Применение учебно-методического комплекса (УМК) на уроках теории и методики физического воспитания в педагогическом колледже по специальности 0307 "Физическая культура"

Разделы: Общепедагогические технологии


Постоянное пополнение и обновление знаний - важнейшая сторона профессиональной деятельности любого специалиста… Обучение, ориентированное только на запоминание материала, уже не может удовлетворить современным требованиям /Р.М.Грановская, с.450/

…Овладение новыми методами обучения не только стимулирует преподавателя развивать себя как личность, но и помогает ему сохранить духовную молодость, которая, как известно, тесно связана со способностью к развитию,

Наряду с применением разных подходов в обучении разных студентов существуют также и различные пути стать “хорошим” преподавателем. Главное – выбрать правильный подход к личности человека. Мы не обманываем студентов, когда пытаемся показать себя с другой стороны. В то же время, когда мы стараемся, чтобы студенты учились усердней, они ценят наши попытки улучшить методы преподавания, даже те методы, которые мы порой считаем недостаточно хорошими.

Теория и методика физического воспитания (ТиМФВ) в педагогическом колледже на отделении 0307 “Физическая культура” призвана дать студентам те фундаментальные знания и умения, которые необходимы любому учителю для направленного освоения новых сведений, критического восприятия ранее неизвестных теоретических положений и практических действий; для правильной оценки роли смежных научных дисциплин в реализации задач физического воспитания; для создания базы личного педагогического совершенствования и творчества.

Авторская методика заключается в создании учебно-методического комплекса (УМК) по предмету и применение его в процессе подготовки выпускника к работе учителем физической культуры в общеобразовательной школе.

Учебно-методический комплекс по предмету “Теория и методика физического воспитания” по специальности 0307 “Физическая культура” включает в себя:

- рабочую программу;

- календарно-тематический план, составленный на основании рабочей программы;

- учебные карточки, составленные согласно календарно-тематического плана;

- блок-схемы и дидактические игры, отображающие главное содержание учебных карточек;

- оценочные листы.

Создание учебно-методического комплекса по предмету позволило изучать несколько тем одновременно.

При авторской методике преподаватель часть времени работает со всеми студентами, высвечивая блок-схему на экране и объясняя основные моменты. Остальное время студенты работают самостоятельно, изучая учебную карточку и собирая блок-схему на парте. Преподаватель работает с отдельными студентами индивидуально, отключая их от самостоятельной работы по очереди.

Контроль преподавателя ориентирован на помощь. Возможен взаимоконтроль и самоконтроль. Это повышает качество обучения, делает его управляемым и результативным, дисциплинирует студентов, готовит их к самостоятельному непрерывному продолжению образования в течение всей жизни.

В организационно-методической основе заложена новая модель организации обучения, которая позволяет увеличить время самостоятельной работы студентов. Учение как один из видов деятельности человека становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью, управляемой посредством, учебно-методического комплекса по предмету, кодоскопа ( в данном случае нужный материал для высвечивания печатается на полиэтиленовой пленке на обыкновенной пишущей машинке) или компьютера.

В статье описан урок, который был проведен в Иркутском педагогическом училище на отделении 0307 “Физическая культура” во время зонального методического совещания региона Сибири и Дальнего Востока и был одобрен. Такой урок проводился впервые.

Подобные уроки проводились по другим разделам программы: “Планирование учебной работы” - в педагогическом училище г. Комсомольск-на-Амуре, “Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня” - г.Спасск-Дальний, “Спортивная тренировка” - Петровск Забайкальский и др.

Изучение нескольких тем одновременно возможно при создании учебно-методического комплекса по предмету (УМК) УМК дает возможность больше времени уделять индивидуальной работе со студентами, решению профессиональных вопросов в практической подготовке учителя физической культуры

Авторская методика преподавания теории и методики физического воспитания позволила повысить качество знаний студентов в Минусинском педагогическом колледже, Красноярского края на Государственных экзаменах с 31,7% при традиционной методике до 100% - при авторской.

Темы:

1. Гимнастика - одно из основных средств физического воспитания.

2. Игры и их место в физическом воспитании.

3. Спорт в системе физического воспитания.

4. Туризм как одно из средств физического воспитания.

5. Использование естественных сил природы в целях физического воспитания.

Цель: Формировать знания о комплексном применении средств физического воспитания для гармонического развития личности школьника.

Форма: Изучение всех тем одновременно (блоком).

Время: 2 урока.

I. Предварительная подготовка к уроку

1. Из учебно-методического комплекса (УМК) по предмету “Теория и методика физического воспитания” взять:

  • - напечатанную на пишущей машинке, на полиэтиленовой пленке учебную карточку “Классификация средств физического воспитания и их особенности” для использования её в уроке, высвечивая посредством проектоскопа (или подготовить компьютер с проектором);
  • - дидактические игры по данному разделу (пакетики, в которых находятся классификации каждого средства физического воспитания: гимнастики, игр, спорта, туризма и естественных сил природы, пронумерованные согласно номеру средства физического воспитания - 1,2,3,4,5; 1- гимнастика; 2 - игры; 3 - спорт; 4 - туризм; 5 - естественные силы природы).

2. Подготовить проектор, экран.

П. Непосредственная подготовка перед уроком

1. На столе каждого учащегося разложить:

  • учебные карточки (см. Приложение 1-5). Каждая тема приходится на 4-5 студентов (в зависимости от количества студентов в группе);
  • на каждого студента по 5 пакетиков (в каждом пакетике - классификация гимнастики, игр, спорта, туризма и естественных сил природы как средств физического воспитания) с дидактическими играми; на пакетиках указан номер по порядку, соответствующий номеру темы.

2. Установить и проверить проектор.

3. Подготовить карточки для проектора (компьютер с проектором).

Ход урока

  1. Спроектировать раздел, темы урока и цель.
  2. Создать мотивацию урока. Значение знаний данных тем в профессиональной подготовке специалистов в области физического воспитания.
  3. Спроектировать классификацию средств физического воспитания (основное средство физического воспитания - физические упражнения, вспомогательные - естественные силы природы и гигиенические факторы; а физические упражнения классифицируются по исторически сложившейся системе: гимнастика, игры, спорт и туризм). Посредством беседы, объяснения, дидактического рассказа подвести к изучению тем (информационная основа): создать мотивационную основу значения знаний данных тем в профессиональной дальнейшей деятельности учителя физической культуры.
  4. Дать студентам 7-8 минут для самостоятельного изучения содержания учебных карточек (см. Приложения 1-5) с опорными сигналами (вопросы в учебной карточке, раскрывающие основную суть темы). Каждую тему изучают 4-6 студентов (классификацию своего средства физического воспитания пока не изучают, только общую характеристику).
  5. Провести опрос студентов, предупредив всех, что знания о других средствах физического воспитания они получат из ответов их товарищей. (4-6 студентов, изучающих тему, дают полную характеристику своего средства, остальные слушают). В процессе опроса можно перейти на беседу со всеми студентами (интеграция знаний, полученных в процессе изучения предметов учебного плана по данной специальности, собственный опыт и др.). В результате все студенты узнают общую характеристику данного средства физического воспитания посредством рассказа товарищей, которые изучали учебную карточку, соответствующую тому средству, которое анализируется, обобщается и делается вывод о значении знаний в профессиональной деятельности, своих собственных знаний и опыта, дополнений и обобщений преподавателя.
  6. Приступить к изучению классификаций средств физического воспитания:
  7. а) один из студентов, изучающих первую тему (гимнастика - одно из средств физического воспитания), доходчиво рассказывает классификацию гимнастики по учебной карточке:

    б) проектируется карточка для зрительного восприятия всеми студентами;

    в) проектор выключается, все студенты берут пакетик №1, и из содержимого пакетика (напечатанные слова и словосочетания отдельные) выкладывают классификацию гимнастики у себя на парте:

    г) выборочно один из студентов зачитывает классификацию, ту, которая получилась у него:

    д) повторно проектируется классификация гимнастики, каждый студент проверяет классификацию свою.

    е) дается общая характеристика видов и разновидностей гимнастики посредством беседы, дополнений преподавателя.

    Аналогично изучаются остальные темы раздела (см. Приложения 2-5)

  8. Приступить к изучению особенностей каждого средства физического воспитания:

- проектируются последовательно особенности каждого средства физического воспитания, изучаются всеми студентами посредством беседы, объяснения, рассказа и др. Преподаватель использует методы активизации процесса физического воспитания - проблемные вопросы, которые нужно решить, применяя знания из предметного специального блока (гимнастика с методикой преподавания, легкая атлетика с методикой преподавания, спортивные игры с методикой преподавания и др.); при работе с детьми различного школьного возраста.

8. Повторно изучить учебную карточку (каждому - свою), дополнить тем, о чем еще не рассказали.

9. Поставить проблемные вопросы по дополнительному материалу. Обобщить знания о каждом средстве физического воспитания.

10. Опросить студентов независимо от того, какую тему он изучал.

11. Сделать выводы по каждому средству и в целом: (см. Приложение 6).

- Что дает знание данных тем учителю физической культуры?

- Что полезного студенты взяли для себя?

12. Подвести итоги урока, выставить оценки.

Учебный материал, рассчитанный на шесть уроков, выдается за два урока, закрепляется и проводится текущий учет, где все студенты показывают качество знаний 95-100%. (Уроки проводились на незнакомых группах в нескольких педагогических училищах и на курсах повышения квалификации, на что есть акт внедрения авторской методики в регионе Сибири и Дальнего Востока).