Углубление знаний о многообразии растений (папоротников) на примере объектов школьного зимнего сада

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Наша школа в этом году отмечает свое пятнадцатилетие. Это современное и красивое здание. В проекте школьного здания предусмотрен большой зимний сад. В течение всего этого времени наш зимний сад стараниями агронома и сотрудников школы пополнялся живыми растениями. Сейчас в нем насчитывается около 100 видов растений. Растения, требующие специального ухода, сгруппированы и для них созданы необходимые условия содержания. Тропическим растениям, благодаря системе кондиционирования, создаются комфортные условия для роста в течение всего года.

О погоде у нас на Урале шутят – “Десять месяцев зима, остальное лето”. Действительно, в такой климатической зоне долго радоваться красоте зеленых растений в природе не приходится. В школе, в зимнем саду, мы наблюдаем это буйство зелени круглый год.

Чтобы развивать экологическую культуру учащихся, прививать любовь к природе, знакомить с разнообразием растений, изучать их в естественной (хоть и созданной искусственно) среде и помогают занятия в Зимнем саду.

Основной замысел занятия – важнейшее дидактическое и методическое средство интеграции естественнонаучных знаний школьников. Отражая идею единства природы, оно позволяет создать целостное представление о ней.

Этим занятием мне хотелось развить у учащихся умения публичного выступления, структурирования материала, обучить сотрудничеству, работая в группах. Работая в группах, ученики овладевают навыками самостоятельного добывания знаний в процессе обучения, развивают творческие способности, исходя из распределения ролей в группе, где каждый выбирает себе ту роль, в которой он может показать себя с лучшей стороны, а это – развитие успешности у ребенка.

Для стимуляции инициативы и самостоятельности на занятии был применен технологический прием с элементами проблемного обучения.

Для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся были использованы наглядные пособия в виде натуральных объектов (живых растений) школьного зимнего сада.

Для создания ситуации выбора заданий и форм их выполнения использовались рабочие листы с возможностью выбора выполняемой роли во время исследования.

Также это занятие можно отнести к практическим методам при обучении биологии, как работы по распознанию и определению объектов. В ходе практической работы обеспечивается не только созерцание объекта, но и непосредственное изучение: обследование, выделение внешних особенностей, определение и описание живого объекта. Использование практических методов требует наличия определенного раздаточного материала, который в нашем случае имеется в достаточной степени. Владение практическими и интеллектуальными умениями позволяет ученикам самостоятельно выявлять свойства исследуемого объекта.

На уроках биологии наиболее ценные методы те, которые дают возможность приобретать знания с использованием натуральных объектов. Учитывается уровень развития учащихся, стремление учителя поддержать у детей интерес к знаниям.

Достоинства данного занятия, в том, что у учеников есть возможность, используя накопленные теоретические знания и умения, применить их на практике, определяя растения в естественных условиях. Есть возможность использовать растения зимнего сада как наглядные пособия для закрепления и расширения знаний об отдельных отделах растений. На таких занятиях формируются натуралистические умения учеников.

Минус, в том, что проведение такого занятия в условиях школьного зимнего сада со специфическим микроклиматом, тяжело переносится детьми при долгом пребывании в помещении. При большой площади зимнего сада, нет возможности проводить занятия большими группами, так как нет места для проведений занятий из-за большого количества растений.

Предлагаю вниманию коллег занятие кружка биологии.

Визитная карточка внеклассного занятия

Программа: 2 вариант учебно-методического комплекта. Автор И.Н. Пономарева.

Тема: углубление знаний учащихся о многообразии растений (папоротников) на примере объектов школьного зимнего сада.

Цель: создание условий для формирования экспериментальных умений учащихся через включение их в учебное исследование.

Методы и формы занятия:

  • проблемно-поисковая фронтальная беседа, самостоятельная работа;
  • формы организации учебной деятельности – групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

  • растения зимнего сада в горшках (адиантум, асплениум, давалия, нефролепис, птерис, туя, араукария, толстянка, фиалки, розан);
  • самодельный дидактический материал (задания для групп, листы бумаги, магнитная доска, названия частей растения и отделов растений на карточках).

Место проведения урока: школьный зимний сад.

Информация о группе: дети работоспособные, любят задания повышенной сложности, требующие нестандартного решения. У ребят развито общелогическое мышление (способны сравнивать, анализировать, обобщать). Ученики могут работать в группах под руководством учителя и самостоятельно.

Здоровьесберегающие условия урока:

  • эмоционально-эстетическая обстановка зимнего сада;
  • чередование видов учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных объектов, решение задач;
  • физкультпаузы;
  • психологический климат на уроке.

Задачи:

  1. приобщить учащихся к способности наблюдения и самостоятельности мышления;
  2. организовать учебное исследование – определение живых растений по отдельным характерным внешним признакам;
  3. осознать необходимость гармоничного существования и развития человека и природы. Ознакомить с условиями и особенностями выращивания папоротников в школьном зимнем саду.

Ход занятия

Актуализация знаний. 6 минут

Природа нашей Родины прекрасна и разнообразна. Много красивых и редких растений произрастает и у нас, на Урале. Уезжая в другие, более теплые, а иногда и более экзотические края, мы стараемся привезти частичку того удивительного растительного мира, который мы увидели. Этими растениями хочется любоваться и выращивать их дома. Такая возможность бывает не всегда, так как некоторые растения требуют особых условий выращивания. В нашем зимнем саду созданы как раз такие условия, при которых возникает возможность для выращивания и содержания многих редких растений.

Перед вами на столах мы со Светланой Владимировной, нашим агрономом, приготовили несколько растений. Определите, к каким отделам царства растений они относятся. Почему вы так считаете? (Учитель закрепляет на доске название Отдела).

По каким признакам мы определяем, к какому Отделу относится растение? Что нам необходимо знать?

Мы можем определить органы у растений. Посмотрите на ваши растения и перечислите, какие вы видите органы. Вспомним способы размножения растений, назовите, какие вы знаете.

Цветок у покрытосеменных растений – орган размножения. А слышали вы о волшебных цветках? Они встречаются в народных сказках и обладают чудесными свойствами. Ученики вспоминают сказки с волшебными цветами – “Цветик-семицветик”, “Аленький цветочек ”.

Есть еще один удивительный цветок, который по преданию расцветает только один раз, в ночь на праздник Ивана Купала. Тот, кто найдет этот цветок, будет понимать язык зверей и птиц, откроются ему клады, зарытые в землю. Много людей искали этот волшебный цветок, но не нашли. Почему, как вы думаете? Какое растение искали люди?

Когда мы изучали с вами признаки папоротникообразных, мы упоминали способы размножения этих растений. Кто мне напомнит эти способы?

Папоротники – большая группа растений, населяющие нашу Землю уже более 350 млн. лет. Обитают в тенистых и влажных местах. По внешнему виду они очень разнообразны, особенно в тропических лесах, где встречается большое количество видов лиан, травянистых и древовидных растений. Некоторые растения выращиваются как декоративные комнатные растения.

Теперь предлагаю немного подвигаться и вспомнить признаки растений, которые мы изучили. Я буду называть признак, если он относится к водорослям, то вы поднимаете руки, если ко мхам, то подпрыгиваете, договорились?

Учитель называет несколько признаков изученных отделов, ребята выполняют предложенные движения.

Спасибо, теперь приступим к следующему этапу нашего занятия.

Самостоятельная работа: исследование. 25 минут

Предлагаю разбиться на группы по четыре человека и выяснить, есть ли среди предложенных вам растений папоротники.

Для этого, выбранные вами для определения растения поставьте на свои столы, возьмите задания. На столах есть инструктивная карточка №1 с описанием отличительных внешних признаков папоротников, рабочий лист и инструктивная карточка №2 с порядком работы в группе. На карточке №1 перечислены три основных внешних признака папоротников, которые вы можете использовать во время их определения:

  • крупные рассеченные или цельные листья, отходящие от укороченного стебля;
  • молодые побеги закручены в виде “улитки”;
  • на нижней стороне листа есть сорусы – органы, в которых образуются споры, в виде коричневых мелких пятнышек.

Вам необходимо заполнить таблицу, где надо отметить эти признаки у тех растений, которые вы определяете. В первую колонку вы записываете название растения, которое прикреплено к горшку. В колонке с указанием признаков отмечаете знаком “+” наличие, или знаком “-” отсутствие признака.

Инструктивная карточка №1

Основные внешние признаки для определения папоротников
на живых объектах растений зимнего сада.

  1. Крупные, рассеченные (или цельные) листья, отходящие от укороченного подземного стебля. Листья подразделяются на фотосинтезирующие и спороносные.
  2. Молодые побеги закручены в виде “улитки” спирально и покрыты множеством чешуек, защищающих их от высыхания.
  3. На спороносных листьях образуются сорусы – специальные органы размножения, которые в виде коричневых пятнышек можно увидеть на нижней стороне листа.

Рабочий лист.

Признаки

Листья отходят от подземного стебля

Лист цельный

Лист рассеченный

Есть сорусы с нижней стороны листа

Молодые побеги имеют вид “улитки”

Название растения          

По окончании работы и заполнении таблицы, группы отчитываются по предложенному плану на инструктивной карточке №2.

Инструктивная карточка №2

Порядок работы группы № __

1. Распределите роли в группе:

  • капитан – будет отчитываться за работу группы;
  • хранитель времени – следит за временем работы;
  • садовник – работает с растением, показывает его группе;
  • секретарь – записывает выявленные признаки в предлагаемую таблицу на рабочем листе.

2. Заполните таблицу с целью определения растения.

В первую колонку запишите название растения, наклеенное на цветочном горшке. В строках отмечайте знаком “+”наличие признака или “ -” отсутствие признака.

  • По окончании работы и заполнении таблицы, капитан отчитывается по предложенному плану:

Наша группа считает, что растение, название которого … относится к папоротникам, потому что нами были выявлены следующие основные внешние признаки:

а) молодые побеги свернуты в виде “улитки” (показать на живом объекте);
б) листья растут от подземного стебля (показать на живом объекте);
в) сорусы, в которых образуются споры, находятся на нижней стороне листа (показать на живом объекте). В отчете можно назвать несколько растений, если у них выявлены все или хотя бы два основных признака.

  • Хранителю времени. Предупреди группу об окончании работы за 1 минуту.
  • Секретарю. Заполняй таблицу аккуратно.
  • Садовнику. При определении растения смотри, чтобы растение не трогали руками, осматривали листья при помощи ручки или карандаша. Помни – землю разрывать нельзя!

Во время отчета вы можете проиллюстрировать ваше выступление рисунком того растения, которое, по вашему мнению, является папоротником. Распределите роли в группе, и начнем работать.

Ученики с большого общего стола отбирают на столы поменьше, где будет работать группа, растения для определения. В нашем случае, на занятии было 12 учеников и образовалось три группы по 4 человека. Каждый из группы выбрал себе “роль”, в зависимости от характера, темпераметра и желания на данном занятии. Ученики, умеющие быстро и хорошо рисовать, зарисовывают растение (или растения) для иллюстрации отчета группы.

Рефлексия. 4 минуты

Итак, что интересного было для вас сегодня на занятии? Что было трудно в исследовании?

Смогли вы убедиться, что есть папоротники по внешнему строению не похожие на те, которые мы изучали или видели в природе?

Действительно, даже крупные биологи, сомневаясь в правильности определения по внешним признакам, проводят внутреннее исследование тканей растений при классификации.

Есть у нас в зимнем саду один экземпляр, который совсем не похож на папоротник, но все-таки им является. Обратите внимание на это растение – это “Олений рог”. Его листовая пластинка действительно напоминает по форме рога оленя. Нам было бы трудно без знаний внутреннего строения определить, что это папоротник. Есть у нас и водный папоротник, растущий в аквариуме. Его принадлежность к этому отделу определили, только изучив его внутреннее строение.

В нашем зимнем саду произрастают несколько видов папоротников, они сейчас стоят на стеллажах. Найдите эти растения по тем признакам, которые мы уже умеем определять. Какие это признаки?

Мы познакомились с вами с декоративными папоротниками, которые выращиваются у нас в зимнем саду. У вас есть возможность при правильном уходе выращивать их и у себя дома. Если есть желание вырастить понравившееся растение, посоветуйтесь со Светланой Владимировной по уходу и содержанию.

Список литературы

  1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий, Санкт-Петербург, КАРО, 2002.
  2. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии, Москва, Академия, 2003.
  3. Поляков С.Д., В поисках педагогических инноваций, Москва, 1993.
  4. Шустова И.Ю., Мамонова Л.А. Групповые дискуссии: методические рекомендации для студентов педагогических вузов, Ульяновск, 2000
  5. Гарбер Е.И. О природе психики. Семнадцать уроков по психологии, Москва, Школа-Пресс -1, 2001.