Урок, завершающий изучение раздела "Устное народное творчество"по теме: "Посиделки (сценарий)". 6—7 классы

Разделы: Литература


Народная культура - основа национальной культуры, позволяющая на реальных, доступных примерах открыть перед учащимися нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе - родной земле. Праздник предполагает возможность окунуться в яркий, выразительный Мир русской действительности, вмещающий праздники и будни.

Праздник предполагает знакомство ребят с традициями и обычаями русского народа; сценарий рассчитан на то, что учащиеся не просто зрители, они активные участники. Так сценарий “Русских посиделок” позволяет показать себя в конкурсе частушек, который предполагает традиционные соревнования между двумя или несколькими группами, когда одна группа начинает конкурс частушечников, а другая подхватывает или предлагает свой оригинальный вариант; игры - это конкурс предполагает ощутить себя снова ребенком; в конкурсе слов или понятий, связанных с традициями русского костюма; конкурсы пословиц, поговорок, загадок позволяют не только познакомиться с особенностями русского быта, но и окунуться в народный колорит родного языка.

Дидактическое обеспечение : “Русское народное поэтическое творчество”. Под ред. Кравцова Н.И. М., 1971, сборник материалов фольклорных экспедиций Омской области. раздаточный материал - карточки.

Оборудование: компьютер, проекционная система; (рекомендовано) элементы национального костюма, предметы-оборудование для игры - варежки, прутики для веника.

Межпредметные связи: Мировая художественная культура, литература, история, краеведение, информационные технологии, ИЗО, технология.

Ведущие понятия: фольклор, народные традиции и обычаи.

Оформление доски: пословица “Кончил дело - гуляй смело”, иллюстрации к различным конкурсам - “Русский костюм”, “Убранство избы”, “Народное гуляние”.

ХОД УРОКА-ИГРЫ

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Постановка цели урока.

ЦЕЛЬ: ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа.

ЗАДАЧИ:

  • создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального
  • самовыражения личности; развитие любознательности и познавательного интереса
  • учащихся; воспитание уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица -,
Говорит одна девица
- Я б для батюшки царя
Родила б богатыря.
- Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
- Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица:
- То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир ...

Ведущий 1. Как вы уже поняли, вы пришли на вечерки. Вечерки - это небольшие посиделки, на которые собирались парни и девушки, играли в различные игры, пели песни, занимались рукоделием.

Ведущий 2 . Для посиделок снимали специальную избу. Русская изба - это загадочный, сказочный мир, с нашей точки зрения; давайте зайдем в избу и представим, как она устроена.

ЗАДАНИЕ

(Раздаются карточки с названиями предметов домашнего обихода). Обустройте избу, подготовьте ее для посиделок.

СТОЛ, СКАМЬЯ, ЛАВКА, ПЕЧЬ, ЛУЧИНА, РУНДУК, ЕНДОВА, СТУПА, ВЕРЕТЕНО, СВЕТЕЦ,..

Ведущий 1 . Красна изба углами, а хозяйка пирогами. А чтобы приготовить пироги должна быть хорошая хозяюшка.

Ведущий 2. Девочек, девушек с измальства приучали к домашнему хозяйству. Сами они пряли, ткали, вышивали себе одежду. Русский национальный костюм - это народные сокровища (рассказ о русском национальном костюме с показом элементов костюма, возможно при подготовке данного конкурса использовать материалы уроков технологии, ИЗО, МХК).

ЗАДАНИЕ

Предлагаем вам проявить сноровку и, подумав, ответить. Почему в народе так говорят: ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ, РАСПОЯСАТЬСЯ? Что обозначают эти слова? Где и в какой ситуации мы можем употребить их сейчас?

Ведущий 1. С детских лет ребят приучали к домашнему хозяйству. Когда ребенок был совсем маленьким, то всегда находили время, чтобы с ним позаниматься, даже в устном народном творчестве сложился самостоятельный раздел "Детский фольклор": ПЕСТУШКИ, СКОРОГОВОРКИ, ДРАЗНИЛКИ, и многое другое, что развивало ребенка, придавало гибкость его ума, рукам, ногам, делало его сильным, умным, сноровистым.

СЦЕНКА. “Пестушки” (материал смотреть в Приложении).

Ведущий 2. В игры играли не только дети, но и взрослые - это же посиделки, время, когда можно отвлечься от всех трудных забот, ощутить радость жизни.

ЗАДАНИЕ

Игра “Русская баня” - раскладываются принадлежности необходимые для игры: веник, рукавицы, шапка; играющие становятся рядом со своими предметами и по команде, должны надеть на себя шапку и рукавицы (при этом, чтобы выглядеть аккуратно) и, приговаривая,: "Ах, как хорошо", огревая себя веником, изобразить процесс парения.

Ведущий 1. Ну, а какие посиделки без частушек?! Частушки - это мастерство импровизации, умение показать себя, все, что ты можешь сам без чьей-либо помощи. Точным метким словечком ответить на предложенную тему, не дать обойти тебя, продемонстрировать свое мастерство, смекалку, находчивость, музыкальность, юмор. Частушка - это не только слово, но и умение двигаться, частушку необходимо оттанцевать

ЗАДАНИЕ

КОНКУРС ЧАСТУШЕЧНИКОВ. Конкурс можно проводить, поставив группу ребят друг перед другом. Стоя так, они должны пропеть те частушки, которые они знают, и так до тех пор, пока кто-то не исполнит последнюю.

Ведущий 2. Русские посиделки - это вечера, когда уже закончены все полевые работы, поэтому неплохо бы сейчас вспомнить, какие существуют приметы, связанные с урожаем, предсказаниями погоды.

Например: "Пока лист на вишне не опал - снегу не удержаться".

ЗАДАНИЕ

Назвать как можно больше примет, связанных с природой.

Ведущий 1. Заканчивается домашний праздник, собираются гости с "супрядок", так в народе величали посиделки, и звучит песня, венчающая это незатейливое празднество:

Катюшечка, душечка,
Одна в горенке сидит;
Шила-вышивала
Дружку милому платок;
Сошила рубашку.
Сама к батюшке пошла.
- Родитель, мой батюшка!
Что ты думаешь обо мне?
- Дитя мое, Катенька,
Не моя воля, твоя:
Хочешь ты, поди, взамуж,
Не хочешь, девушкой сиди!

Ведущий 2. Посиделки - это еще и смотрины, но об этой стороне русский обычаев поговорим в следующий раз. Рады были видеть вас у нас в гостях на “Русских посиделках”.

3. Подведение итогов: Награждение самых эрудированных и находчивых.

Данный сценарий позволяет проявить самостоятельность как учителя, так и учащихся. Праздник “Русские посиделки” можно сделать традиционным, ежегодным и проводить его, заменяя один конкурс другим. Так, как уже говорилось в начале, возможны такие конкурсы: знатоков пословиц, поговорок, скороговорок, загадок, русской кухни, народных праздников. Данный сценарий предполагается и с использованием слайдов.