Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.
Учебные пособия “Полезные привычки” (1-4-е кл.), “Полезные навыки” (5-9-е кл.) и “Полезный выбор” (10-11-е кл.) – это современные программы превентивного обучения, включающие элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной, являющиеся универсальной (первичной) профилактикой употребления ПАВ детьми и подростками. Поэтому их целью является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя, наркотиков и др. ПАВ.
Данные программы создавались группой российских специалистов (под руководством кандидата психологических наук О.Л. Романовой) по инициативе Международной некоммерческой организации Project HOPE. Апробация программ осуществлялась в школах г. Москвы в течение 1997 – 2000 гг., а с 2001 г. – в гимназии №6 г. Архангельска. В 2000 г. программы “Полезные привычки”, в 2001 г. “Полезные навыки”, а в 2003 г. “Полезный выбор” были утверждены Федеральным Экспертным Советом Министерства Образования РФ и получили гриф “Допущено Министерством Образования РФ”.
Программа “Полезные привычки” направлена на профилактику табакокурения и употребления алкоголя. Долговременная задача следующих программ – предупреждение употребления наркотических, токсикоманических веществ и ВИЧ-инфекции.
Программы “Полезные привычки, навыки, выбор” ведутся с 1-го по 11-й класс, имеют полное методическое оснащение и сопровождение, включающее:
- пособие для учителя (с поурочными разработками);
- рабочую тетрадь для учащегося;
- комплекс пре– и пост– тестов (мониторинг для оценки эффективности ежегодного курса);
- книгу для родителей.
Необычность и новизна методологии превентивного обучения (обучение в группах, ролевое моделирование, задания в рабочей тетради и т.д.) позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету обсуждения, тем самым значительно увеличивается эффективность уроков.
В программах имеются материалы для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей детей для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест) уроках учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении учащимися знаний по данным программам, а также выявляет среди детей “группу риска”.
Программы “Полезные привычки, навыки, выбор” включают в себя и работу с родителями, т.к. ребёнку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, как в школе, так и в семье, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей.
Исходя из данных, полученных в ходе многолетних исследований, из опыта профилактической антинаркотической работы следует, что первичная профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употреблял ПАВ. Приобщение к наркотикам начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще, поэтому своей цели программы достигнут, если будут введены с первого класса. В этом случае реализуются главные принципы программ: “системность” и “спиральность”, т.к. параллельно с ростом, развитием, увеличением объёма школьных знаний ребёнка одни и те же темы, повторяющиеся ежегодно, расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются на протяжении с 1-го по 9-й класс, что обеспечит здоровый выбор в 10-11-м классе.
Количество часов, отведённых для реализации программ, составляет в 1-4-х классах и 6-11-х классах – 8 часов в год, а в 5-м классе – 12 часов в год. Опыт внедрения программ показал целесообразность их поэтапного введения.
Однако, возможно одновременное введение данных программ на ступенях 1-4-х, 5-7-х, 8-9-х классов, при условии изучения материала предыдущих ступеней за счёт увеличения часов: на ступени 1-4-х кл. на 1-2 часа в год, 5-7-х кл. на 3-4 часа в год, 8-9-х кл. на 4 часа в год, в зависимости от уровня развития и подготовленности учащихся.
Существует несколько вариантов определения места данных программ в учебно-воспитательном процессе ОУ. Первый вариант, предложенный Министерством Образования РФ, внести отдельным предметом в рамках
вариативности БУП за счёт часов школьного компонента (обязательные занятия по выбору, факультативы и т.д.). Второй вариант внедрения программ – это изучение в рамках учебного предмета (биология, ОБЖ, естествознание и др.), а также спецкурсов и факультативов, связанных со здоровьесберегающими технологиями (психология общения, и др.). Третий вариант (преимущественно для инновационных ОУ) – введение программ “Полезные привычки, навыки, выбор” через классные часы.
Учитывая опыт внедрения данных программ в нашей гимназии, оптимальная частота проведения уроков – это 1 раз в месяц. Если программы реализуются в рамках других предметов и спецкурсов, то допускается ведение блоками, исходя из содержания основного предмета.
Роль учителя в проведении уроков по программам “Полезные привычки” и “Полезные навыки” очень важна и не совсем обычна. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Методы превентивного обучения не исчерпываются традиционными, применяемыми в каждой школе и хорошо известными учителю, поэтому обязательным условием является обучение педагога на семинаре-тренинге для работы на всех ступенях по данным программам. Это может быть педагог-психолог, социальный педагог, педагог-предметник (биология, ОБЖ), учитель начальных классов, зам. директора по охране труда и здоровья участников образовательного процесса, учитель, интересующийся проблемой здорового образа жизни.
Учитывая опыт ведения программ “Полезные привычки, навыки, выбор”, необходимо отметить, что более эффективно для школы и учащихся проведение уроков одним педагогом с 1-го по 11-й класс.
Результаты мониторинга по оценке эффективности обучения по программам “Полезные привычки, навыки, выбор”, проведённого в МОУ “Общеобразовательная гимназия № 6”, свидетельствуют о несомненных улучшениях в знаниях учащихся в сравнении с началом и окончанием курса. Качественный показатель увеличился в среднем на 57%, а количественный – на 60%.
Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данные программы превентивного образования необходимы школьникам, т.к. имеют систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.