выделяется оксид азота (IV). При взаимодействии металлов с разбавленной азотной кислотой выделяется оксид азота (II).

6. Какой газ всегда образуется при разложении нитратов (не берем во внимание только нитраты аммония)? Кислород.

7. Какие аллотропные видоизменения образуют фосфор? Белый, красный, черный.

8. Назовите высший оксид фосфора и какую степень окисления проявляет здесь фосфор. P2+5O5

9. Какая реакция является характерной на фосфорную кислоту?

H3PO4 + 3Ag NO3 –> Ag3PO4 + 3HNO3
желтый

10. Где применяются в основном соли азотной и фосфорной кислоты? Удобрения.

11. Запишите уравнения реакций следующих превращений:

12. В трех пробирках находятся растворы следующих веществ: (NH4)2SO4, NH4Cl и (NH4)2CO3. Как распознать растворы указанных веществ.

(NH4)2SO4 + BaCl2 –> 2NH4Cl + BaSO4

белый

 

(NH4Cl + NaOH –>  NH3img1.JPG (1628 bytes) + H2O + NaCl
аммиак

(NH4)2CO3 + HCl–> NH4Cl + CO2 + H2O

13. Чем объяснить, что в природе всегда примерно одинаковое количество связанного азота, хотя азот с трудом вступает в химические реакции, но легко выделяется из соединений? Происходит круговорот азота в природе.

14. Назовите соль, состав которой может быть выражен формулой H4O3N2. NH4NO3

15. Существует соль, обладающая следующими свойствами: при нагревании кристаллов этой соли со щелочью выделяется пахучий газ. При нагревании ее кристаллов с концентрированной серной кислотой отгоняется жидкость, в которой растворяется медь. Что это за соль? Нитрат аммония NH3NO3

16. Что здесь записано?

Au; NH4Cl; NH3; C6H5NO2; CaCO2; Eu; Na2CO3; Jn; AgNO3; C2H2.
нитробензол известняк ацетилен

“Знание – сила”

 Итак, игра закончена. Подсчитываем результаты (по жетонам).

Победила команда № _____

Огромное спасибо всем за участие.